Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции рпп.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

- не допускается  экономическая деятельность, направленная  на монополизацию и недобросовестную  конкуренцию (п. 2 ст. 34);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

- равная  защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);

- гарантия  судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);

- возможность  ограничения прав и свобод  человека и гражданина только  федеральным законом и только  в той мере, в какой это необходимо  в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;

в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73).

2. Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

3. Федеральные  законы, которые можно классифицировать  следующим образом:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

- Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей";

- Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О  лицензировании отдельных видов  деятельности";

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

- Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О  защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  при проведении государственного  контроля (надзора)";

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

- Закон  РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках";

- Закон  РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных  биржах и биржевой торговле";

- Федеральный  закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О  рынке ценных бумаг";

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

- Федеральный  закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об  акционерных обществах";

- Федеральный  закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об  обществах с ограниченной ответственностью";

- Федеральный  закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных  кооперативах";

- Федеральный  закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О  государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др.;

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

- Федеральный  закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О  финансовой аренде (лизинге)";

- Федеральный  закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

- Федеральный  закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об  инвестиционных фондах";

- Федеральный  закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О  рекламе" и т.д.

4. Подзаконные  акты:

а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти");

б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");

в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

5. Нормативные  правовые акты субъектов РФ - издаются  законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные  правовые акты - принимаются по  вопросам, касающимся реализации  права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

 

2.3. Обычай  делового оборота и общепризнанные  принципы

и нормы международного права как источники

российского предпринимательского права

 

Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ.

Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:

- Конвенция  ООН о договоре международной  перевозки грузов автомобильным  транспортом 1956 г.;

- Конвенция  ООН о договорах международной  купли-продажи 1980 г.;

- Конвенция  ООН о международных переводных  векселях и международных простых  векселях 1988 г.;

- Принципы  международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

- Евразийская  патентная конвенция 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

 

2.4. Сущность  и виды предпринимательских правоотношений

 

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

- абсолютные  вещные правоотношения;

- абсолютно-относительные  вещные правоотношения;

- абсолютные  правоотношения по ведению собственной  хозяйственной деятельности;

- неимущественные  предпринимательские правоотношения;

- хозяйственные  обязательства.

1. К абсолютным  вещным правоотношениям относится  право собственности, которое дает  его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом  по своему усмотрению в соответствии  с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

2. К абсолютно-относительным  вещным правоотношениям относятся  право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютные  правоотношения по ведению собственной  хозяйственной деятельности складываются  по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные  предпринимательские правоотношения  складываются по поводу неимущественных  благ, используемых субъектами хозяйствования  в своей деятельности, таких как  фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношения трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные  обязательства заключаются в  том, что участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

1) хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;

2) внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями  хозяйствующих субъектов;

3) территориально-хозяйственные  отношения - отношения публичных  образований между собой и с организациями;

4) оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными  субъектами в силу предпринимательских  договоров.

 

 

Тема 3. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

3.1. Понятие, признаки и виды субъектов

предпринимательского права

 

Субъект предпринимательского права - лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Рассмотрим признаки субъектов предпринимательского права.

1. Легитимация  в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2. Наличие  хозяйственной компетенции, т.е. совокупности  хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

Общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);

Ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"