Основы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, курс лекций

Краткое описание

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.

Содержание

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по ОПД.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Астраханский государственный политехнический колледж»

(ФГОУ СПО «АГПК»)

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Руководитель подразделения  учебно-методической работы

______________________ В.С. Сорока

от «______»__________________201_г.

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине

Предпринимательство в  сфере сервиса 

 

для студентов

3

курса

 

специальности

Гостиничный сервис

 

 

РАССМОТРЕНО

 

СОСТАВИЛ

на заседании предметно-цикловой комиссии

   
       
     

Протокол 

         
     

от   «

 

»

 

201_ года

   

Председатель 

   
       
     

ОДОБРЕНО

   
     

Методист отделения

Корнейченко Н.В.

   

201_ г.

 

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Понятие и  система предпринимательства …………………………………………..4

Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6

Раздел 3. Юридическая  документация хозяйствующего субъекта………………………….14

Раздел 4. Защита прав и  законных интересов предпринимателей и потребителей………..20

Список используемой литературы…………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная дисциплина является профилирующей, устанавливающей базовые  знания  для получения профессиональных знаний и умений. Изучение дисциплины подкрепляется  изучением смежных с ней дисциплин «Основы права», «Экономика отрасли», «Управление персоналом», «Охрана труда»,  «Бухгалтерский учет».

В программе рассмотрены  общие положения  (основы) предпринимательства  в рыночных условиях, методы регулирования  предпринимательских отношений, правовые формы и методы хозяйствования, организационные вопросы  предпринимательства в сфере сервиса.

Цель учебной программы  «Предпринимательство в сфере сервиса» раскрыть феномен  современного предпринимательства  по средствам  экономического и юридического анализа, последовательно развить  цивилизованный подход к предпринимательству, раскрывая его перспективы в условиях протекающих экономических реформ.

Дисциплина в своей  основе касается всех аспектов этой сферы  деятельности: рассматриваются правовые основы предпринимательства, проводится анализ условий  осуществления предпринимательства, рассматривается социальная сущность предпринимательства и его  место в системе общественных отношений.

С целью более качественного  закрепления изучаемого материала проводятся практические занятия в форме семинаров, деловых игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Понятие  и система предпринимательства

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.   В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.  
Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг. Инновационное предпринимательство связано прежде всего с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю. 

Для успешной организации доходного  дела в современных условиях предприниматель  должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в  области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.

Успех предпринимателя зависит  от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них. Предпринимательская среда– это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий:

Экономические условия– это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции. Социальные условия– это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения.

Правовые условия – законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

В общепринятой классификации предпринимательской  деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:

1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции;

2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;

3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;

4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.

Турагенты выполняют функции посредников – продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности. Контрагенты – исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производительным предпринимателям.  
Туристские организации могут совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.

Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха и т. д.  
Предпринимательская идея – это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные или реальные потребности рынка в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя произвести эти услуги (товары) и получить дополнительный доход от нововведения (инновации).

Деятельность предпринимателя предполагает создание банка идей, которые могли бы составить основной или дополнительный профиль производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как текущий, так и перспективный характер. По каждой идее предприниматель принимает решение – приступать или не приступать к ее практической реализации.

Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся альтернатив, но общие этапы и последовательность их выполнения следующие:

  1. первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;
  2. сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;
  3. проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на туристском рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству; возможной цены реализации аналогичных услуг; издержек производства; величины прибыли и эффективности производства услуг и др.;
  4. вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;
  5. принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Реализация принятой идеи также имеет несколько этапов:

  1. бизнес-планирование, сущность которого состоит в детальном изложении с точными расчетами реализации проекта. В бизнес-плане также указываются организационная форма предпринимательства и источники формирования денежных средств, необходимых для начального этапа реализации идеи;
  2. привлечение заемных денежных средств и партнеров (участников);
  3. государственная регистрация собственной фирмы (предприятия), если она создается впервые;
  4. организационно-техническая подготовка фирмы к производству товаров(услуг);
  5. управление функционирующей фирмой и партнерскими связями.

Реализация предпринимательской  идеи считается успешной, если достигнут (или почти достигнут) результат, планируемый в начале реализации предпринимательской идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается в первую очередь с идеей самоутверждения или со стремлением изменить ход событий. Коммерческий успех (дополнительный доход, прибыль) сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает как самоцель. Это понятие успеха предпринимательства опирается на культуру предпринимательства как на систему совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях, что обеспечивает высокий престиж и способствует увеличению эффективности производства товаров (услуг) и доходов.

По мере стабилизации социально-экономической  жизни общества интерес к культуре предпринимательства как к системе  норм нравственного поведения деловых  людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом будет возрастать.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие предпринимательства.

2. Принятие предпринимательских  решений.

3. Этапы реализации принятой  предпринимательского решения.

4. Классификация предпринимательской деятельности.

 

Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства

Благодаря Основному  закону - Конституции РФ (ст. 34) - каждый гражданин страны имеет право  на свободное использование своих  способностей  и имущества для  предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. И перед каждым субъектом хозяйственной деятельности непременно возникает вопрос о выборе организационной и правовой формы предпринимательства: какое предприятие создать, на основе какой собственности и управления, личное или коллективное и т.д. Начинающего или уже практикующего предпринимателя в первую очередь интересуют объем прав, пределы обязанностей и уровень собственной ответственности. Все это выражается в понятии статус предпринимателя,  который закрепляется за ним при государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. В соответствии с гражданским законодательством обычно выделяют две формы предпринимательства - индивидуальное (единоличное владение) и коллективное (объединение  предпринимателей). Отметим, что в учебной литературе организационно-правовые формы предпринимательства рассматриваются с разных позиций:

-  по формам собственности на капитал (индивидуальная и коллективная собственность);

- по правовому статусу (индивидуальный предприниматель без образования юридического лица или юридическое лицо);

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности