Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 46

91.Типология политических систем

Политическая система  это совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых  реализуется политическая власть и  осуществляется политическое влияние. Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости  от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную.  Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество. Государство - это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.         Институтом любой развитой политической системы являются также политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества.

92.Система власти  в РБ

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент.   Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей (110 депутатов), верхняя — Совет Республики (64 члена). Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года. 

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет министров Белоруссии. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.  

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Белоруссии. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий.

БИЛЕТ 47

93.Понятие и  содержание демократии

Основные факторы и  этапы формирования и эволюции либерально-демократической системы правления и идей демократии в целом совпадают с важнейшими вехами формирования и эволюции гражданского общества и правового государства. Более того, эти три компонента в совокупности составляют основу либерально-демократической общественно-политической системы. Она связана с утверждением и легитимизацией в процессе капиталистического развития новой, по сравнению с средневековьем, системы миропонимания, где свободный индивид признается в качестве самостоятельной единицы социального действия. В этом контексте либерализм, особенно на начальном этапе, способствовал формированию и утверждению демократической формы правления и правового государства, поэтому и принято говорить о либеральной демократии. Однако, как будет показано в гл. 6, современная демократия отнюдь не сводится к либерализму, в ее формирование значительный вклад, особенно в XX в., внесли и другие идейно-политические течения.Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции - с другой. Термин "демократия" происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из demos - народ и kratos - власть, правление. Обращает на себя внимание многозначность и неопределенность самого понятия "демократия". Еще Кельзен утверждал, что в XIX и XX вв. слово "демократия", став господствующим лозунгом, утратило четко очерченное и твердое содержание. Этого же мнения придерживался и П.И.Новгородцев, который в 1923 г. писал, что термин "демократия" принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической теории [51, с.541]. Нельзя сказать, что этот вопрос окончательно решен в наши дни, когда демократия стала как бы велением временя и весь мир как будто стал на рельсы демократизации.В настоящее время термин "демократия" используется в нескольких значениях:Форма правления, при котором политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.Форма правления, при котором граждане осуществляют свое право принятия решения не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.Форма правления, при котором власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д., называется либеральной или конституционной демократией.Форма правления, при котором любая политическая или социальная система независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.Можно привести еще множество других значений понятия "демократия", но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в неправомерности его однозначного толкования.Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных форм организации политического сообщества. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции.Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как од ну из пяти или шести главных типов правления.

94. Стадии развития  политического процесса

В политической науке существуют различные точки зрения на то, что  такое политический процесс. Так, некоторые  исследователи считают, что понятие  политический процесс может иметь  два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания  политики идет речь — о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой  деятельности или даже единичных  действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается некая равнодействующая деятельности социально-политических субъектов. Во втором случае политический процесс определяют как цикл политических изменений, последовательную смену  состояний политической системы.

Важным параметром политического  процесса является его разделение на этапы.

Обобщая различные подходы, можно выделить следующие основные фазы: постановка проблемы (сбор необходимой  информации о существующих проблемах,   общественных  запросах   и   возможных   путях  решения,   определение первостепенных и второстепенных проблем); формулирование альтернативных решений; сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения; формулирование  государственного  решения  и  его  легитимация  (путем принятия законов, голосования и проч.); реализация принятых решений; контроль за реализацией и осуществлением обратной связи.

БИЛЕТ 48

95. Разделение властей: сущность, принципы, обоснование необходимости

96. Этноконфессиональная политика РБ

Конфессиональное пространство Беларуси является гетерогенным. В  настоящее время в Беларуси зарегистрировано более 3 тысяч религиозных организаций, из них лишь подавляющее большинство  – христианские конфессии, менее 3% – не-христианские (иудеи, мусульмане, кришнаиты, бахаи). 25 конфессий. Соц. опросы: количество верующих чуть менее 60%.

Основы госуд-конфес политики были заложены в законе «О свободе  вероисповеданий и религиозных  организациях» (1992). В РБ в 2002 г вступил  в силу новый Закон «О свободе  совести и религиозных организациях». РБ является светским государством согласно Конституции. Государство не возлагает  на конфессии выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается  в их деятельность, если она не противоречит законодательству. Главная цель конфессиональной политики - это содействие сохранению стабильной, спокойной межконфессиональной  ситуации в Беларуси без религиозной  конфронтации, обеспечение государственно-конфессионального  межконфессионального диалогов.

В учреждениях образования  не допускается создание и анонимная  деятельность религиозных организаций. Верующие взрослые и дети имеют возможность  религиозного обучения в создаваемых  религиозными организациями учебных  группах и воскресных религиозных  школах. Комитет по делам религий  и национальностей при Совмине, с мая 2006 г. – аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей. При Уполномоченном - межконфессиональный консультативный совет, экспертный совет.

Этнонациональная политика – это регулирование отношений  между социально-этническими общностями, государственно-национальными образованиями, их представителями и государством. Национальность – это общность людей, независимо от места проживания имеющих  общие этнические признаки. Под этнической группой понимают имеющую в своей  основе этнические признаки немногочисленную общность в несколько тысяч или  сотен человек, которые слабо  связаны между собой. Национальная группа - часть некоренной для данной страны или региона нации, народности, национальности. К этнограф группе относят обособленную часть нации  или народности, сохраняющую некоторые  особенности языка, культуры, быта. Народность - малочисленная, устойчивая общность с экономическими связями, единством языка, территории, культуры, самосознания, психологии, хотя и с  меньшим по сравнению с нацией уровнем развития этих признаков. Нация  – это социально-психологическая  общность, характеризующаяся единством  экономической жизни, языка, территории и своеобразием культуры, самосознания, психологии и быта. Беларусь – полиэтническое и поликонфессиональное государство, 142 нац группы. Государство реализует  отношения между этнонациональными  общностями на основе принципов равенства  перед законом, уважения их прав и  интересов, сохранение историко-культурного  и духовного наследия, свободное  развитие культур всех национальных общностей, право сохранять свою нац принадлежность, никто не может  быть принужден к определению  и указанию своей национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства  преследуется по закону. Каждый имеет  право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, запрещается  создание и деятельность политических партий, общественных объединений, ведущих пропаганду национальной и религиозной вражды. Закон “О гражданстве Республики Беларусь”, Закон “О национальных меньшинствах в Республике Беларусь. В 1997 г. создан Государственный комитет по делам религий и национальностей.

БИЛЕТ 49

97. Понятие, природа ,черты политической  власти

Политическая власть –  способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю, оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством  авторитета, права, насилия.

Политическая власть существовала, как известно, не всегдаПолитическая власть возникает в обществе, где  люди разделены разными интересами, неодинаковым положением.

По вопросу возникновения  власти существуют следующие трактовки.

Телеологическая — это власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

Бихевиористская — понимание власти как взаимодействия индивидов в процессе их политического поведения, когда одни люди командуют, а другие подчиняются.

Психологическая трактовка власти основывается на биологической, генетической или эволюционной предрасположенности человека к насилию, к власти.

Системная: производность власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода       (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Структурно-функционалистская: власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

По отношению к обществу политическая власть проявляется в  виде господства, убеждения, принуждения  и силы. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой.

Ресурсы власти – все  те средства (материальные и нематериальные), использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления.

Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения.

Принудительные ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди.

Ресурсами власти являются убеждения, интересы людей, их чувства, эмоции. Специфическим ресурсом власти является сам человек. Личность выступает  ресурсом власти лишь в одном —  будучи использована как средство реализации чужой воли. Политическая власть как  система выделяется рядом характерных  черт:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"