Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА……………..5
1.1. История становления малого бизнеса и его роль в развитии экономики…….....5
1.2.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ………………………………………………………………………………………..10
2.1. Поддержка малого бизнеса в России………………………………………….…10
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………………17
2.3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...…32

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Реализация программы была осложнена затянувшимися дебатами в Госдуме по поводу ее одобрения, которые велись на протяжении всего 1996 г. Этот год вообще оказался неблагоприятным для поддержки МП. Резкое ужесточение федеральной бюджетной политики не позволило выполнить не только приоритетные мероприятия второй программы, но и воспользоваться правительственными гарантиями под кредитные линии банков Германии. В 1997 г. ГКРП удалось привлечь на осуществление программных мероприятий более 250 млрд. руб., а за счет отчислений от приватизации — еще 60 млрд. Кроме того, определенные средства поступили из зарубежных финансовых источников. В результате за 9 месяцев 1997 г. было профинансировано 139 мероприятий на сумму более 152 млрд. руб. Создан Федеральный гарантийный фонд в размере 150. млрд. руб., под который были привлечены кредиты банков [54].

В настоящее время начата разработка третьей федеральной программы господдержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. В условиях, когда поддержка малого бизнеса определена как один из базовых элементов институциональных преобразований в программе правительства РФ на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост», имеются благоприятные возможности для выработки новых подходов к государственной политике в этой области.

В концепции федеральной программы указывается на необходимость более активного участия малого бизнеса в решении антикризисных задач в сфере производства и соответственно задач экономического роста, обеспечении национальной безопасности, регионального развития, социальной стабильности. Для того, чтобы малый бизнес мог играть такую роль, необходимы специальные меры его господдержки, создание условий и инфраструктурных механизмов увеличения числа здоровых МП. Важным элементом этой программы должна стать координация деятельности федерального, регионального и местного уровней власти по реализации данной политики. Программа предусматривает создание, с одной стороны, общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса, а с другой — целостной системы его государственной и общественной поддержки на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

Региональные программы. Значительную организующую роль в становлении малого бизнеса сыграла разработка и реализация программ его поддержки в регионах России. На предыдущих этапах развития страны в автономных республиках, краях, областях имелся опыт разработки региональных (локальных) целевых комплексных программ для решения проблем, требующих координации усилий различных управленческих структур. Поэтому, когда сектор малого бизнеса стал объектом законодательного регулирования, в некоторых регионах начали разрабатывать программы развития и поддержки малого предпринимательства (бизнеса). Инициаторами их подготовки были как областные администрации, так и различные ассоциации, центры по поддержке предпринимательства. Разрабатывались программы на различной методической основе, с разной степенью обоснования и экспертизы включаемых в них мероприятий.

В основном программы базировались на «Рекомендациях по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства», подготовленных Минэкономики РФ и Центральным научно-исследовательским экономическим институтом при Минэкономики РФ при участии ГКАП в 1993 г. Хотя данные методические рекомендации, опередившие почти на год принятие первой федеральной программы поддержки МП в России, и не были директивным документом, они способствовали интенсификации этого процесса. В качестве заказчиков программы выступали органы исполнительной власти субъекта федерации. Заказчик должен был определить орган управления программой, ответственный за ее формирование и реализацию. Поскольку в начале 90-х годов регионы участвовали в реализации ряда федеральных мероприятий, рекомендовалось осуществлять согласование программы поддержки малого предпринимательства с другими программными документами.

При отборе приоритетов для поддержки малого бизнеса важно было учитывать приоритеты федерального уровня, т.к. включение соответствующих мероприятий (проектов) в программу служило дополнительным аргументом для получения поддержки из федерального бюджета. На практике федеральные приоритеты детализировались с учетом территориальных особенностей.

Первоочередной задачей было создание необходимых условий для становления малого бизнеса. Поэтому в блок функциональных подпрограмм были выделены мероприятия по нормативно-правовому и инфраструктурному, финансовому, информационному, кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению МП. В самостоятельный раздел выделялись инвестиционные проекты в различных отраслях и сферах производства.

Разработанные позднее региональные программы в основном придерживались предложенной структуры. Содержание программ, особенно в части инвестиционных проектов (производственных подпрограмм), отражало региональные особенности, отношение органов управления к реформе.

Важным условием успешной реализации программ поддержки малого предпринимательства является отбор мероприятий, проектов, включаемых в них в соответствии с приоритетами, определенными для периода, на который рассчитана программа. В программах 1993-1995 гг. ряд приоритетов был идентичным: поддержка производства промышленных и сельскохозяйственных товаров, медикаментов и медицинской техники, строительства, сферы услуг для населения, охраны окружающей среды. При этом стандартный набор приоритетов мог присутствовать в программе как депрессивного региона (например, Ивановской области), так и региона крупномасштабного сырьевого экспорта (например, Республики Коми) [15]. В то же время некоторые регионы определяли приоритетные направления поддержки малого предпринимательства с учетом социально-экономической ситуации. Например, в Свердловской области, для которой характерно исторически сложившееся гипертрофированное развитие тяжелой промышленности с преобладанием предприятий металлургии, машиностроения, военно-промышленного комплекса и высокой долей научных и проектно-конструкторских организаций, одним из приоритетов программы 1995-1996 гг. была инновационная деятельность. Предусматривались разработка и производство новых видов продукции, наукоемких продуктов, освоение прогрессивных технологий, патентов, лицензий, «know-how», участие в реализации федеральных, областных и районных научно-технических программ и заказов.

Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки МП стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. В ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры, помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной экономике. Например, в Новгородской области поддержкой молодежного предпринимательства занимаются бизнес-парк и технопарк.

Недостатком многих региональных программ поддержки малого предпринимательства являлась неудовлетворительная экспертиза предпринимательских проектов. Несколько лучше она была организована в регионах с высоким научным потенциалом (Свердловская, Томская, Нижегородская области). В настоящее время в ряде регионов имеются экспертные советы по оценке и отбору проектов. В отдельных случаях экспертизу и конкурс проектов проводят структуры, уполномоченные для этих целей. Наиболее эффективно система экспертного отбора и конкурс проектов организованы в Москве, где за них отвечает общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при правительстве города. Аналогичные советы созданы при префектурах административных округов. Таким образом, организован двухступенчатый отбор заявок предпринимателей с учетом городских и территориальных приоритетов.

Серьезный недостаток многих региональных программ — отсутствие оценки эффективности функциональных блоков (подпрограмм) и программы в целом. Имеется незначительный опыт анализа эффективности реализации предыдущей программы в регионах, где разработаны и реализуются программы второго-третьего поколений. Например, в Иркутской области, где уже на протяжении ряда лет налажена экспертиза предпринимательских проектов, при разработке третьей программы приводятся ожидаемые конечные результаты в количественном измерении: темпы роста количества МП; рост доли продукции, производимой МП в структуре экономики области; рост объема выпускаемой МП продукции; количество новых рабочих мест; рост прибыли от реализации проектов; рост отчислений в бюджет области.

Действенность региональных программ поддержки МП во многом определяется наличием и качеством механизма их разработки и реализации. Решение о разработке программ, как правило, принималось органами исполнительной власти субъектов Федерации. По мере формирования в составе администраций краев, областей, правительств республик структур по поддержке МП функции заказчика делегировались этим структурам, они же осуществляли контроль за реализацией программных мероприятий, инвестиционных проектов.

С развитием на федеральном уровне системы поддержки малого предпринимательства отрабатывались и механизмы управления программами на региональном уровне. Так, в программах, разрабатываемых после 1995г., когда была принята вторая федеральная программа поддержки малого предпринимательства, основные элементы такого механизма представлены в паспорте региональной программы, где указывается заказчик программы (как правило, администрация области), головной исполнитель (департамент, управление, комитет поддержки предпринимательства), источники и объемы финансирования (региональный бюджет, фонд поддержки малого предпринимательства, фонд занятости, внебюджетные источники, консолидированные средства банков, средства предпринимателей и др.), а также те, кто осуществляет контроль за реализацией программы (руководитель администрации, правительство субъекта Федерации и уполномоченные им лица).

Региональные программы явились важным средством координации усилий различных структур и совершенствования управления процессом поддержки МП. Опыт разработки и организации выполнения региональных программ способствовал повышению квалификации представителей территориальных органов управления, других структур, ориентированных на поддержку малого бизнеса, и самих предпринимателей, прошедших жесткую систему отбора инвестиционных проектов для включения их в программы поддержки и получения льготных кредитов.

Эти обстоятельства определили целесообразность и своевременность подготовки специалистами ИСАРП «Методических рекомендаций по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства» [7]. Данные рекомендации были изданы и разосланы во все регионы РФ. Программам поддержки малого предпринимательства рекомендуется придать статус целевой региональной программы, что потребует особого контроля и выделения ее финансирования в региональном бюджете отдельной строкой.

Большое внимание в данных рекомендациях уделено пред проектной стадии разработки региональных программ, на которой происходят сбор и анализ исходной информации, выявление ключевых проблем региона и малого бизнеса. При разработке программ нового поколения на 1998 г. и последующие годы рекомендуется производить расчет эффективности программы в целом и отдельных инвестиционных проектов. Наряду с экономическим эффектом нужно учитывать социальные, экологические и другие результаты. Предлагаемый авторами механизм управления разработкой программы, основанный на организационно-экономическом взаимодействии всех участников и координации деятельности привлекаемых структур, восполняет существенный пробел в методическом обеспечении развития малого предпринимательства.

Муниципальные программы. Демократизация проводимых в нашей стране реформ предполагает вовлечение в них низовых территориальных образований, активизацию малого предпринимательства в городах и поселках. Перспективы государственной политики в отношении малого бизнеса связаны с переносом акцента в реализации соответствующих мер поддержки с федерального на региональный и муниципальный уровни.

До последнего времени малый бизнес был сосредоточен в основном в столицах, областных (краевых) центрах, городах, приграничных районах. Как показывает анализ, на них приходится и 50-70% включенных в региональные программы мероприятий. Такая тенденция отчасти объективна, ведь вначале необходимые элементы инфраструктуры создавались прежде всего в крупных городах. Предприниматели из провинции при отборе проектов для включения в региональные программы оказывались подчас неконкурентоспособными, не обладая необходимой информацией, а иногда и квалификацией для надлежащего оформления проектов. Тем не менее вовлечение в цивилизованное предпринимательство всех городов и поселков региона является одним из условий оздоровления экономики, укрепления местного самоуправления. Опыт региональной поддержки МП свидетельствует о том, что организующим началом в формировании МП на местах могут стать программы поддержки малого предпринимательства. Пионерами в разработке муниципальных программ стали областные центры — Екатеринбург, Рязань, Тула. Однако и в ряде региональных программ (Москва, Иркутская область и др.) учитываются предложения низовых территориальных образований.

Структура городских программ в какой-то степени повторяет структуру региональных: в них содержатся мероприятия по нормативно-правовому, организационному, инфраструктурному, финансовому, кадровому обеспечению, а также механизм реализации. В то же время приоритеты муниципальных программ становятся более конкретными. Например, в программе г. Тулы в их число входят «русская еда», «тульские чайники», развитие традиционных тульских ремесел и промыслов, производство комплекса оборудования и услуг по энергосберегающей технологии.

Специальный раздел программы г. Тулы посвящен созданию органами местного самоуправления системы поддержки малого предпринимательства. В нем предусмотрен механизм координации деятельности органов местного самоуправления и общественных организаций в этой области с целью лоббирования интересов малого бизнеса, создания благоприятного общественного мнения. Процесс становления местного самоуправления в Тульской области начался еще в 1994 г. С учетом исторических традиций и реальных возможностей было создано 128 комитетов общественного самоуправления на низовых территориальных уровнях. На территории области и города Тулы действуют районные городские собрания представителей общественного самоуправления. Администрация области организовала обучение сотрудников органов местного самоуправления. Пример Тульской области показывает, что привлечение широких слоев населения к обсуждению и решению местных проблем является важным резервом развития предпринимательской инициативы. Там, где успешно происходит становление местного самоуправления, уделяется значительное внимание малому предпринимательству как предпосылке укрепления экономической базы территории и решения ее социальных проблем.

Информация о работе Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России