Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
институциональный подход ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп (малых групп, толпы, этносов, классов) и т.д.
Деятельностный подход. Он предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.
критически-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы политических изменений.
сравнительный (компоративистский) подход. предполагает сопоставление однотипных политических явлений, с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
исторический подход. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего.
Вторая группа методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами. В данную группу методов входят индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. К этим методам относятся: использование статистики, в первую очередь электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение и др.
82. Пути и способы изменения политических систем
Политическая система по своей природе изменчива и динамична. В ней постоянно происходят изменения различной скорости и глубины. Даже та политическая система, которая, на первый взгляд, находится в состоянии стагнации, все равно претерпевает определенные изменения, которые, вследствие их медленности, трудно обнаружить. Изменения, как быстрые, так и медленные,—это существенная характеристика политической системы, важнейшая закономерность ее функционирования.Источник динамизма политической системы заключен в сосуществовании в обществе множества больших и малых социальных групп, имеющих различные, а иногда и противоположные интересы. Вследствие этого отношения между ними являются противоречивыми и конфликтными. Каждая из конфликтующих групп имеет свои специфические цели и стремится к их осуществлению. Средства для достижения своих целей политические субъекты, как правило, используют любые, выбирая при этом в данный конкретный момент наиболее эффективные и беспроигрышные. В политической литературе выделяют три основных способа изменения политических систем. К ним относятся реформы, революции и перевороты. Реформа (от лат. reformare - преобразовывать) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении основ существующего социального строя. Реформы - это эволюционный путь изменения экономических, политических и духовных отношений общества. При этом качественные изменения в тех или иных областях общественной жизни имеют постепенный и ненасильственный характер.Классической иллюстрацией к изложенному может служить ряд реформкапитализма в промышленно развитых странах, приведших к значительным прогрессивным изменениям во всех сферах общественной жизни/ В этих странах благодаря реформам произошло заметное повышение уровня жизни людей, улучшение условий их труда и быта. Каждый человек за свой труд здесь получает такую заработную плату, которая позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойную жизнь.Следующим путем преобразования политических систем является революция. Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) представляет собой радикальное преобразование общества в целом, свержение господствующих классов и политических элит. Она осуществляется на основе нового проекта будущего политического устройства общества. Революционные процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за власть социальных и I политических групп. Революции приводят, таким образом, к утверждению в обществе новой системы ценностей, новых политических i/нститутов и новых форм организации общественной жизни.Причины, которые порождают революции, многообразны. В качестве основной причины выступает то обстоятельство, что правящие в обществе политические элиты не могут дальше эффективно осуществлять управление социальными процессами в силу своего интеллектуального истощения. Политические элиты теряют доверие и уважение Со стороны народа, а следовательно, лишаются легитимности.
В общественно-политической
практике в качестве способа изменения
политической системы используются
и политические перевороты. Политические
перевороты ведут лишь к изменениям
в сфере власти и в первую очередь
к персональным перестановкам в
составе политической элиты. Они
имеют различные формы своего
проявления. Это могут быть государственные
перевороты, путчи, военные заговоры,
контреволюции и т.д. Государственные
перевороты, как правило, осуществляет
та или иная группировка в составе
государственной власти. Путч - это
авантюристическая попытка
83. Понятие и содержание политики
Политика – понятие ключевое в политической науке. Все проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее. Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис.
Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.
Политика возникает из-за потребности в особых посреднических органах в отношениях между людьми, которые в дальнейшем превратились в публичные органы власти, т.е. государство. Возникновение политики охватывает продолжительное время. Потребность в согласовании различающихся групп интересов, в обеспечении целостности общества привела к формированию институтов публичной власти, которые используют принудительные меры и таким образом обеспечивают общеобязательное поведение людей и социальное единство общества.
В отличие от других социальных институтов, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства.
Политика возникает также в зависимости от географических, природных, экономических, социальных, культурных условий конкретной страны. Притом от этих объективных факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти.
Так в странах западной
цивилизации политика возникла в
результате социального расслоения
общества. В странах Востока потребность
в политике была вызвана необходимостью
обеспечения населения
Выделим основные парадигмы
(подходы объяснения) политики:
1. Теологическая – сверхъестественная интерпретация
политики.
2. Натуралистическая – природа политики вытекает из влияния: внешней среды – географическая парадигма; свойств живой природы – биологическая парадигма; качеств самого человека – психологическая парадигма.
3. Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.
4. Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами.
Современная политическая наука
позволяет рассматривать
1. Как сфера общественной жизни;
2. Как один из видов
активности социальных
3. Как тип социальных отношений.
84. Формы функционирования политического сознания
Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции. Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.
Политическое сознание выступает в различных формах: 1) Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. 2) Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.
С возникновением политики
как важнейшего элемента
85. Структура и функции политики
Весьма сложной и
Политический интерес как структура политики представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Политическая организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.
Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти.
Политическая деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов.
Политическое сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам.
Значение и роль политики
как социального института
1. Функция обеспечения
целостности и стабильности
2. Функция мобилизации
и эффективности общей
3. Управленческая и регулятивная
функции. Выражая властно