Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

 

112. Политическое сознание: понятие, структура, функции Политическое сознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства. Политическое сознание является одной из важнейших форм общественного сознания, которая возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Эта общая категория политической науки охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.

От политического сознания напрямую зависят содержание и характер политического  процесса, цели и средства режима правления. Сущность политического сознания заключается  в том, что это результат и  одновременно процесс отражения  и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания: 1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т. п. относительно политического участия); 2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям); 3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); 4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); 5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях); 6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

В понятии политического сознания выделяют также уровни политического  сознания: идеологический (формируется  определенными социальными группами и связан с выработкой идей) и  психологический (формируется на базе повседневного жизненного опыта  и связан с эмоциями). политическое сознание принято подразделять на массовое, групповое и индивидуальное.

 

113. Роль идеологии в  политике Идеологией называют систему ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая идеология представляет собой совокупность понятий и представлений, с помощью которых субъекты (личность, группа, класс, общество и т. п.) осознают свои политические позиции и интересы, становящиеся нередко мотивами их политической деятельности.

Содержание политической идеологии  всегда находится в функциональной зависимости от интересов и действий социальной группы. Идеология, по сути, является системой представлений о  существующей политической действительности и о необходимых ее изменениях с точки зрения той группы, интересы и действия которой эта идеология  выражает. Функции идеологии заключаются в следующем: 1) овладение массовым политическим сознанием населения, внедрение в него своих критериев оценки происходящего, формирование программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества); 2) стимулирование целенаправленных действий субъектов политики 3) интегрирование общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т. п.

Идеология является одновременно учением, программой и политической практикой. Идеологию принято рассматривать  на нескольких уровнях: а) теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства); б) программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения); в) поведенческом (он характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения). Никакой политический процесс не может происходить вне зоны действия идеологии. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства.

 

114. Либерализм, социализм  и консерватизм в политике Либеральные политические течения рассматривают политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма были Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль. Социальной основой либерализма считается свободный человек, который рассматривается как центр общественной и политической жизни. Поэтому классический либерализм имеет следующий набор принципов: считает права человека неотъемлемыми и их защиту — важнейшей целью государства; признает разделение властей; требует четко ограничить сферу действия государства в обществе и невмешательство в частную жизнь; экономическим регулятором считает свободный рынок; понимает равенство людей как равенство возможностей.

Современный либерализм несколько  критичнее относится к возможностям свободного рынка, видит в государстве  гаранта социальных прав и отводит  ему регулирующую роль в обществе, но основные принципы остались неизменными Консерватизм рассчитан на всякое сохранение существующего типа общества. Выразителями идей консерватизма были Э. Берка, Ж. де Местр, Л. Бональд, B. C. Соловьев, И. А. Ильин.

Классический консерватизм имеет  такие принципы: считает противоестественным  и нежелательным переустройство общества, предполагая постепенные  изменения; считает происхождение  государства естественным процессом; некоторые функции государства  предлагает заменить религией, моралью, традициями; воспринимает политическую свободу как ограничение государственной  власти; высшую ценность видит в  социальной стабильности. Современные консерваторы слегка подкорректировали доктрину, сегодня они с большим уважением относятся к государству и его вмешательству в жизнь общества, но в то же время пропагандируют активное вмешательство личности в политический процесс для решения острых социальных вопросов.

Третья сила в политике — социалисты, или социал-демократы. Социалисты отрицают капитализм как общественный строй и стремятся утвердить новый, лишенный недостатков, эксплуатации человека человеком. В основе идеологии лежит доктрина (К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин ) научного социализма, по которой капитализм должен сменить бесклассовый строй — коммунизм.

 

115. Политическая культура: понятие и структура Политическая культура — это система исторически сложившихся ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. В отличие от общей культуры человечества, политическая культура включает те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и преломлением этих представлений в текущей политической жизни. По уровню политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Выделяют такие черты политической культуры: 1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества; 2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; 3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны; 4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы; 5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности; 6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание  и политическое поведение основной  массы населения.

В политической культуре можно выделить такие структурные элементы: 1) политическое сознание, включающее компоненты идеологические (политические знания, ценности, убеждения) и психологические (политические чувства, эмоции); 2) политическое поведение (политические установки, образцы общественно-политической деятельности); 3) политический опыт (политические традиции, политическая память общества и т. д.).

Политическая культура выполняет  следующие функции: 1) познавательную; 2) интегративную; 3) коммуникативную; 4) регулятивную; 5) воспитательную.

 

116. Типы политической  культуры Политическая культура каждой страны формируется под воздействием многочисленных факторов, что производит множество ее разновидностей. Типы политической культуры принято определять по следующим основаниям: 1) в зависимости от уровня общности: общая (типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение людей) и субкультура (совокупность политической ориентации и поведения, присущих социальным группам и регионам); 2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур: интегрированная (с тенденцией к единству мнений о политической системе, низким уровнем конфликтности, преобладанием юридических процедур, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты, сильным средним классом) и фрагментарная (отсутствие согласия граждан относительно политического устройства, понимания власти, социальная разобщенность, высокая конфликтность, нестабильность правительств, применение насилия как главного метода управления); 3) в зависимости от отношения к власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения  к прогрессу: замкнутая (нацеленная  на традиции) и открытая (ориентированная  на изменения); 5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни: патриархальная (отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (ориентация на политические институты и низкий уровень индивидуальной активности) и активистская (заинтересованность и активность граждан в политическом процессе); 6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (политика понимается как разновидность бизнеса) и этатистская (признается главенствующая роль государственных институтов); 7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового  подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная,  буржуазная и т. п.;

9) в зависимости от связи с  религией: божественно-традиционная (признающая  священную природу власти, неизменность  конкретной системы политических  отношений и ее политических  норм) и светская (характеризуемая  прагматизмом, эмпиризмом).

 

117. Международные отношения  и мировая политика В ходе взаимодействия государств и народов складываются международные отношения, т. е. отношения разного уровня между странами и народами: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т. д. В разные эпохи между странами образуются различные взаимоотношения, которые видоизменяются с повышением общего уровня развития самих государств. В наши дни можно проследить некоторые общие закономерности или тенденции в развитии международных отношений. Современные тенденции международных отношений: 1) интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности; 2) формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;

3) демилитаризация и демократизация  — постепенный отказ от военно-силовых  методов решения возникающих  в этой сфере проблем (так  как они оказываются все менее  эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей  к ним стороны), а также уважение  прав всех участвующих в этих  отношениях субъектов, какими  бы малыми они ни были.

Частью системы международных  отношений является мировая политика. Это деятельность государств по властному  обеспечению их интересов при  решении проблем, возникающих в  сфере международных отношений. Современной доминантой мировой  политики служит стремление к поддержанию  безопасности в разнообразных ее аспектах. После распада СССР произошли важные изменения на мировой арене: сместился политический центр тяжести, на место главной регулирующей международные отношения страны выступили США; появился новый крупный игрок — Европейский Союз, который стремится проводить последовательную международную политику во всех странах, входящих в его состав.

 

118. Политическое прогнозирование В политике прогнозом называется предсказание хода событий на основе анализа и сопоставления реальных фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций их взаимодействия. Обобщая известные факты, прогноз указывает на возможность развития событий по тому или иному сценарию, дает количественную оценку их вероятности. Современное политическое прогнозирование чрезвычайно разнообразно как по его целям и направлениям, так и по срокам, основаниям, инструментарию.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"