Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.
- не допускается
экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и
б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:
- равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);
- гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);
- возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;
в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73).
2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.
3. Федеральные
законы, которые можно
а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
- Федеральный
закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О
государственной регистрации
- Федеральный
закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральный
закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О
защите прав юридических лиц
и индивидуальных
б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:
- Закон
РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции
и ограничении
- Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле";
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- Федеральный
закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об
обществах с ограниченной
- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
- Федеральный
закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О
государственных и
г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
- Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.
4. Подзаконные акты:
а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти");
б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");
в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);
5. Нормативные правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.
2.3. Обычай
делового оборота и
и нормы международного права как источники
российского предпринимательского права
Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ.
Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).
Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.
Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.
Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:
- Конвенция
ООН о договоре международной
перевозки грузов
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
- Конвенция
ООН о международных
- Принципы
международных коммерческих
- Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.
Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.
2.4. Сущность
и виды предпринимательских
Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.
Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
- абсолютные вещные правоотношения;
- абсолютно-относительные вещные правоотношения;
- абсолютные
правоотношения по ведению
- неимущественные
предпринимательские
- хозяйственные обязательства.
1. К абсолютным
вещным правоотношениям
2. К абсолютно-относительным
вещным правоотношениям
3. Абсолютные
правоотношения по ведению
4. Неимущественные
предпринимательские
5. Хозяйственные обязательства заключаются в том, что участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:
1) хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
2) внутрихозяйственные,
которые складываются между
3) территориально-хозяйственные отношения - отношения публичных образований между собой и с организациями;
4) оперативно-хозяйственные,
которые складываются между
Тема 3. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
3.1. Понятие, признаки и виды субъектов
предпринимательского права
Субъект предпринимательского права - лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.
Рассмотрим признаки субъектов предпринимательского права.
1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.
2. Наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.
Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.
Общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);
Ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).
Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.