Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:15, контрольная работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА……………..5
1.1. История становления малого бизнеса и его роль в развитии экономики…….....5
1.2.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ………………………………………………………………………………………..10
2.1. Поддержка малого бизнеса в России………………………………………….…10
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………………17
2.3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...…32
В большинстве случаев
государственная поддержка
Государственные программы
поддержки реализуются
Каждая из программ действует определенное время, у нее установлен бюджет, а также четко прописаны направления для поддержки. Например, с помощью такой программы можно провести рекламную кампанию или обновить свои технологии и материалы.
Структура государственной программы поддержки – это набор определенных организаций, коммерческих и некоммерческих. Они обязаны осуществить поддержку малого и среднего бизнеса на необходимом уровне.
Кроме того, к ее
структуре относятся фонды
Общественные организации предлагают свою помощь в налаживании контактов с иностранными партнерами и правовой защите.
Муниципальные фонды
проводят экспертизу проектов
предпринимателей и их
Фонды поручителей и гарантий помогают в получении кредитов. Бизнес-инкубаторы предоставляют предпринимателям помещения на своей территории, а также льготы за пользование помещением и консалтинговые услуги.
Существуют также бизнес-школы, в задачу которых входит повышение квалификации и переподготовка руководителей. В них могут обучаться и действующие руководители, и старшеклассники, и граждане, думающие об открытии личного бизнеса. Обучение является доступным, ведь проводится оно в виде тренингов и семинаров.
Негосударственные
За счет венчурных
фондов в регионах возможны
инвестиции в сельское
Кроме того, при центрах
занятости населения
Но пока органы государственной власти и местного самоуправления не в состоянии предоставить широкому кругу субъектов малого бизнеса реальную помощь кроме информационной и консультационной. Ослабления административного давления, упрощения бюрократических процедур в ближайшее время не ожидается. Более того, многие из тех, кто в настоящее время получает финансовую поддержку и действительно нуждается в ней, в будущем лишатся такого права. А ведь такие предприятия нередко играют важное значение в жизни небольших населенных пунктов.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) будет осуществляться на основе федеральных, региональных и муниципальных программ. Новый закон четко распределил обязанности по поддержке бизнеса между органами власти – федеральной и региональной, и органами местного самоуправления.
Законом о развитии МСП оговорено, что любая помощь должна предоставляться только на принципах открытости, равенства всех субъектов МСП и с соблюдением положений законодательства о конкуренции.
Чтобы получить любую предусмотренную поддержку, предпринимателям и организациям необходимо самим обращаться с заявлением в соответствующие структуры и предоставлять документальные доказательства того, что заявитель имеет право на получение такой поддержки, то есть соответствует требованиям, предъявляемым к субъектам МСП. О принятом по заявлению решении уполномоченные органы и организации обязаны проинформировать бизнесменов в течение пяти дней. Если по заявлению принято положительное решение, то получатель поддержки будет включен в соответствующий реестр, который ведется органом, предоставившим такую поддержку. Данные реестра хранятся в течение трех лет со дня, когда срок предоставления поддержки истек.
Поддержка может быть финансовой, имущественной, информационной, консультационной. Либо в виде помощи при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества. В самостоятельные направления выделена поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность. Финансовая поддержка – предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП.
Данный вид поддержки будет недоступен тем, кто производит и реализует подакцизные товары, добывает и продает полезные ископаемые, за исключением общераспространенных полезных ископаемых – песок, гравий.
Одним из важнейших условий становления новой системы финансово-кредитной поддержки начинающего бизнеса является микрофинансирование. Комплексная поддержка микрофинансирования со стороны властей даст возможность любому гражданину превратиться в предпринимателя даже при отсутствии начального капитала. Ведь микрофинансирование направлено на то, чтобы упростить вход в бизнес и создать не только финансовые, но и другие мотивационные стимулы для приобщения людей к самостоятельному бизнесу. И очень важно, чтобы микро финансовая инфраструктура была развита везде, включая самые маленькие населенные пункты.
В поддержку деятельности правительственной комиссии Министерство экономического развития (МЭР) разработало в этом году специальную подпрограмму развития микро финансовых организаций, которая является частью программы развития малого бизнеса, реализуемой Департаментом государственного управления в экономике. Особенно ценно то, что эта подпрограмма комплексно подходит к развитию микро финансовых институтов. В ее рамках региональные микро финансовые организации могут получить государственные субсидии для компенсирования части привлекаемых банковских кредитов или средств гарантийных фондов, а также для оплаты инфраструктурных проектов, связанных с субсидированием стоимости аудита, обучения специалистов микро финансовых организаций и установки специализированного программного обеспечения. Это очень важно, потому что все эти затраты для начинающих достаточно тяжелы.
Свой проект поддержки микрофинансирования есть и у Министерства финансов. Эта пятилетняя программа стартовала в 2009 г. Ее осуществляли совместно со Всемирным банком. Вероятней всего, деньги исключительно российские. Всемирный банк поделится международным опытом развития инфраструктуры микрофинансирования, особенно в части законодательной поддержки, и привлечет своих экспертов. Причем под понятием «инфраструктура» здесь понимаются не только сами микро финансовые организации, но и институты, обеспечивающие их развитие, - рейтинговые агентства, специализированные аудиторские компании, тренинговые центры.
В России существует около 40 гарантийных фондов. Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства решает две основные задачи; оказывает финансовую поддержку малому бизнесу и развивает инфраструктуру для обеспечения данной поддержки. Среди форм финансовой поддержки используются четыре инструмента: предоставление обеспечения через гарантийный фонд, льготное кредитование инвестиционных проектов; предоставление компенсационных займов и микрофинансирование. При создании и развитии инфраструктуры используется сеть муниципальных фондов, которых в области около 40. Там, где муниципальный фонд не способен обеспечить свою окупаемость за счет комплекса оказываемых предпринимателям услуг, открываются информационно-консультационные центры. Как отдельное направление развиваются бизнес-инкубаторы и технологические парки, которые также финансируются за счет областного фонда. Сейчас их три – в Екатеринбурге, Реже и Карпинске. В 2009 г. планируется построить еще четыре – в Заречном, Новоуральске, Невьянске и Верхней Салде.
Инструменты поддержки малого бизнеса направлены прежде всего на поддержку инвестиционной активности. При льготном кредитовании преследуется главная цель – обеспечить отраслевые и территориальные приоритеты развития областной экономики. Поэтому среди малых предприятий поддержку получат те, кто планирует модернизировать оборудование, расширить производственные, складские или торговые помещения.
При предоставлении обеспечения через гарантийный фонд ответственность поручителя составляет не более 50% суммы кредита, причем для разных видов поручительств она варьируется от 30 до 50%. Схема выстроена так, что при погашении заемщиком части кредита его ответственность пропорционально уменьшается. Решение о предоставлении поручительства принимается на основании представленных банком документов.
Имущественная поддержка – органы госвласти и местного самоуправления передают во владение и (или) в пользование субъектов МСП государственное или муниципальное имущество, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Такое пользование может быть как возмездным, так и безвозмездным или же имущество предоставляется на льготной основе.
В ближайшее время планируется внести в законодательство новые изменения, чтобы обязать госорганы и органы местного самоуправления оказывать содействие субъектам МСП и формировать целевые фонды имущества для предоставления во владение или пользование исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства.
Полученное имущество субъект МСП выкупить не сможет. Это ограничение содержится в Законе о развитии МСП.
Законом установлено, что полученное имущество должно использоваться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами строго по целевому назначению. Это имущество запрещено переуступать и передавать в залог права пользования на это имущество. Нельзя вносить эти изменения и в уставный капитал других хозсубъектов. Нарушение данных ограничений будет иметь весьма неблагоприятные для субъекта МСП последствия. Так, при выявлении факта нецелевого использования имущества организация или предприниматель будут на три года лишены права на поддержку. То же самое относится и к любым случаям нецелевого использования средств поддержки. Сведения о нарушениях будут заноситься в соответствующий реестр.
Информационная поддержка
– создание в сети Интернет на официальных
сайтах органов исполнительной власти
и местного самоуправления информационных
ресурсов и размещение сведений о принятых
программах развития предпринимательства,
об обороте товаров (работ, услуг), об организациях,
оказывающих поддержку субъектам МСП,
экономической, правовой, статистической,
производственно-
Консультационная поддержка – может осуществляться либо в виде создания организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам МСП и/или компенсации им затрат по оплате услуг консультанта при условии, что затраты будут документально подтверждены. Консультационные услуги малому бизнесу власти оказывают уже давно. Например, в рамках «Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.» при содействии столичного Департамента поддержки и развития малого предпринимательства на специализированных сайтах работает единая система «горячих линий». Консультации бесплатны. Там содержится множество полезной информации, начиная с азов, по вопросам создания и ведения бизнеса. В том числе по проблемам налогообложения, по налоговому и бухгалтерскому учету, о возможностях перехода на тот или иной налоговый режим и его применении, по целому ряду правовых вопросов, маркетингу, кадровому учету и т.д.
Поддержка по подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров – разработка примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов, создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства, учебно-методологическая и научно-методическая помощь.
Поддержка в области инноваций и промышленного производства. Например, создание при поддержке властей технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, обеспечения деятельности таких организаций. Помощь может предоставляться и в виде содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности.
Поддержка ремесленной деятельности. Разработка и утверждение перечней видов такой деятельности, создание палат и центров ремесел. Поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Например, в виде содействия в продвижении на рынках иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников ВЭД.
Закон устанавливает, что если субъект МСП получил право на какой-то вид поддержки (например, финансовую) и сроки ее оказания не истекли, в предоставлении аналогичной поддержки ему должно быть отказано. При этом не имеет значения, была данная поддержка использована или нет. Но одновременно, получая поддержку определенного вида, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе рассчитывать на получение иных видов поддержки. Например, одновременно с финансовой можно получать имущественную и консультационную поддержку.
В рамках будущих программ поддержки и развития МСП нe смогут получать поддержку от федеральных, региональных и муниципальных властей:
кредитные и страховые организации (кроме потребительских кооперативов), инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
участники соглашений о разделе продукции;
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
нерезиденты РФ (определяются в порядке, установленном законодательством о валютном регулировании и валютном контроле).
В этом году на поддержку малого и среднего бизнеса государство выделяет 21 млрд руб., сообщил участникам "круглого стола" "Новые направления государственной поддержки МСП в 2013 году на федеральном и региональном уровне" заместительдиректора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Андрей Медведев. Понятно, что повально всех предпринимателей одарить деньгами нельзя. Да и не нужно, поскольку тогда по 3-4 тыс. руб. "на брата" получится. Деньги получат предприятия с перспективой развития и роста, производственной, научной и социальной направленности. 8 мая это ведомство открыло конкурс заявок от субъектов РФ на предоставление субсидий из федерального бюджета на господдержку малого и среднего предпринимательства. Помимо традиционных мер поддержки (субсидирование процентных ставок по кредиту, гранты и т.д.) программа этого года предусматривает несколько новых возможностей, которые, без сомнения, будут востребованы бизнесом.
Информация о работе Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России