Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, курс лекций
Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы…………………………………………………………….29
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Астраханский государственный политехнический колледж»
(ФГОУ СПО «АГПК»)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель подразделения учебно-методической работы
______________________ В.С. Сорока
от «______»__________________
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине |
Предпринимательство в сфере сервиса | |
для студентов |
3 |
курса |
специальности |
Гостиничный сервис | |
РАССМОТРЕНО |
СОСТАВИЛ | ||||||||||
на заседании предметно- |
|||||||||||
Протокол |
№ |
||||||||||
от « |
» |
201_ года |
|||||||||
Председатель |
|||||||||||
ОДОБРЕНО |
|||||||||||
Методист отделения |
Корнейченко Н.В. |
201_ г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые
формы предпринимательства …………
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы……………………………………………………
Пояснительная записка
Данная дисциплина является профилирующей, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений. Изучение дисциплины подкрепляется изучением смежных с ней дисциплин «Основы права», «Экономика отрасли», «Управление персоналом», «Охрана труда», «Бухгалтерский учет».
В программе рассмотрены общие положения (основы) предпринимательства в рыночных условиях, методы регулирования предпринимательских отношений, правовые формы и методы хозяйствования, организационные вопросы предпринимательства в сфере сервиса.
Цель учебной программы «Предпринимательство в сфере сервиса» раскрыть феномен современного предпринимательства по средствам экономического и юридического анализа, последовательно развить цивилизованный подход к предпринимательству, раскрывая его перспективы в условиях протекающих экономических реформ.
Дисциплина в своей основе касается всех аспектов этой сферы деятельности: рассматриваются правовые основы предпринимательства, проводится анализ условий осуществления предпринимательства, рассматривается социальная сущность предпринимательства и его место в системе общественных отношений.
С целью более качественного закрепления изучаемого материала проводятся практические занятия в форме семинаров, деловых игр.
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства
Предпринимательство – это инициативная
деятельность хозяйствующих субъектов,
связанная с новаторским использованием
имущества, денежных средств и других
ресурсов в целях достижения коммерческого
и иного успеха на основе сочетания личной
выгоды с общественной пользой. В области
туристской деятельности предпринимательство
в большей степени связано с оказанием
услуг. Субъектами предпринимательства
(предпринимателями) могут быть как отдельные
частные лица, действующие от своего имени
и под свою имущественную ответственность,
так и объединения партнеров, действующие
под ответственность юридического лица.
Известны две модели предпринимательства:
классическое предпринимательство и инновационное
предпринимательство.
Классическое
предпринимательство – это традиционное,
консервативное предпринимательство,
направленное на максимальную отдачу
ресурсов при использовании традиционных
приемов хозяйствования для повышения
рентабельности деятельности организации
и обновления номенклатуры услуг. Инновационное
предпринимательство связано прежде
всего с новаторством в предпринимательской
деятельности. Роль предпринимателя сводится
к созданию новшеств, не известных ранее,
посредством использования традиционных
факторов экономики, но путем нового их
сочетания. Такая новаторская деятельность,
как правило, приносит более ощутимый
результат, чем традиционное предпринимательство,
но предъявляет особые требования к предпринимателю.
Для успешной организации доходного дела в современных условиях предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.
Успех предпринимателя зависит от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них. Предпринимательская среда– это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий:
Экономические условия– это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции. Социальные условия– это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения.
Правовые условия – законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
В общепринятой классификации
1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции;
2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;
3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;
4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.
Турагенты
выполняют функции посредников – продавцов
туров. Кроме того, они выполняют отдельные
виды услуг, например страхование, консульское
обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности. Контрагенты
– исполнители туристских услуг (гостиницы,
рестораны, перевозчики, экскурсионные
бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям
турпродукта, т. е. активно участвуют в
производстве услуг и на этом основании
могут быть отнесены к производительным
предпринимателям.
Туристские организации могут совмещать
организационную подготовку, продажу
(в том числе и розничную) и исполнение
услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно
несколько видов предпринимательской
деятельности.
Консультационная
Предпринимательская
идея – это выявленная предпринимателем
новая форма экономической активности,
в которой совмещаются потенциальные
или реальные потребности рынка в определенных
услугах (или товарах) с возможностями
предпринимателя произвести эти услуги
(товары) и получить дополнительный доход
от нововведения (инновации).
Деятельность предпринимателя предполагает создание банка идей, которые могли бы составить основной или дополнительный профиль производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как текущий, так и перспективный характер. По каждой идее предприниматель принимает решение – приступать или не приступать к ее практической реализации.
Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся альтернатив, но общие этапы и последовательность их выполнения следующие:
Реализация принятой идеи также имеет несколько этапов:
Реализация
По мере стабилизации социально-экономической
жизни общества интерес к культуре
предпринимательства как к
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие предпринимательства.
2. Принятие предпринимательских решений.
3. Этапы реализации принятой предпринимательского решения.
4. Классификация предпринимательской деятельности.
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства
Благодаря Основному закону - Конституции РФ (ст. 34) - каждый гражданин страны имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. И перед каждым субъектом хозяйственной деятельности непременно возникает вопрос о выборе организационной и правовой формы предпринимательства: какое предприятие создать, на основе какой собственности и управления, личное или коллективное и т.д. Начинающего или уже практикующего предпринимателя в первую очередь интересуют объем прав, пределы обязанностей и уровень собственной ответственности. Все это выражается в понятии статус предпринимателя, который закрепляется за ним при государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. В соответствии с гражданским законодательством обычно выделяют две формы предпринимательства - индивидуальное (единоличное владение) и коллективное (объединение предпринимателей). Отметим, что в учебной литературе организационно-правовые формы предпринимательства рассматриваются с разных позиций:
- по формам собственности на капитал (индивидуальная и коллективная собственность);
- по правовому статусу (индивидуальный предприниматель без образования юридического лица или юридическое лицо);