Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:15, контрольная работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА……………..5
1.1. История становления малого бизнеса и его роль в развитии экономики…….....5
1.2.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ………………………………………………………………………………………..10
2.1. Поддержка малого бизнеса в России………………………………………….…10
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса……………………………………17
2.3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...…32
В частности, это поддержка частных промышленных парков. Сейчас в стране половина сертифицированных и успешно работающих промпарков находятся именно в частных руках, но в отличие от государственных поддержки практически не имеют. Сейчас ситуация меняется. И частный промпарк может получить субсидию в 200 млн руб. на развитие своей инфраструктуры. Главное условие при этом - чтобы парк уже работал и не менее 20% его площадей были заняты субъектами предпринимательства.
Другое новое направление - поддержка центров инжиниринга. По этому вопросу минэкономразвития сейчас активно работает с регионами.
Также планируется поддерживать создание частных детских садов. Разумеется, тех, где будут реализовываться образовательные и развивающие программы. Они могут получить до 10 млн руб. при условии, если стоимость самого проекта будет не менее 20 млн руб. Это очень важное решение, поскольку социально направленный бизнес у нас наименее защищен. Так, по словам руководителя детского центра "Маленькая страна" Маргариты Райкопуло, буквально за неделю до форума она лишилась своего бизнеса, поскольку арендодатель "без объявления войны" продал помещение. "Мы точно в срок платили огромную арендную плату, но при этом не имели абсолютно никаких гарантий. Льготное кредитование, льготные ипотеки - это все есть только на словах. Но когда начинаешь говорить с банками, предлагают откровенную кабалу, а социальное предпринимательство - малодоходный бизнес, чтобы выкупать помещение", - рассказала Маргарита Райкопуло.
Еще одно, как выразился Андрей Медведев, "глобальное" новшество заключается в том, что теперь субсидию в сумме до 10 млн руб. на развитие может получить предприятие численностью до 30 человек (ранее минимальным порогом штата было 50 сотрудников), при этом вовсе необязательно, чтобы оно имело статус юрлица. На этот шаг мин-экономразвития пошло по просьбе регионов, где малые предприятия часто работают с небольшим штатом.
В целом, высоко оценив усилия минэкономразвития по поддержке МСБ, председательсовета предпринимателей СЗАО Москвы Дмитрий Туркин поделился проблемой, характерной для столичного региона. Многие предприниматели Москвы, регистрируя компанию в столице, размещают производство в области, где дешевле земля, да и места больше. Или вообще в соседнем субъекте РФ. И такое "раздвоение" мешает им получить субсидию: город кивает на область и наоборот. Мнение Андрея Медведева однозначно: субсидию должен выделять тот регион, где предприятие платит налоги, кстати, добросовестность в этом деле является главным условием для претендента на субсидию. И обещал разобраться с данной ситуацией.
Впрочем, не только прямыми деньгами можно помочь нашему бизнесу выжить. Не менее важны сами условия существования, которые можно улучшить законодательным путем. Так, с 1 января 2014 года вступает в силу закон о Федеральной контрактной системе, дающий МСБ определенные преференции в плане госзакупок. За редким исключением, касающимся обороноспособности и национальной безопасности страны, заказчики обязаны размещать на МСП и социально ориентированных некоммерческих организациях (СОНО) не менее чем 15% совокупного годового объема заказов (верхний порог не оговаривается). При этом начальная цена контракта не должна превышать 20 млн руб. "Это значительно расширяет возможности малого и среднего бизнеса по сравнению с более жесткими рамками ныне действующего 94-ФЗ, который ограничивает объем заказов квотами в 10 (минимум) - 20 (максимум) процентов, а НМЦК - 15 млн руб. При этом заказчик имеет право обязать крупных поставщиков размещать субконтракты на МСП. Здесь получается двойная выгода, поскольку заказчик эти субконтракты учитывает как размещение заказов у малого бизнеса", - сообщил исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Георгий Сухадольский.
Обезопасить же заказчика от срыва поставок поможет реестр недобросовестных поставщиков, где будет фиксироваться не только название компании, завалившей работу, но и фамилия гендиректора и всех учредителей. Так что, угодив в реестр одной из своих компаний, владелец попадает туда целиком и полностью.
Единственный неприятный момент для МСБ в законе о ФКС касается ужесточения антидемпингового контроля: максимальный порог снижения цен в рамках конкурсных торгов для "малышей" ограничен 25%.
Минфин в этом году выделил 20 млрд руб. госгаранатий на проекты малого и среднего бизнеса. Отбирать их в ближайшее время начнет МСП-банк (на 100% принадлежит Внешэкономбанку), он же будет выступать гарантом перед частными банками. Если заемщик не сможет вернуть кредит, обязательства сначала возникнут у МСП-банка, если он не сможет расплатиться — у Внешэкономбанка, и только в последнюю очередь — у федерального бюджета. Такая схема сводит к минимуму риск расходов бюджета, отмечает Вышковский.
Минфин предлагает дождаться итогов работы МСП-банка и подумать над созданием гарантийного фонда для малого и среднего бизнеса, рассказывает Вышковский: его могли бы создать банки, кредитующие малый и средний бизнес, а государство гарантировало бы часть его обязательств. «Если заемщик не может обслуживать кредит, банк обращается в этот фонд. Похожий механизм действует в отношении вкладов физлиц. Если фонд не может расплатиться, расходы несет казна», — объясняет Вышковский. Какая часть такого фонда может быть обеспечена госгарантией и какого размера должен быть фонд, в Минфине пока не посчитали.
Два сотрудника Минэкономразвития говорят, что в их министерстве предложений Минфина не видели. Минэкономразвития также предлагает создать гарантийный фонд, говорит один из чиновников, но за счет бюджета.
«Если создать фонд за счет федерального бюджета, есть вероятность, что расходы придется нести дважды — сначала на создание фонда, затем на выплату госгарантий», — возражает Вышковский.
Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует в правительстве малый бизнес) не смог сказать, поддержит ли его начальник предложения Минфина. В 2013 г. федеральный бюджет потратит на поддержку малого и среднего бизнеса 34,5 млрд руб. Почти 22 млрд из них — субсидии, которые Минэкономразвития распределяет по регионам на местные программы поддержки. Остальное — поддержка сельхозпредприятий и финансирование прикладных научных исследований и разработок малых предприятий (см. рис.1).
Рисунок 1 – Помощь государства малому и среднему бизнесу
Кредитование замирает, банкам выгодно его оживить, поддерживает инициативу Минфина вице-президент Сбербанка Сергей Борисов. В Сбербанке средняя ставка кредита для малого и среднего бизнеса — около 12% годовых, а если у заемщика нет залога, то 19,5%, знает Борисов: «Большая ее часть в обоих случаях — плата за риск». Банкам не очень выгодно работать с некрупными заемщиками, по их кредитам требования ЦБ к резервированию жестче, продолжает он: «Если бы появился подобный фонд с солидарной гарантией государства, это бы отчасти решило проблему». Россия тратит на поддержку малого и среднего бизнеса очень мало, считает Борисов: Франция, например, — до 50 млрд евро.
Частным банкам эта инициатива была бы тоже интересна, но важно, как будет управляться этот фонд, рассуждает директор департамента по работе с малым бизнесом Номос-банка Федор Сытин: «С учетом лимитов для каждого банка важно, чтобы система гарантий из фонда была гибкой: если заемщик не очень надежный, то гарантия должна быть больше».
Федеральные, региональные и муниципальные программы Федеральные программы. Первая федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 гг. отражала политику государственного патернализма в отношении малого бизнеса. В ней была предпринята попытка создать основные предпосылки для формирования необходимой для функционирования субъектов малого бизнеса среды. В соответствии с поставленными задачами в программу были включены меры по созданию финансовой и базовой инфраструктуры поддержки МП, информационному и кадровому обеспечению, содействию их внешнеэкономической деятельности, технологической помощи, включая лизинговые операции. Узловым блоком стала подпрограмма нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятие необходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этой подпрограммой документов было подготовлено и принято, в их числе — закон РФ от 6 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Первая программа была ориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивающие формирование базисных элементов институциональной среды, создание необходимых правовых, финансовых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частичным финансированием из федерального бюджета.
С целью отработки отдельных элементов системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне в федеральную программу были включены для экспериментальной апробации несколько региональных пилотных проектов: бизнес-инкубаторы, технопарки, лизинговые компании и др. Главным их координатором являлся Федеральный фонд поддержки предпринимательства. На региональном уровне в этой роли должны были выступать департаменты, управления, отделы (подотделы) поддержки малого предпринимательства, созданные в соответствии с постановлением правительства РФ от 14 мая 1993 г. «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства в РФ». Финансирование большинства пилотных проектов должно было осуществляться на единой основе из федерального и регионального бюджетов. Федеральный фонд в качестве контрактора заключал по поводу данных проектов специальные соглашения с администрациями заинтересованных регионов.
Предполагалось, что для выполнения первой федеральной программы понадобится 210 млрд. руб. Длительное и неоднократное рассмотрение программы в правительстве привело к тому, что она была одобрена практически к концу срока ее реализации, а на финансирование предусмотренных мер было фактически выделено всего 20-25 млрд. руб. В итоге большинство мероприятий программы осуществить не удалось. Однако сам факт ее разработки послужил важным импульсом для организации поддержки малого бизнеса в регионах.
Вторая федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997гг. разрабатывалась в период, когда появились первые признаки приближающегося оздоровления экономики, снижения инфляции. Поэтому государственная политика поддержки могла бы строиться на основе дирижистско-конкурентной концепции. Однако новая программа не предусматривала кардинального изменения стратегии в отношении малого предпринимательства. Ее целью постулировалось обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики.
Предполагалось дальнейшее углубление направлений, содержавшихся в предыдущей программе, прежде всего по созданию и развитию элементов инфраструктуры, а также их объединение в систему с разветвленной сетью объектов (центры и агентства поддержки МП, технопарки и бизнес-инкубаторы, лизинговые компании и т.п.).
Для отработки новых элементов инфраструктуры и механизмов поддержки МП была поставлена задача подготовить концепцию обществ взаимного кредитования, страхования субъектов малого предпринимательства в государственных инвестиционных программах. Разработчики программы исходили из того, что сочетание мер прямой и косвенной поддержки будет способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых МП и преодолению негативной тенденции ухода малого бизнеса от налогообложения. Для повышения эффективности использования кредитных ресурсов намечалось формирование механизма предоставления госгарантий по целевым кредитам и инвестиционным кредитам, выдаваемым кредитно-финансовыми учреждениями малым предприятиям.
Наряду с определенной преемственностью основных разделов во второй программе появились относительно новые направления. Так, например, научно-методическое обеспечение ориентировалось на обоснование стратегии и тактики развития малого предпринимательства с использованием мультипликативных эффектов при оказании поддержки на региональном и федеральном уровнях. Особое внимание уделялось поддержке МП в кризисных и депрессивных регионах.
При разработке второй программы была предпринята попытка более четкого разграничения полномочий и ответственности между Федерацией и ее субъектами в вопросах регулирования и поддержки малого предпринимательства. Так, предусматривалось усилить взаимодействие с аналогичными региональными программами путем оказания им методического и финансового содействия.
Заказчиком программы стал Фонд поддержки предпринимательства, координацию деятельности исполнителей программы (министерств, ведомств, научных и общественных организаций) осуществлял ГКРП. В разработке программы приняли участие Министерство экономики РФ, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, ГКРП и другие организации. Предполагалось, что для финансирования программы в 1996г. потребуется 883 млрд. руб., из которых 707 млрд. должны были составить средства от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности. Финансирование региональных инвестиционных программ и проектов было в основном ориентировано на средства субъектов РФ, в т.ч. на внутренние резервы развивающихся финансовых институтов: фондов, компаний, банков и самых МП. Кроме того, намечалось привлечение средств международных финансовых организаций, а также финансовых ресурсов по линии технической помощи. Разработчики программы оценивали и результативность мероприятий, предусмотренных ею: обеспечение роста числа МП в 1,5-2 раза с т,ем, чтобы количество их к концу 1997 г. составило 2-2,5 млн.; получение дополнительных товарных ресурсов, усиление конкуренции среди отечественных товаропроизводителей.
Информация о работе Государственная поддержка среднего и малого бизнеса в современной России