Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:55, курс лекций
Предпринимательская деятельность осуществляется в 2 формах: 1)индивидуальный предприниматель путем регистрации 2)путем создания юр.лица (предприятия). Юр.лицо – организация, имеющая 1)обособленное имущество а) в хоз.ведении – специфическая форма существует только в России (унитарн.предпр.) б)в собственности (ООО,АО,кооператив) в)на праве оперативного управления (вгуп или казенные предприятия) 2)отвечает имуществом по своим обязательствам 3) может приобретать права и нести ответственность 4) может быть истцом и ответчиком в суде 5) имеют самостоятельный баланс или смету последнее имеет расчетный счет.
Лизинг – разновидность аренды. Вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга юридическим и реже физическим лицам на установленный срок и за определенную плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Классическая схема лизинга предполагает наличие трех участников: предприятия – производителя оборудования, арендодателя – лизинговой фирмы (компании) и арендатора – лизингополучателя.
Классификация лизинга.
В зависимости от окупаемости имущества различают:
1. Финансовый лизинг, срок которого приближен к амортизационному периоду.
То есть имущество полностью амортизируется за период действия контракта.
Оно не представляет интереса для
лизингодателя и, как правило, переходит
в собственность
2. Оперативный лизинг. Его срок
меньше амортизационного
В зависимости от количества участников различают:
1. Косвенный лизинг, то есть 3 участника.
2. Прямой, при котором собственник имущества продаёт его лизинговой компании, а затем берёт в лизинг. Собственник получает необходимые денежные средства за продажу имущества и сохраняет право пользования на условиях лизинга. К нему прибегают в тяжёлых финансовых ситуациях.
В зависимости от предмета лизинга различают: лизинг движимого имущества, лизинг недвижимого имущества, лизинг « с экипажем» для транспортных средств.
В зависимости от сектора рынка различают: внутренний, международный
В зависимости от срока лизинга различают: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 3х лет), долгосрочный (от 3х лет)
Классификация по срокам носит условный характер.
В зависимости от перехода права собственности различают:
1. Лизинг без выкупа имущества
2. Лизинг с выкупом имущества, то есть при внесении выкупной цены или при полном внесении лизинговых платежей (если это зафиксировано в контракте) имущество переходит в собственность лизингополучателя.
Рекомендуется устанавливать выкупную цену, чтобы не было разборок с налоговой.
Порядок расчёта лизинговых платежей и эффективность лизинга.
В течение срока лизинга
Лизинговый платёж в t-ом году рассчитывается по формуле:
Лпt= Аt + Пкt + Квt + Дуt + Ниt + НДСt
А — амортизация, начисляемая на имущество в тэтом году
ПК — плата за кредит, взятый лизингодателем для приобретения имущества в тэтом году.
Рассчитывается от среднегодовой остаточной стоимости имущества
КВ — комиссионное вознаграждение лизингодателя в тэтом году, устанавливаемое в процентах от среднегодовой остаточной или первоначальной стоимости имущества
ДУ — дополнительные услуги, оказываемые лизингодателем в тэтом году. Включаются в платежи равномерно.
Ни — налог на имущество в тэтом году (если имущество остаётся на балансе лизингодателя)
НДС — налог на добавленную стоимость начисляемый на выручку лизингодателя в тэтом году.
Всё что слева от НДС — выручка компании. Там в формуле рамочкой обведи.
Лизинговые платежи могут
1. Равномерно. В таком случае всю сумму ЛП делим на их количество.
2. Дегрессивно. То есть в уменьшающихся размерах
3. Прогрессивно — в
4. Лизинговые платежи могут быть
синхронизированы с
Эффективность лизинга
Поставщик (производитель) формирует
рынок сбыта сложной
Лизингодатель (лизинговая компания) даёт кредит, но не денежный, а имущественный. Он более защищён так как имущество остаётся в собственности лизингодателя и при неуплате платежей может изыматься и продаваться.
Лизингополучаетель включает лизинговые платежи в расходы в целях налогооблажения прибыли, что значительно снижает налог на прибыль. Лизингополучаетель освобождается от необходимости единовременного отвлечения крупных денежных сумм из оборота. Получить кредит сложно, необходим залог. Лизинг проще, так как само имущество — залог. График внесения платежей при лизинге может быть более гибким. Лизинговые сделки часто используются при франчайзинге.
Франчайзинг как способ взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Лизинговые сделки часто
используются при франчайзинге.Ф. -
способ взаимодействия крупного и малого
бизнеса, при котором компания, имеющая
раскрученный бренд и отлаженную систему
ведения бизнеса (франчайзер) передаёт
право пользования данными достижениями
на определённый срок за плату малому
предприятию (франчайзе). Сфера быстрого
питания, образование, отельный, туристический,
аптеки, автомобильный. Франчайзер вносит
2 вида платежей:1) единовременный вступительный
взнос. Он зависит от масштаба бизнеса.
2) текущие платежи (роялти), устанавливаемые
в % от выручки или прибыли лизингополучателя.
Для франчайзера приоритетная выгода
франчайзинга заключается в том, что он
получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный
объем продаж своей продукции, так как
франчайзи обязаны покупать у него определенные
договором партии товара, расходных материалов
или иной продукции/услуг. Если доход стабильный,
то его можно с успехом планировать на
будущее, а значит, развивать новые направления.
При всем при этом франчайзер не обременен
трудностями, связанными с рядом расходов,
которые есть у обычных игроков, — обучение
и подбор персонала, контроль качества
и тд. Франчайзи вынуждены следовать правилам
и ограничениям, установленным франчайзером,
даже если они не приносят максимальной
пользы бизнесу. Франчайзи часто обязаны
закупать сырье и продукцию у поставщиков,
назначенных франчайзером, что может ограничивать
их доступ к свободному рынку и вынуждать
покупать сырье и продукцию по завышенным
ценам. Для франчайзи могут быть установлены
жесткие ограничения на выход из бизнеса,
включая запрет на открытие конкурирующих
организаций в течение определенного
срока или на определенной территории.
Франчайзи редко могут оказать влияние
на вопросы централизованного маркетинга
и рекламы, но при этом могут быть вынуждены
оплачивать централизованные маркетинговые
и рекламные кампании. Таким образом, их
средства могут использоваться не в их
лучших интересах.
Оборотные средства фирмы: экономическая сущность и классификация. Стадии кругооборота.
Оборотные средства — часть имущества организации, используемая в её деятельности в течение периода <= 1 год. Поэтому их также называют текущие или краткосрочные активы.
В балансе фирмы они представлены во 2м разделе (Оборотные активы). Они включают:
запасы. То есть запасы сырья, топлива, комплектующих, основных и вспомогательных материалов, которые запускаются в производство или в торговлю (товары для перепродажи).
незавершённое производство. Продукция частично прошедшая обработку, но подлежащая дальнейшей обработке на следующих стадиях технологического процесса.
готовая продукция. То есть полностью законченная обработка принятая приёмкой, укомплектованная и сданная на склад.
НДС по приобретенным ценностям. В балансе фирмы отражаются суммы НДС ещё не предъявленные фирмой к возмещению перед бюджетом.
дебиторская задолженность. Включает:
- задолженность покупателей и
заказчиков за продукцию (
- задолженность дочерних и
- задолженность за подотчётными лицами
- задолженность за прочими
- векселя к получению
- авансы выданные
Дебиторская задолженность может быть краткосрочной (платежи в течение года) или долгосрочной (более чем через 1 год)
финансовые вложения (краткосрочные; срок меньше либо равно 1 год)
то есть вложения в краткосрочные ценные бумаги, краткосрочные депозиты, займы предоставленные другой фирме на срок меньше либо равно 1 году
свободные денежные средства
На всех счетах (кроме депозитных) и переводы в пути.
Оборотные средства совершают непрерывных кругооборот, проходя след. Стадии:
деньги — запасы — незавершённое производство— готовая продукция — дебиторская задолженность — дебиторская задолженнность.
Методы нормирования оборотных средств.
Эффективное использование
оборотных средств во многом зависит
от правильного определения
Потребность в оборотных средствах зависит от множества факторов: объемов производства и реализации; характера деятельности предприятия; длительности производственного цикла; видов и структуры потребляемого сырья; темпов роста объемов производства и т.п.
Точный расчет потребности
предприятия в оборотных
Время пребывания оборотных средств в сфере производства охватывает период, в течение которого оборотные средства пребывают в состоянии запасов и в виде незавершенного производства.
Время пребывания оборотных средств в сфере обращения охватывает период пребывания их в форме остатков нереализованной продукции, в виде отгруженной, но еще не оплаченной продукции, дебиторской задолженности, в виде денежных средств, находящихся в кассе предприятия, на счетах в банках.
Чем выше скорость оборота (суммарное время пребывания в сфере производства и обращения), тем меньше потребность в оборотных средствах.
Предприятие заинтересовано в сокращении размеров своего оборотного капитала. Но это сокращение должно иметь разумные пределы, так как оборотные средства должны обеспечивать нормальный режим его работы. При определении оптимальной потребности в оборотных средствах рассчитывается сумма денежных средств, которая будет авансирована для создания производственных запасов, заделов незавершенного производства и накопления готовой продукции на складе. Для этого используется три метода. Сущность аналитического, или опытно-статистического метода состоит в том, что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируются их фактические запасы и исключаются излишние и ненужные ценности.
При коэффициентном методе в норматив предшествующего периода вносятся поправки на планируемое изменение объемов производства и на ускорение оборачиваемости.
Метод прямого счета предусматривает расчет запасов по каждому элементу оборотных средств. Этот метод используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующего предприятия.
Общие нормативы собственных оборотных средств определяются в размере их минимальной потребности для образования запасов сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовых изделий. Общий норматив оборотных средств состоит из суммы частных нормативов:
где Нпз – норматив производственных запасов; Ннп – норматив незавершенного производства; Нгп – норматив готовой продукции; Нбр – норматив будущих периодов. Норматив производственных запасов зависит от среднесуточного потребления сырья, материалов топлива и нормы запаса в днях:
Показатели
оценки и направления повышения
эффективности использования
Общую оценку дает к оборачиваемости
, показывающий кол-во оборотов за период=ВР/ОАср.,
К оборачиваемости в днях=Тоб=Дк/Коб=(Дк*ОАср)/ВР
(сниж.).К обор. В запасах=С/Зср(выш.), период
оборота запасов=Тоб=Дк/Коб=(Дк*Зср)/С. К
обор.дебит.задолж-ти показывает сколько
дней за период гасятся долги перед предприятием.
Коб=ВР/ДЗср. Период оброта показывает
за сколько дней в среднем гасится дебит.задолж-ть=Тоб=ДК/Коб=(
Персонал фирмы. Понятие и структура. Цели и задачи управления персоналом.
Персонал — важнейший ресурс фирмы.
Персонал — совокупность профессионально - квалификационных групп работников, состоящих с фирмой в отношениях, регулируемых трудовыми договорами и входящих в её списочный состав.
Персонал - занятые в основной деятельности — работники производственных, конструкторских, управленческих, экономических и иных подразделений, а в неосновной деятельности — работники жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы
Основные рабочие
Вспомогательные рабочие заняты обслуживанием оборудования и рабочих (ремонтные, инструментальные, транспортные и складские подразделения)
Руководители — лица, занимающие должности директоров, президентов, руководителей подразделений и их заместители, главные инженеры, технологи, главные бухгалтеры
Специалисты — лица выполняющие инженерно технические, экономические, финансовые и иные функции. Специалисты на предприятиях делятся на категории: главные, ведущие, старшие
или могут иметь категорию, характеризующуюся номером
Другие служащие— лица занятые подготовкой документации (референты, секратари), учётными или контрольными функциями.
Кроме этого персонал можно разделить по длительности работы на предприятии:
постоянные работники, принятых на срок более 1 года
временных работников, принятых на срок до 2х месяцев (в случае замещения отсутствующего работника до 4х месяцев)
сезонные, принятые на работу на срок до 6 месяцев
В процессе анализа также выделяют
организационную структуру
Персонал можно
профессиональный состав (по профессиям)
по специальностям (специальность требует углублённых знаний в рамках профессии)
по уровню квалификации
по стажу работы на предприятии
по демографическим признакам (пол, возраст)
Одна из основных задач управления персоналом — сформировать оптимальную структуру персонала, соответствующую стратегии развития компании.
Управление персоналом преследует следующие цели:
1. удовлетворение потребности
2. обеспечивание рациональной расстановки кадров в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями работников