Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Формы протекания конфликта:
– скрытое состояние, при котором противоречия между сторонами не выражаются в их активных действиях, формах открытого противостояния;
– открытое состояние, проявляющееся в акциях, действиях сторон, угрозах конкурентов и т.д.;
– кризис – высшая точка развития конфликта. Кризисы могут иметь самые тяжелые и непредсказуемые последствия для участвующих сторон.
Способы разрешения конфликтов:
– игнорировать возникновение конфликта, давая ему возможность тлеть, перемещаться в другие сферы;
– избегать публичной оценки конфликта, стараясь «понравиться» разным слоям населения, относящимся к проблеме по-разному;
– активно участвовать в урегулировании и разрешении конфликта.
К основным стратегиям управления конфликтами относятся:
– инициирование конфликта – одна из сторон постоянно обостряет отношения, выдвигая неприемлемые условия (например, правящий режим создает неприемлемые условия для оппозиции, не стремясь сотрудничать с ней);
– рутинизация конфликта – сознательное поддержание напряженности в отношениях сторон;
– предупреждение конфликта -не допускается переход противоречий в открытую форму противоборства, конфликт выявляется на латентной стадии;
- урегулирование– ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяжелых последствий для себя, государства, общества;
– разрешение конфликта;
– вытеснение конфликта предполагает перенесение ответственности на иной уровень политической системы (с регионального на центральный или наоборот).
Вопрос 34 .
Война и политика: сущность, типы и политические последствия войн
Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.
Цель войны: навязывание оппоненту своей воли (+захват территории, населения и его эксплуатация)
Основное средство достижения целей войны: организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы.
Тотальная война — это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия.
Вооружённые конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития племенами называются умиротворениями, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами — интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами — восстаниями, мятежами либо внутренними конфликтами (гражданская война). Отсутствие войны называют миром.
Основная причина возникновения войн — стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешне- и внутриполитических целей.
Военная доктрина – цели, задачи, характер возможной войны, закрепленные государством, его правящей группой. Военные доктрины: оборонительные и наступательные.
Армия – орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия.
Войны:
Теории войны:
Цели войны:
Война может завершаться безоговорочной капитуляцией одной из противоборствующих сторон либо мирным договором, частично удовлетворяющим участвующие стороны. В любом случае война заканчивается миром, который обычно определяется как отсутствие войны или состояние снятых противоречий.
Последствия войны:
Вопрос 35.
Понятие " внешняя политика", " международная политика". Международные отношения, их виды и субъекты. Взаимосвязь между внутренней и внешней политикой государcтва.
Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.
Международная политика
Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.
Виды международных отношений:
Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений.
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений.Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе.
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов.
Военно-стратегические
отношения, к которым относится обширная
сфера специфических общественных, международных
отношений, перераспределением военной
силы.Создание ядерного оружия радикально
изменило характер, масштабы и интенсивность
военно-политических отношений государств:
союзнические, конфронтационные, кооперационно-
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации.
Субъекты международных отношений:
1. Национальные государства.
2. Наднациональные (супернациональные) или межнациональные организации.(ООН, ЮНЕСКО,СНГ)
3. Негосударственные организации.
(Всемирная организация
4. Это организации, чья
деятельность приобретает
Проблема взаимосвязи и
взаимовлияния внутренней и вне
1) «Первичность» внутренней политики по отношению к внешней или наоборот — отражает лишь часть истины и потому не может претендовать на универсальность. Любые значимые события во внутриполитической жизни той или иной страны немедленно отражаются на ее международном положении и требуют от нее соответствующих шагов в области внешней политики.Верно и обратное: важные решения, принимаемые в сфере внешней политики, влекут за собой необходимость адекватных мероприятий во внутриполитической сфере.
2)В современных условиях связь между «внутренней» и «внешней» политикой становится настолько тесной, что иногда теряет смысл само употребление этих терминов, оставляющее возможность для представлений о двух отдельных областях, между которыми существуют непреодолимые границы, в то время как в действительности речь идет об их постоянном взаимном переплетении и «перетекании» друг в друга. В свою очередь, приоритеты в области внешней политики диктуются необходимостью продвижения по пути объявленных режимом внутриполитических целей — политической демократии, рыночной экономики, социальной стабильности, гарантий индивидуальных прав и свобод, или, по меньшей мере, периодического декларативного подтверждения приверженности курсу реформ.
3) Внутренняя и внешняя политика остаются двумя неразрывно связанными и в то же время несводимыми друг к другу «сторонами одной медали», одна из которых обращена внутрь государства, другая — вовне. И, как верно подчеркивает французский политолог М. Жирар, «большинство интеллектуальных усилий, имеющих смелость или осторожность либо игнорировать эту линию водораздела между внутренней и внешней политикой, либо считать ее утратившей актуальность, пытающихся отождествить указанные стороны друг с другом, неизбежно обрекают себя на декларации о намерениях или на простые символы веры».
4) Усложнение политических
ситуаций и событий, одним из
источников и проявлений
Все это затрудняет выяснение предмета
теории международных отношений.
Вопрос 36.
Системный подход к анализу международных отношений: их элементы, структура , среда, функции, виды.
Системный подход - это метод изучения любой системы, заключающийся в выявлении закономерных связей между элементами системы и всестороннем анализе динамического развития системы, исходя из взаимодействия элементов системы между собой и внешней средой.
Принято считать, что системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины пятидесятых годов. Его широкое распространение совпало с проникновением в социальные дисциплины достижений научно-технической революции.
Основные понятия системного подхода широко использовались в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, ими часто оперировал В. И. Ленин.
Основные понятия системной теории:
"Система", которое Л. фон Берталанфи определяет как "совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом".
Разные подходы к системному изучению международных отношений обусловливают различия в типологиях международных систем.В качестве самостоятельной функциональной системы в литературе нередко рассматриваются такие виды международных отношений как экономическая, политическая, военно-стратегическая и т.п. системы.
Объектом исследований выступают также стабильные и нестабильные (революционные по определению Хоффманна) конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые и т.п. международные системы.
Например, открытая система – это реально образования, сохраняющее свои границы (т.е. свое отличие от среды).