Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

По степени интенсивности, эмоциональной  напряженности к бунту близок мятеж, но для мятежа характерно очень  ограниченное число участников. Он возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц, носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и  основное ядро мятежников — армия. Как только к его инициаторам  присоединяются более широкие слои населения, мятеж теряет качество организованного, целенаправленного действия, становится предельно жестоким, потерявшим цель и нетерпимым ко всему, что считает  чуждым. Мятежник подчинен эмоциям, его  действия теряют связь с реальными  возможностями и потребностями  сложившейся политической ситуации. При такой логике развития мятеж  превращается в бунт, исчерпывает  себя и затухает.

Мятеж должен найти поддержку в  массах, иначе он становится путчем — актом, выражающимся в вооруженных  действиях, не опирающихся ни на широкую  поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную  программу. Если путч достигает цели, обычно говорят о военном перевороте.

 

90. Политический кризис - такое состояние политической системы, когда наивысшего накала достигает острота противоречий в ней, необходимость ее преобразования становится необратимой, а все сложившиеся способы поддержания общественного порядка, формы разрешения конфликтов неприемлемы, и их использование лишь усугубляет ситуацию. Основные проблемы, существующие в обществе и стимулирующие активность людей, не решаются, несмотря на действия и решения властных структур. Власть оказывается бессильной и неспособной взять ситуацию под контроль. Это та ситуация, о которой В. И. Ленин сказал, что «низы не хотят, а верхи не могут жить по-старому». Низы не желают подчиняться, а власть не может низами управлять.

Кризис необязательно вызывают политические проблемы, существует множество  лежащих вне политики проблем, отсутствие решения которых стимулирует  кризисное развитие: среди них  и длительные экономические неурядицы, и экологические катастрофы, и  военные поражения. Все эти проблемы в той или иной степени выражаются в неспособности институтов политической системы удовлетворить требования складывающейся политической ситуации, в нарастающем разрыве между  различного рода декларациями, намерениями  и реальными делами, которые за ними следуют. Поэтому кризисные  ситуации приводят к дестабилизации всего устройства государства. Начинается хаос. Кризисная ситуация сама по себе разрешиться не сможет, время работает против власти. В качестве исхода кризиса обычно предусматривают только два варианта: его урегулирование тем или иным путем или социальную катастрофу, зримыми проявлениями которой служат неспособность политической системы содействовать удовлетворению потребностей людей, прежде всего экономических, а также разрушение органов политической системы. Их действия все чаще противоречат друг другу, не обеспечивают потребности ни социального управления, ни защиты граждан. В последнем случае кризис завершается революцией. Урегулирование может происходить разными путями: нахождением консенсуса граждан и власти или жестоким подавлением всех недовольных. Если дело доходит до подавления, говорят о наступлении реакции, т. е. основанного на силе режима, отменяющего все демократические свободы.

 

91. Политические кампании: их стратегия и тактика Политической кампанией называют систему действий, рассчитанную на достижение определенной цели. В политике такими целями обычно бывают изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, формирование органов власти, достижение тех или иных национальных приоритетов Политическая кампания — это действие коллективное, в которое включено большое количество людей. Успех кампании определяется степенью поддержки ее среди населения и широким охватом народных масс, но также зависит от ряда обстоятельств: 1) экономическая конъюнктура, на фоне которой разворачивается политическая кампания; 2) понятные всем лозунги, символы, в которых в образной форме выражаются программные цели кампании, вызывающие эмоциональный отклик, позитивное отношение; 3) наличие общепризнанного лидера, образ которого служит зримым выражением цели движения, кампании.

В демократическом обществе важнейшим видом политической кампании является избирательная кампания, т. е. выборы. Для правильного проведения избирательных кампаний разработана специальная техника, которая называется избирательной инженерией и строится на учете ряда объективных и субъективных обстоятельств:

1) существует значительная степень  зависимости настроений и политических  предпочтений избирателей от  состояния социально-экономических  условий, в которых они находятся; 2) господствующая в данном обществе или социальной группе политическая культура влияет на политические ориентации участвующих в голосовании людей; 3) большое значение имеет личность претендента на выборную должность, его умение сделать понятной цель своих действий, симпатии или антипатии, которые он вызывает у голосующей (или отказывающейся голосовать) публики; 4) для исхода голосования существенно отношение не только к личности кандидата, но и к политической силе, которую он в данный момент представляет, чьи интересы декларирует и защищает.

Если народ проявляет активность, то партии ведут борьбу за каждого  избирателя. Но часто народ не проявляет  никакой активности. Среди мотивов  поведения, сдерживающих участие в  выборах, доминирующую роль играют безразличие  к политическим деятелям, враждебность к политической системе, впечатление  сложности, запутанности избирательного процесса.

 

 

92. Выборы как компонент  современной политики Выборы — важнейший компонент современной политики. Выборы представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Выборы понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства.

Выбор кандидатов происходит при помощи процедуры голосования. В результате выборов избранные кандидаты  наделяются властными полномочиями. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях: 1) артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов; 2) контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством — парламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей; 3) интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли, легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т. п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям; 4) расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательные платформы; 5) политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды.

 

93. Принципы организации  и проведения выборов Выборы могут соответствовать своему социальному предназначению лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах.

две группы таких принципов: а) принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; б) общие принципы организации  выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе  социальные, условия их демократичности.

Демократические принципы избирательного права включают: 1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное и пассивное право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т. е. условий допуска граждан к участию в выборах: возрастной ценз, ценз недееспособности, моральный ценз. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране. 2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, все голоса оцениваются одинаково, независимо от их принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. 3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования и т. д. 4. Прямое голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Для того чтобы узнать программу этого кандидата, вникнуть в суть его предложений, у избирателя имеется период перед выборами, во время которого кандидаты встречаются с избирателями и отвечают на особенно волнующие вопросы.

 

94. Избирательные системы  — мажоритарная (альтернативная) и  пропорциональная (представительная)

Существует два основных типа избирательных  систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). Мажоритарная система. При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). Пропорциональная система. Суть пропорциональной системы состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Однако пропорциональная система имеет и недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису.

 

95. Смешанная избирательная  система В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и, особенно, пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. В ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995 и следующих за ними годах. В России было принято одно из правил пропорциональной системы — голосование по партийным спискам. В пропорциональной системе существуют три основных вида списков для голосования: — жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; — полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций);

— свободные — распределение  всех депутатских мест происходит в  соответствии с преференциями избирателей. В России на последних выборах  использовали голосование по жестким  спискам. В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемых для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений, эти предпочтения в дальнейшем оцениваются по пятибалльной шкале. После голосования полученные баллы суммируются, и по их количеству определяется победитель.

 

96. Популизм как средство  достижения политических целей Популизм — это распространенное в политике явление, которое выражается в применении не истинных, но популярных в конкретной ситуации средств для достижения политических целей, т. е. отдельные лидеры или партии используют в своих целях настроения людей, сложившиеся под влиянием тех или иных обстоятельств. Выделяют следующие признаки популизма:

1) возникновение в странах, где  имеются демократические институты  и нормы: всеобщее избирательное  право, равноправие граждан, право  на свободу слова и т. п., иными словами, — там, где  массы в качестве избирателей  выступают участниками политического  процесса как попытки апелляции  к настроению граждан, попытки  подстроиться под массовое сознание  для завоевания власти; 2) распространение в условиях низкого уровня политической и правовой культуры общества, в условиях еще не упрочившихся структур народовластия;

3) усиление во времена кризисов  социально-экономической и политической  нестабильности, когда большинство  людей теряют уверенность в  завтрашнем дне, поскольку народ  в большой степени дезориентирован  и подвержен политике обещаний; 4) обслуживание, прежде всего, политического радикализма, позволяя «реальную дистанцию между целями и средствами» заменить упрощенной, декларативной, демагогической;

5) уход от действительно имеющихся  проблем, объективно данных интересов  и потребностей людей, замена  их специфической имитацией реальности, уводящей массы от реальности, не удовлетворяющей их, в мир  несбыточных ожиданий и чуда; 6) ориентация в основном на обыденное сознание, «разыгрывая излюбленные карты» доверчивого обывателя: стремление к справедливости, ликвидацию привилегий, поиск универсальных и простых средств для решения практически всех задач и т. д.; 7) разновидность демагогии, выражающаяся в использовании типичных для демагогии средств — ложных клятв в верности народу, выдвижении безответственных программ и обещаний и клеветы на тех, кто действует во имя подлинных интересов общества; 8) с позиции нравственности — отрицательное явление, которое не приближает, а отдаляет истинное народовластие;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"