Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

 

23, Тенденция развития современных  государств: правовое государство  и гражданское общество. Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем. Признаки правового государства: 1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством. 2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов. 3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием. 4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.

Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) –  система самостоятельных и независимых  от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов  и коллективов, реализации частных  интересов и потребностей. Характерные признаки гражданского общества: • Гуманизм и стабильность социальных отношений. • Правовая защищенность каждого гражданина. • Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности. • Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан. • Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти. • Равная ответственность государства, общества, личности. • Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

 

24. Понятие Конституции, её юридические  и политические свойства. Конституция является ценностной, гуманистической парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства. Конституция – основной закон государства, который определяет основы конституционного строя, права и свободы граждан, административно-территориального устройства, права центральных и местных органов власти, обладает высшей юридической силой. Гарантом Конституции РБ является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества.

Функции Конституции: • Юридическая - конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности • Политическая – определяет политическую систему общества, устанавливает основы организации власти, статус государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства. • Идеологическая - конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.

 

25 Структура Конституции РБ и  основные принципы Конституционного  строя.  Конституция– Основной Закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция РБ 1994 г. (с изменениями и дополнениями), принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1994 г., основывается на ряде принципов: демократизме и равноправии граждан, гуманизме, преемственности и стабильности, легитимности, реальности и гарантированности, законности и верховенстве права. По своей структуре и содержанию – это кодификационный документ, единый закон, структура которого изложена в научно-обоснованной последовательности. С изменениями и дополнениями, принятыми в 1996 г., состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей. Констит строй – это определённый порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а гос-во действует в соответствии с Конституцией и законодательством.

Основные  принципы конституционного строя РБ: - Суверенитет государства и народа (проявляется в том, что РБ самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику (ст. 1); единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ - Приоритет прав и свобод человека, их защита – главная обязанность Народовластие. Единственным источником власти является народ(ст. 3). - Разделение властей на законодательную (Национальное собрание) – парламент, исполнительную (Совет Министров) – правительство, судебную, где ветви власти взаимодействуют между собой, уравновешивают друг друга. - Верховенство права. Означает, что гос-во, должностные лица, органы власти, граждане должны знать нормы права и законод, цель общественного развития, формирования правового государства, основными признаками которого является верховенство права. - Приоритет общепринятых принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства с целью интегрироваться в мировое содружество.

- Единство и неотчуждаемость территории РБ, который позволяет обеспечить безопасность и неприкосновенность государства, защищать его целостность и суверенитет.  - Равенство государственной и частной форм собственности , что способствует равенству хозяйственной и иной деятельности и развитию предпринимательства. - Равенство перед законом социальных, национальных и других отношений

 

26 Контроль Конституционного суда  за соблюдением Конституции. Прочность и стабильность государства в решающей степени зависят от соблюдения Конституции, где главную роль играет конституционный суд, который состоит из 12 судей (6 назначается президентом, 6- советом республики). Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, равноправие, состязательность сторон.

Конституционный Суд рассматривает дела и даёт заключения: • О соответствии законов, декретов и указов Президента РБ, международных договорных, международно-правовым актам, ратифицированным РБ. • О соответствии постановлений Совета министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, законам, декретам и указам. Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории РБ всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Конституционный суд является важным государственным органом, обеспечивающим соблюдением законности, правопорядка в стране и вносит значительный вклад в формирование идеологии правового государства.

 

28 Принципы организации и деятельности  институтов гос власти. Государство располагает системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом. Эти органы образуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью «механизма» государственной власти. Основные принципы организации и деятельности государственных органов: • разделение властей; • демократический централизм; • законность; • принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения; • отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;

• невмешательство  государственных органов в деятельность общественных организаций.

Статья 6 Конституции : «Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

В систему  органов государственной власти нашей страны входят: • Президент РБ – глава государства (президентская власть); • Парламент – Национальное Собрание РБ (законодательная (представительная) власть); • Правительство – Совет Министров РБ (исполнительная власть); • Конституционный суд РБ, общие и хозяйственные суды (судебная власть); • Органы прокуратуры, Комитет гос контроля (контрольно-надзорные органы); • Органы местного управления и самоуправления. Эти институты олицетворяют единую государственную власть РБ. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

 

29. Президент РБ. Его конституционные  права и полномочия. Статья 79 Конституции: «Президент является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и  внешний полит, представляет РБ в  отношениях с другими гос-вами и террит целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос власти, осуществляет посредничество между органами гос власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом». Полномочия Президента: • Назначает республиканский референдум, выборы в палату Представителей, Совет Республики и местные представительные органы; • С согласия Палаты Представителей назначает на должность премьер-министра; • Назначает 6 судий Конституционного суда и с согласия Совета Республики председателя конституционного суда; • Ежегодно обращается с посланиями к Парламенту и белорусскому народу по положению в государстве, основных направлениях внутренней и внешней политики; • Возглавляет Совет безопасности Республики; • Является главнокомандующим военных сил; • В случае стихийного бедствия или военной угрозы вводит чрезвычайное положение и объявляет мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения Совета Республики.

 

30 Законодательная власть. Структура  и функции. Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства. Статья 90 Конституции РБ «Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.

Основные  полномочия Палаты представителей: • Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь; • Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов; • Назначение выборов Президента РБ; • Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра. Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме  законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию  после их подписания и вступают в  силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность  граждан. Парламент выполняет следующие функции: - Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов; - Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан;

- Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.

 

 

31 Понятие и сущность исполнительной  власти. Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства. Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Основные  функции Правительства: • руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; • разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении; • обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения; • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; • выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью; • обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента. Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ. Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"