Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 19:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Бжезинский считает США мировым гегемоном и отрицает возможность обретения подобной роли другими государствами в ближайшие 10-25 лет. Бжезинский относится к СССР/России как к поверженному противнику, наряду с Германией и Японией после их поражения во Второй мировой войне.
Александр Дугин является основоположником неоевразийства. В работе «Евразийский Путь как национальная идея» он пишет:
Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счёте, субъектом истории. Этот вопрос остаётся открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации, мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остаётся постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание.
Вопрос 39.
Внешнеполитический курс гос-ва, его обусловленность национальными интересами, соотношением сил субъектов международных отношений, геополитическими и другими факторами.
Внешняя политика – это цель или серия целей, которые
страна надеется достичь в отношении с
другими странами и международными организациями.Внешняя
политика призвана регулировать взаимоотношения
между государствами и народами, курс
того или иного государства, его представителей
на международной арене, направленный
на достижение национально-государственных
интересов.Внешняя политика является
неотъемлемой составной частью государственной
политики, детерминируя действия государства
в сфере внутренней политики. Внутренняя
политика каждого государства не только
определяет направления, но и обеспечивает
средства реализации внешней политики.
Последняя не только служит целям внутренней
политики, но и осуществляет ее корректировку
в соответствии с международным условиями.В
основе внешней политики любого цивилизованного
государства лежат национальные интересы.
Внешняя политика тем самым выражает национальные
интересы на международной арене, избирает
адекватные средства и методы их реализации.Основными
субъектами внешней политики являются:
Государство, его институты, а также политические
лидеры и главы государств. Государству
принадлежит определяющая роль в формировании
внешнеполитического курса. Неправительственные
организации, так называемая "народная
дипломатия", которая включает деятельность
как политических партий и движений, так
и неполитических объединений и союзов.
Наряду с экономическими факторами, влияющими
на выработку международной политики,
существуют и геополитические интересы,
которые нередко превалируют. К ним относят,
например, выходы к морю или морям, железнодорожные,
автомобильные, трубопроводные коммуникации,
от которых зависит политика интеграции
в международные хозяйственно-экономические
структуры. Еще более значимы военно-стратегические
соображения, когда пространственно-географические
условия оцениваются в аспекте государственной
безопасности. Присовокупив стратегически
важное геополитическое пространство,
государства изменяет в свою пользу соотношение
сил, что позволяет им навязывать свои
условия отношений и сотрудничества с
правительствами других соседних держав.
В числе других факторов, при формировании
внешней политики следует выделить и психологический.
Эмоциональное, национально-патриотическое
настроение широких масс населения, пришедшее
на смену чувствам ущемленности, пессимизма
и безысходности. В таком положении правительство,
глава государства втягивают общество
в военные авантюры. При этом рассчитывают
с помощью военных акций сплотить нацию
вокруг правительства, отвлечь от проблем
социальных, обосновать более жесткие
меры против оппозиционных сил внутри
государства.Основными целями внешней
политики государства можно назвать: повышение
материального и духовного уровня жизни
населения, экономического и политического
могущества государства, обеспечение
безопасности государства, его национального
суверенитета и территориальной целостности,
недопустимость вмешательства во внутренние
дела извне, повышение престижа и роли
государства в международных отношениях,
защита определенных политических и экономических
позиций во внешнем мире. Внешняя политика
выполняет некоторые принципиальные функции. Среди них выделяются
охранительная и информационно-
Вопрос 40.
Беларусь в современной
геополитической структуре
Геополитическое положение. Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы, а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом. Протяженность ее территории с севера на юг — 560 км, с запада на восток — 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке с Российской Федерацией (протяженность границ 990 км), на юге с Украиной (975 км), на западе с Польшей (399 км), на северо-западе с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км1. Столица Республики Беларусь г. Минск находится в выгодном географическом положении. Расстояние до европейских центров небольшое. Так, до Вильнюса — 215 км, до Риги — 470 км, до Варшавы — 550 км, до Киева — 580 км, до Москвы — 700 км, до Берлина — 1060 км и 1300 км до Вены.
В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. Являясь транзитным коридором на пути в Европу, Беларусь также сталкивается с проблемой нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ (около 140—180 тыс. человек ежегодно). В результате состоявшегося в 2004 г. расширения Европейского союза западная и северо-западная границы республики превратились в последнюю преграду для желающих нелегально попасть в европейские страны, что способно увеличить поток нелегалов из беднейших стран мира на территорию Беларуси. Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток частично компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. При оценке геополитического положения страны важное значение имеет численность населения. По численности населения Республика Беларусь занимает 14-е место в Европе (на 1 октября 2012 года— 9 459 400 чел.). Средняя плотность населения в стране составляет 48,4 человека на 1км2. Внешняя политика. По причине неэффективности функционирования СНГ приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства (58 %), является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В свою очередь, Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России, обеспечивая ей прямой доступ к границам европейских государств. Транспортный коридор по территории республики обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС). В сложившейся геополитической ситуации нельзя не выделить позицию Беларуси в западном направлении. Для Беларуси как европейского государства вхождение в европейское цивилизационное пространство означает интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества. Учитывая складывающееся геополитическое положение, Беларусь пытается искать поддержку у новых стран-партнеров с целью выхода на новые рынки сбыта своей товарной продукции и получения инвестиций (Китай, Индия, Куба, Венесуэла, Вьетнам, Ливан, Сирия, Иран). Эти государства не вмешиваются во внутренние дела республики и способны увеличивать взаимный товарооборот. Приоритетной задачей для РБ является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; о продвижении глобального партнерства против рабства и торговли людьми и выполнении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, принятого по инициативе Беларуси на 64-й сессии ГА ООН консенсусом; о недопустимости практики применения односторонних принудительных мер для оказания политического давления на суверенные государства; о противодействии политизации правозащитной тематики в ООН; о формировании комплексной энергетической повестки дня ООН.