Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка
1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
7 Политическая мысль эпохи
Макиавелли. "Го¬сударь". Критиковал теологическое представление о политике, рассматривал политику как прагматическое служение народу и разделил понятие политики, морали, религии. Только правитель-реформатор с отвагой льва и жестокостью лисы может создать крепкое централизованное государство. Далее Н. Макиавелли вводит в политологию понятие политического лидерства: лидеры-львы, лидеры-лисы.
Ж. Баден Работы «Шесть книг о государстве». Впервые разрабатывает теорию суверенитета г-ва.
8 Политическая мысль Нового времени. периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США. Характерные черты: 1. разработка концепций общественного договора; 2. обоснование идеи верховенства права, разделение властей, народовластие; 3. формирование концепций, прав человека и гражданина; 4. материалистическое объяснение государства, политики и права; 5. формирование либеральной, консервативной и социалистической идеологии; 6. формирование идей гуманизма и антропоцентризма. Т. Гоббс, Г. Граций, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо разрабатывают концепцию «общественного договора». Гражданин должен отдать часть своей политических свобод государству с целью, чтобы государство обеспечило его внутреннюю и внешнюю защиту, при этом ограничив частично его права.
Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон формируют концепцию прав человека и гражданина. 1787г. – принимается Конституция США, где обеспечивается классовый принцип разделения властей;
Основные представители идей либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, И. Кант. Основные принципы: свобода, частная собственность, права человека, разделение властей, республика. Представители консерватизма: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бональд. Идеи консерватизма: традиция, преемственность, учет национальной почвы в процессе развития общества, приверженность к религии. 40-е годы XIX в. К. Маркс, Ф. Энгельс обосновали материалистическое понимание , разработали учение об общественно-экономических формациях.
9 Политическая мысль России II-XIXвв. Основное содержание политических идей: 1. Период Киевской Руси (X-XIIвв.): • Введение и утверждение христианского вероучения в качестве государственной идеологии.988г. – князь Владимир – крещение Киевской Руси. • Обсуждение проблем укрепления княжеской власти, правомерности господства правящей династии, единение русских земель. • Поиск пути укрепления русского государства как равноправного среди других западных и восточных государств. Основными представителями являются: В. Мономах, монах Нестер . 2. Период образования и укрепления Московского государства. • Обоснование путей укрепления самодержавной власти. • Формирование концепции монаха Фенофея «Москва – третий Рим». Таким образом показывается с одной стороны преемственность православия под Константинополем и с другой стороны имперские позиции России. Основные представители: И. Грозный, Андрей Курпский, Нил Сорский,. 3. Период становления и усиления самодержавья. Характ черты: • Обоснование верховенства царской власти, формирование идеологии просвещенного абсолютизма. • Попытка обоснования «русской идеи» особого исторического пути России, неприемлемость западных либеральных идей, которая характерна для славянофилов: А. Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, И. Карамзин, Ю. Самарин, С. Уваров, К. Победоносцев. • Обоснование идей либерализма и достижений Западной Европы (западники): П. Чаадаев, Т. Гранковский, В. Боткин, К. Каверин. 4. Период разложения феодально-самодержавного строя, формирование идей большевизма: • Рождение политической идеологии разночинной интеллигенции: М. Бакунин, П. Лавров, К. Михайловский, В. Воронцов. • Формирование революционно-демократической концепции переустройства российского общества: А. Герцен, Н. Огарев, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. • Рождение российской социал-демократической идеологии и политики: Г. Плеханов, В. Ленин.
10 Политическая мысль Беларуси X-XIX вв. 1. Период формирования Киевской Руси и государственности на белорусских землях: • Формирование идейных оснований восточнославянский земель-княжеств укрепления феодальный власти. • Утверждение христианской религии в проповедях и произведениях К. Туровского, Е. Полоцкой. 2. Период Великого Княжества Литовского: • Формирование единой белорусской народности; • Развитие правовой системы в статутах ВКЛ. • Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного, А. Волана, В. Тяпинского. 3. Период Речи Поспалитой. • Формирование идеи государственно-политического объединения белорусского, украинского и русского народов; • Обоснование путей утверждения свободы, главным образом свободы вероисповедания, жизнедеятельности людей; • Развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами, католической церковью, за национальную независимость Беларуси и ее единение с Россией. Представители: С. Полоцкий, А. Филиппович, Л. Смотрицкий, С. Зизаний, Г. Конисский. 4. Период Российской Империи: • Формирование идей национального самоопределения белорусов. Представители: Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас. • Революционно-демократические взгляды К. Калиновского, направленные против крепостничества и царского самодержавия. 5. Советский и постсоветский периоды: • Поиск путей государственного устройства Беларуси и приоритетов ее внутренней и внешней политики: А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, Д. Жилунович, А. Чарвяков, Г. Машеров, А. Лукашенко.
11 Основные направления
2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы. 3. Концепция политического плюрализма. Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин. Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений. 4. Теория демократии. А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ. 5. Теория бюрократии. М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма. 6. Концепция тоталитаризма. Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.
7. Теория международных отношений. Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов. С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.
12 Происхождение политики, ее специфика, функции, структура. Основные причины возникновения политики: Объективная потребность в регулировании социальных отношений; Становление государства и права ;Реализация общих интересов. Аристотель назвал политику высшей формой человеческого общения, понимая политику как деятельность по управлению государственными делами «полиса». Демокрит и Платон назвали политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей.
Н. Макиавелли характеризовал политику как совокупность средств, необходимых для того, чтобы овладевать государственной властью и полезно использовать ее для укрепления государственности и выполнения обязанностей перед обществом. В политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления: Экономическая: полит рассматривается с позиции эконом детерминизма как надстройка над эконом базисом. Стратификационная: политика – соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти (М.Вебер,П.Сорокин). Правовая: политика – производное от права и ее задача:формирование концепции правового государства (Дж.Локк, Ш.Монтескье,Т.Джеферсон). Институциональная: полит определяется как деятельность гос и общ институтов. Конфликтно-консенсуальная: объясняет полит как совокупн соц противодействий и конфликт, требующ целенаправл усилий по их разреш, примирению субъектов полит процесса.
Виды политики: • Внутренняя – основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества. • Внешняя – вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами. • Международная – деятельность мирового сообщества в 1-ю очередь ООН по разрешению стоящих перед ним проблем. Функции политики: • Интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов. • Управление общественными процессами, использования ресурсов государственной власти, создание и применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения. • Политическая социализация. • Выражение и реализация социальных интересов. • Проектирование социально-политического развития.
Структура политики: Субъекты политики – государство, инстит гос власти, граждане. Объекты политики – общество, гос-во и их институты, соц группы, проблемы и процессы. Полит организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными законом государства. Политические интересы. Полит отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными нормами. Политическое сознание, ценностные установки, убеждения, психология.
13. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом. Политика и экономика:Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется:В разработке и реализации эконом стратегий, отвечающих потребностям общества. В принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения.В создании благоприятных условий для научно-технического и технол процесса, привлечение инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны.В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования.
Политика и право. Политическое управление обществом невозможно без регулирования его нормами права. Политика и право – явления взаимообусловленные. Правовая политика воплощается в Конституции государства, его законах и иных нормативно-правовых актах. Она является средством легитимации (признание другими государствами) социального строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности. Политика и мораль.В истории политической мысли прослеживается различные представления о взаимоотношениях политики и морали:Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями Ценностно-негативные – допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» Н. Макиавелли «Государь».компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.
14. Политическая власть. Характеристика власти, структура, функции, формы. Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.
Структура власти: субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры; объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации; источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения; ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.Функции власти:• управление делами государства и общества;• поддержание гражданского мира и общественного порядка;• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;
Признаки власти:• власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.• власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.
• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.• власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.• высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Верховенство государственной власти проявляется в следующем:а) единственный источник власти – народ; б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом;) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти; г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы. Органы гос власти РБ:• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан; • Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;• Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.
15. Легитимность политической