Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 179.96 Кб (Скачать файл)

Бжезинский считает США мировым гегемоном и отрицает возможность обретения подобной роли другими государствами в ближайшие 10-25 лет. Бжезинский относится к СССР/России как к поверженному противнику, наряду с Германией и Японией после их поражения во Второй мировой войне.

Александр Дугин является основоположником неоевразийства. В работе «Евразийский Путь как национальная идея» он пишет:

Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счёте, субъектом истории. Этот вопрос остаётся открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации, мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остаётся постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание.

 

 

 

 

 

Вопрос 39.

 Внешнеполитический  курс гос-ва, его обусловленность национальными интересами, соотношением сил субъектов международных отношений, геополитическими и другими факторами.

Внешняя политика – это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями.Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов.Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международным условиями.В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.Основными субъектами внешней политики являются: Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса. Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов. Наряду с экономическими факторами, влияющими на выработку международной политики, существуют и геополитические интересы, которые нередко превалируют. К ним относят, например, выходы к морю или морям, железнодорожные, автомобильные, трубопроводные коммуникации, от которых зависит политика интеграции в международные хозяйственно-экономические структуры. Еще более значимы военно-стратегические соображения, когда пространственно-географические условия оцениваются в аспекте государственной безопасности. Присовокупив стратегически важное геополитическое пространство, государства изменяет в свою пользу соотношение сил, что позволяет им навязывать свои условия отношений и сотрудничества с правительствами других соседних держав. В числе других факторов, при формировании внешней политики следует выделить и психологический. Эмоциональное, национально-патриотическое настроение широких масс населения, пришедшее на смену чувствам ущемленности, пессимизма и безысходности. В таком положении правительство, глава государства втягивают общество в военные авантюры. При этом рассчитывают с помощью военных акций сплотить нацию вокруг правительства, отвлечь от проблем социальных, обосновать более жесткие меры против оппозиционных сил внутри государства.Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Внешняя политика выполняет некоторые принципиальные функции. Среди них выделяются охранительная и информационно-представительская.Охранительная функциясвязана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем.Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги реализуют также разведка и контрразведка.Регулирующие функции внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства.Сгруппировать их можно следующим образом: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные.Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др.Политические средства внешней политики используются, прежде всего, в целях дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств.Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.

 

 

 

Вопрос 40.

 Беларусь в современной  геополитической структуре мира. Цель, задачи и приоритеты внешней  политики.

Геополитическое положение. Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы, а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом. Протяженность ее территории с севера на юг — 560 км, с запада на восток — 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке с Российской Федерацией (протяженность границ 990 км), на юге с Украиной (975 км), на западе с Польшей (399 км), на северо-западе с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км1. Столица Республики Беларусь г. Минск находится в выгодном географическом положении. Расстояние до европейских центров небольшое. Так, до Вильнюса — 215 км, до Риги — 470 км, до Варшавы — 550 км, до Киева — 580 км, до Москвы — 700 км, до Берлина — 1060 км и 1300 км до Вены.

В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. Являясь транзитным коридором на пути в Европу, Беларусь также сталкивается с проблемой нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ (около 140—180 тыс. человек ежегодно). В результате состоявшегося в 2004 г. расширения Европейского союза западная и северо-западная границы республики превратились в последнюю преграду для желающих нелегально попасть в европейские страны, что способно увеличить поток нелегалов из беднейших стран мира на территорию Беларуси.  Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток частично компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. При оценке геополитического положения страны важное значение имеет численность населения. По численности населения Республика Беларусь занимает 14-е место в Европе (на 1 октября 2012 года— 9 459 400 чел.). Средняя плотность населения в стране составляет 48,4 человека на 1км2. Внешняя политика. По причине неэффективности функционирования СНГ приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства (58 %), является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В свою очередь, Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России, обеспечивая ей прямой доступ к границам европейских государств. Транспортный коридор по территории республики обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС). В сложившейся геополитической ситуации нельзя не выделить позицию Беларуси в западном направлении. Для Беларуси как европейского государства вхождение в европейское цивилизационное пространство означает интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества. Учитывая складывающееся геополитическое положение, Беларусь пытается искать поддержку у новых стран-партнеров с целью выхода на новые рынки сбыта своей товарной продукции и получения инвестиций (Китай, Индия, Куба, Венесуэла, Вьетнам, Ливан, Сирия, Иран). Эти государства не вмешиваются во внутренние дела республики и способны увеличивать взаимный товарооборот. Приоритетной задачей для РБ является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; о продвижении глобального партнерства против рабства и торговли людьми и выполнении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, принятого по инициативе Беларуси на 64-й сессии ГА ООН консенсусом; о недопустимости практики применения односторонних принудительных мер для оказания политического давления на суверенные государства; о противодействии политизации правозащитной тематики в ООН; о формировании комплексной энергетической повестки дня ООН.


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"