Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА……………..5
1.1. История становления малого бизнеса и его роль в развитии экономики…….....5
1.2.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ………………………………………………………………………………………..10
2.1. Поддержка малого бизнеса в России………………………………………….…10
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………………17
2.3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...…32

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

В ряде регионов уже ведется методическая и организационная работа по подготовке базовой модели поддержки малого предпринимательства на уровне органов местного самоуправления (Иркутская, Свердловская области и др.). Разработка такой модели предусмотрена в федеральной программе на 1996—1997гг. Модель, предлагаемая регионом для муниципальных образований, должна носить рамочный характер, содержать рекомендации об организации работы над программой: формы взаимодействия с органами местного самоуправления: увязку основных разделов муниципальной программы с региональной, включая приоритетные направления; порядок отбора (экспертизы) проектов для включения в программу; определение источников финансирования.

Усиление акцента на поддержку малого предпринимательства на муниципальном уровне предполагает разработку механизма концентрации налоговых сборов и платежей в местном бюджете, разграничение функций по регулированию развития малого бизнеса между федеральным, региональным и муниципальными уровнями. Это означает, что в федеральной программе необходимо выделить блок межрегионального взаимодействия, который позволит «тиражировать» опыт наиболее развитых регионов соседними. Для наиболее «продвинутых» в части поддержки и развития предпринимательства регионов, где создан благоприятный инвестиционный климат, можно предусмотреть постепенную реализацию принципа субсидиарности.

 

Институты поддержки на федеральном и региональном уровнях

Федеральный уровень. Реализация политики поддержки МП связана с формированием специальных институтов на федеральном и региональном уровнях. Создание таких институтов на различных этапах развития малого бизнеса отражало и состояние государственной политики в этой сфере.

В материалах к 1 Всероссийскому съезду представителей малого предпринимательства отмечалось, что структура управления господдержкой на федеральном уровне сформировалась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сфера деятельности и степень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам [39].

В начале 90-х годов было предпринято несколько попыток создать орган, координирующий политику по формированию и поддержке малого предпринимательства — первая еще при СССР (1991 г.) и две в РФ — Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства при Госкомимуществе РФ (1992 г.) и Комитет РФ по поддержке малого предпринимательства (март-ноябрь 1992 г.). Не располагая ни законодательной, ни организационной базой для работы, эти органы прекратили существование, так и не начав своей деятельности.

Впоследствии вопросы поддержки малого бизнеса нашли отражение в положениях ряда министерств и ведомств — Минэкономики, Минфина, Миннауки, МВЭС, Минтруда, Минюста, ГКАП, Госкомимущества, Минпрома. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являлись исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю.

В середине 1993 г. правительство РФ возложило функции по координации политики господдержки в сфере малого бизнеса на Министерство экономики. Под его руководством была разработана первая федеральная программа поддержки МП, а также рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. Функции координатора госполитики в сфере малого бизнеса осуществлялись Минэкономики и в последующие годы. В частности, министерство координировало разработку нормативных актов в этой области. Роль головной организации (координатора) при подготовке ряда нормативно-правовых актов сохранилась за Минэкономики и после образования ГКРП, что зафиксировано в федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997гг.

Существенную роль в формировании государственной политики в отношении малого предпринимательства в 1991-1994 гг. играл Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) (впоследствии Государственный комитет по антимонопольной политике). Комитет участвовал в разработке первой федеральной программы государственной поддержки МП в РФ и рекомендаций по подготовке региональных программ. До своего преобразования комитет принимал участие в формировании правовой базы развития малого предпринимательства, в рассмотрении предпринимательских проектов и создании системы их обоснования/После реорганизации ГКАП его функции в части поддержки малого бизнеса значительно сузились. Комитет сосредоточил свое внимание на преодолении административных барьеров на пути развития предпринимательства.

Важную роль в формировании и реализации финансовой поддержки малого бизнеса призвано играть Министерство финансов. Оно является головной организацией в осуществлении финансовой политики и ее совершенствовании при подготовке ряда нормативных документов, например, проекта постановления правительства РФ по системе гарантий для кредитования и страхования экономической (коммерческой и инвестиционной) активности МП, а также предложений по стимулированию поддержки МП коммерческими банками.

В федеральной программе на 1995-1996 гг. Минфин был головной или одной из ведущих организаций в реализации финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства. Однако позиции Минфина в этом вопросе были довольно жесткими. Практически постоянно урезались и задерживались ассигнования на финансирование основных направлений господдержки МП: программ, институтов, отдельных элементов. Такая позиция министерства обусловлен; объективными причинами: наличием значительного дефицита бюджет. и стремлением его сократить.

На Федеральную службу занятости, которая просуществовала до 1996г., в соответствии с федеральной программой «Занятость», утвержденной правительством в 1994 г., была возложена функция по организации обучения и поддержки безработных, желающих начать собственно дело, посредством консультаций, профессиональной ориентации, обучения основам предпринимательской деятельности. Кроме того, предполагалось открытие социально-деловых центров и бизнес-инкубаторов (что совпадало с мероприятиями программ поддержки) для поддержки и расширения малого бизнеса и самозанятости населения.

В связи с реализацией Закона от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в РФ» при Федеральной службе занятости был создан Государственный фонд занятости, который впоследствии стал существенным источником поддержки малого бизнеса. В расходной части Фонд, занятости немалый удельный вес — более 20% — отводится расходам на создание и сохранение рабочих мест. При этом в 1994 г. такие рас ходы составили 393 млн. руб., а в 1995 г. — 1160 млн. руб. [18]. В их со ставе вложения в создание рабочих мест на МП, по экспертным оценкам, занимали от 5 до 10%. В 1996 г. в связи с упразднением Федеральной службы занятости Государственный фонд занятости перешел в подчинение Министерства труда РФ. Ранее данное министерство в области поддержки малого предпринимательства активно не работало.

В формировании механизма финансового обеспечения МП значительную роль играет Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. В 1993-1995 гг. он работал под эгидой ГКАП. Д( конца 1994 г. деятельность Фонда не имела ясных ориентиров, что было обусловлено отсутствием четкой государственной политики в финансировании предпринимательских проектов. В первое время Фон; наряду с льготным кредитованием использовал и прямые инвестиции В декабре 1995 г. он был преобразован в Федеральный фонд поддержи малого предпринимательства (ФФПМП) и выведен из подчинение ГКАП. В утвержденном в апреле 1996г. правительством уставе Фонд; предусмотрено, что основной целью его деятельности является финансовое обеспечение федеральной программы поддержки предпринимательства. ФФПМП был определен в качестве головного заказчика Федеральной программы. Доходы Фонда образуются за счет ассигнований из федерального бюджета, средств от приватизации, доходов от собственной деятельности, в т.ч. от выпуска и размещения ценных бумаг Фонда, а также доходов, получаемых по процентам по льготным кредитам, предоставляемым на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Уставом Фонда предусмотрено, что доходы от его предпринимательской деятельности, в том числе от выпуска и размещения ценных бумаг и добровольных взносов, остаются в его распоряжении. Таким образом, происходит аккумуляция средств из различных источников для последующего использования их на цели поддержки малого предпринимательства. В 1996г. ФФПМП разработал программу финансово-кредитной поддержки МП через институт уполномоченных региональных фондов.

В настоящее время ФФПМП наряду с выполнением роли головного заказчика федеральной программы осуществляет функции основного финансового механизма, обеспечивающего ее реализацию. Кроме того, важным направлением деятельности фонда должны стать поручительства или гарантии по кредитам, предоставляемым коммерческими банками субъектам малого предпринимательства, участвующим в реализации федеральной программы поддержки малого предпринимательства. Одновременно предполагается развивать систему поддержки межрегиональных и региональных программ, включающих высокоэффективные проекты, способствующие созданию новых рабочих мест. Создан попечительский совет Фонда, в который вошли представители министерств, ведомств, регионов, общественных организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса. Создание этого органа должно усилить возможности ФФПМП по участию в координации разработки и осуществления госполитики развития МП. Проанализировав ход выполнения первой федеральной программы господдержки малого предпринимательства, попечительский совет рекомендовал расширить функции ФФПМП: проводить организационно-методическую и аналитическую (экспертную) деятельность для контроля за выполнением и эффективностью реализации как отдельных мероприятий, так и программы в целом. С учетом этого Фонду предлагается вносить оперативные корректировки в отдельные программы, включая механизмы финансирования и определение ответственных исполнителей.

Важным шагом в развитии институциональной среды поддержки МП стало создание в соответствии с указом Президента РФ от 6 июня 1995 г. ГКРП. Будучи органом правительства РФ, он отвечает за разработку предложений и реализацию государственной политики в области развития и поддержки МП, межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации в этой сфере. ГКРП также призван обеспечить формирование инфраструктуры поддержки и развития МП, оказывать консультативную, информационную, финансовую поддержку созданию и деятельности субъектов МП. В функции ГКРП входит обобщение опыта развития МП, взаимодействие с международными коммерческими и общественными организациями в области поддержки этого вида бизнеса, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов.

На ГКРП также возложена координация деятельности ФФПМП Для этого признано целесообразным, чтобы председатель ГКРП являлся председателем попечительского совета Федерального фонда. Таким образом, было обеспечено известное влияние ГКРП на деятельность Фонда, что впоследствии привело к размыванию границ между заказчиком и исполнителем федеральных программ. Заметное место в деятельности комитета заняла организация и проведение 1 Всероссийского съезда представителей малого бизнеса в феврале 1996 г., который собрал как самих предпринимателей, так и представителей структур, занятых его проблемами. Одним из важных итогов работы съезда стал указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. «О первоочередных мерах господдержки малого предпринимательства в РФ».

Вместе с тем ГКРП пока не удалось оказать заметное влияние на повышение действенности государственной политики в отношении развития малого бизнеса и усиления его роли в экономике страны. Наблюдается стремление Комитета ужесточить политику в части финансовой поддержки малого предпринимательства, подменить методическую помощь региональным структурам субъектов Федерации контрольно-административными мерами. Для получения кредита на реализацию программ представителям регионов необходимо заручиться визами нескольких чиновников ГКРП. На наш взгляд, нецелесообразно и выступление ГКРП в качестве заказчика федеральных программ наряду с ФФПМП.

Происходившие на протяжении последних шести лет реорганизации в структурах управления на федеральном уровне не способствовали заметному улучшению системы государственного регулирования и координации деятельности министерств и ведомств по поддержке малого бизнеса. Усложняли ситуацию и частые изменения в организации финансирования и кредитования региональных программ, постоянно меняющиеся условия предоставления кредитов регионам.

Отсутствие уверенности в надежности «правил игры» у рядового предпринимателя и структур, поддерживающих его на региональном уровне, явилось одной из причин замедления темпов формирования МП. Кроме того, практически для всех федеральных органов проблемы малого бизнеса имеют второстепенное значение, выделение ресурсов осуществляется по остаточному принципу. Ориентированный на целенаправленную поддержку малого предпринимательства ГКРП не внес заметных позитивных изменений в эту ситуацию. Ее усугубляет соперничество между комитетом и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства по поводу того, кто будет играть приоритетную роль в финансировании малого бизнеса.

Региональный уровень. В отдельных случаях институциональное развитие на региональном уровне опережало создание федеральных структур. Формы и состав органов поддержки малого предпринимательства определялись региональными особенностями, отношением органов исполнительной власти к малому бизнесу и к реформированию экономики в целом.

Вначале действовало много разнообразных управленческих структур, ориентированных на развитие и поддержку предпринимательства. Позднее, с 1995 г., в большинстве регионов в администрациях, правительствах в этих целях создавались специализированные подразделения. В 1996 г. они функционировали более чем в 50 субъектах РФ. Именно эти органы организуют разработку и реализацию региональных программ.

Финансовую поддержку малого бизнеса в регионах осуществляют соответствующие фонды. В первое время фонды имели различный правовой статус — государственных, общественных организаций, акционерных обществ. В большинстве случаев учредителями фондов являются региональные и городские администрации. Объемы финансовых средств, выделяемых фондам, существенно различаются. Особенно сложная ситуация характерна для регионов с дотационным бюджетом, где практически нет внутренних возможностей для финансирования поддержки малого бизнеса.

Информация о работе Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России