Основы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, курс лекций

Краткое описание

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.

Содержание

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по ОПД.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Роль фирм среднего предпринимательства  в рыночной экономике представляется чрезвычайно неоднозначной.  Во-первых, они занимают как бы промежуточное  положение, не обладая многочисленностью и гибкостью мелких фирм, но составляя им конкуренцию. Во-вторых, средние фирмы представляют постоянный  источник конкуренции капитала и производства. В-третьих, в жесткой рыночной конкуренции средние фирмы часто могут выжить, только занимая определенные ниши рынка, где они могут стать монополистами. Есть свои плюсы и минусы и у крупных предпринимательских структур.

 

Вопросы для  самоконтроля:

1. Понятие и характеристика юридического лица.

2. Учредительные документы  для реализации деятельности  юридического лица.

3. Устав и учредительный  договор, отличие, основные характеристики.

4. Финансово-промышленные  группы, их роль в экономике  страны, региона.

5. Организационно-правовые формы юридических лиц.

 

Раздел 3. Юридическая  документация хозяйствующего субъекта

В деятельности хозяйствующего субъекта для эффективного управления (менеджмента) организацией нарушения  или несоответствие внутренним и  внешним правовым нормам, таким как  законы, подзаконные акты регуляторов, правила, регламенты, предписания, учредительные документы выступают в виде правовых рисков. В России правовые риски приобретают особое значение, так как в силу сравнительно короткой истории существования рыночной экономики в законодательстве по-прежнему отсутствует четкая нормативная база, а зачастую и базовые определения в сфере осуществления внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта. Такие риски проявляются в следующем: 
- несоблюдение организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров; 
- допускаемые правовые ошибки при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);

- нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров. 
Наиболее распространенные нарушения государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта:

Квалификация сделок хозяйствующего субъекта как недействительных. 
Мошенничество. 
Нарушение антиотмывочного законодательства (вывод средств из фискального оборота). 
Нарушение норм представления финансовой и иной отчетности. 
Нарушение антимонопольного законодательства (в том числе картельные сговоры). 
Нарушение норм добросовестной конкуренции. 
Налоговые правонарушения. 
Оптимальной может представляться классификация нарушений нормативных предписаний в зависимости от сферы их совершения по мере убывания их важности: 
1) в сфере недружественных захватов и поглощений; 
2) в сфере налоговых отношений; 
3) в сфере владения и управления недвижимостью, а также другими активами компании; 
4) в сфере корпоративных отношений; 
5) при осуществлении судебно-исковой деятельности; 
6) при заключении договоров с контрагентами.

 
Основные причины нарушений нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта кроются в следующем:

- ошибки персонала (персональные) систем (информационные);

- пожары, наводнения и ущерб  от других физических факторов (внешние - форс-мажор);

- мошенничество и другие преступные действия (криминал) как персонала, так и с участием третьих лиц.

Причины таких нарушений - это внутренние факторы, к которым  относятся: несоблюдение кредитной  организацией требований нормативных  правовых актов и заключенных  договоров законодательства РФ, в том числе по идентификации и изучению клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей, учредительных и внутренних документов; несоответствие внутренних документов... а также неспособность своевременно приводить деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства; неэффективная организация правовой работы, приводящая к юридическим ошибкам в деятельности вследствие действий служащих или органов управления; нарушение условий договоров; недостаточная проработка правовых вопросов при разработке и внедрении новых технологий и условий проведения финансовых, хозяйственных операций и других сделок, финансовых инноваций и технологий. К внешним факторам нарушений государственных нормативов и стандартов относятся: несовершенство правовой системы (отсутствие достаточного правового регулирования, противоречивость законодательства РФ, его подверженность изменениям, в том числе в части несовершенства методов государственного регулирования и(или) надзора, некорректное применение законодательства иностранного государства и(или) норм международного права), невозможность решения отдельных вопросов путем переговоров и как результат - обращение в судебные органы для их урегулирования; нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров; нахождение кредитной организации, ее филиалов, дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств. 
Последствиями нарушений нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта являются: юридические санкции или санкции регулирующих органов; существенные финансовые убытки и/или потери репутации фирмы в результате несоблюдения ею законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся предпринимательской деятельности 
Эффективность осуществления внутреннего контроля за соблюдением нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта определяется возможностью избежать появления опасного для организации уровня риска при полном соблюдении сторонами предпринимательских отношений, действующих законодательных и нормативных актов, внутренних документов и процедур компании. Отсюда можно сделать вывод, что достижение   стратегических и операционных целей хозяйствующего субъекта зависит от внешних событий, которые не всегда могут быть контролируемы организацией. Соответственно, в отношении данных целей осуществление внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов может предоставить только разумную гарантию того, что руководство и совет директоров, выполняющий функцию надзора, будут своевременно проинформированы о том, в какой степени организация продвигается к достижению целей. Предполагается, что хозяйствующие субъекты-предприниматели осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами собственной регуляции и не исключают возможности совершения ими противоправных действий, которые могли бы произойти ввиду их деятельности. Наличие такой должности (функции) и есть тот признак, когда организации демонстрируют то, что их деятельность осуществляется в соответствии с регуляционными и нормативными правовыми актами. 
Сферой такого контроля является довольно широкий круг источников, включая: 1) законы, правила и стандарты, принимаемые законодательными и надзорными органами, рыночные соглашения, договоры; 2) кодексы, принимаемые отраслевыми ассоциациями, и внутренние кодексы поведения, касающиеся персонала, - они шире юридически обязательных требований и включают более общие стандарты надежности и этического (профессионального) поведения.

Таким образом, перечень нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта обширней из-за включения в него не только положений  законодательства, но и норм корпоративной  этики, внутренних кодексов поведения. 
Внутренний контроль соблюдения нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется в целях:

- постоянного наблюдения  за сферой совершаемых правонарушений;

- принятия мер по  поддержанию приемлемого уровня  правового поведения организации,  не угрожающего финансовой устойчивости компании, интересам ее кредиторов и контрагентов;

- соблюдения всеми  работниками компании нормативных  правовых актов, учредительных  и внутренних документов;

- исключения вовлечения  организации и участия его  служащих в осуществлении противоправной деятельности.

Задачами внутреннего  контроля соблюдения нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта можно считать следующие:

- получение оперативных  и объективных сведений о состоянии  уровня правового поведения организации;  выявление и анализ правонарушений, ошибок; качественная и количественная оценка (измерение); установление взаимосвязей между отдельными нарушениями государственных нормативов и стандартов с целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для их ограничения; создание системы внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта, разработанного под него программного обеспечения для анализа и управления рисками. 
Методы внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта:

- выработка рекомендаций  правового характера по вопросам  деятельности хозяйствующего субъекта; 
- качественный метод оценки правовых ошибок и правонарушений;

- при внедрении новых  технологий и условий осуществления финансовых операций и других сделок, иных инноваций и технологий учет положений внутренних документов компании и требования законодательства;

- контроль со стороны  уполномоченных подразделений и  должностных лиц за соблюдением  структурными подразделениями и служащими компании законодательства.

 
С целью управления и внутреннего  контроля соблюдения государственных  нормативов и стандартов хозяйствующим  субъектом проводятся следующие  мероприятия:

- разработка внутренних  правил согласования и визирования юридически значимой для компании документации; 
- проведение разграничения полномочий сотрудников; 
- проведение проверок соблюдения действующего законодательства (соответствие контрактных и внутренних документов компании действующему законодательству, нормативным документам регулирующих органов); 
- проведение документарного контроля; 
- разработка локальных нормативных актов и подготовка типовых форм договоров; 
- обязательное участие сотрудников правового отдела в процессе вывода на рынок новых услуг; 
- мониторинг действующего законодательства с доведением основных и значимых изменений в оперативном порядке до сотрудников структурных подразделений компании через внутреннюю корпоративную сеть.

Как правило, при проведении процедуры внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом действия юристов направлены на рассмотрение следующих вопросов. 
1. Корпоративное управление, включающее: 
1) учредительные документы компании; 
2) юридический статус компании; 
3) основные документы, определяющие корпоративное управление компании; 
4) копии протоколов заседаний совета директоров, собраний акционеров, всех рабочих групп и комитетов компании; 
5) список основных доверенностей компании 
2. Акции и акционеры компании, включающие: 
1) основные сделки с акциями компании и данные об изменении владельцев; 
2) список акционеров компании; 
3) имущественные и неимущественные права акционеров компании; 
4) соглашения акционеров компании; 
3. Регулирующие аспекты деятельности компании, включающие лицензии и разрешения компании. 
4. Основные контракты и прочие транзакции, включающие: 
1) контракты с основными поставщиками и покупателями; 
2) займы, гарантии, лица, имеющие гарантии, различные типы векселей и обязательств; 
3) анализ договоров аренды/лизинга помещений и других активов: виды, объемы, сроки действия, механизм ценообразования, возможность расторжения и/или перезаключения на отличных условиях. 
5. Документы, подтверждающие имущественные права компании, включающие: 
1) права на недвижимость и прочие активы компании; 
2) акции и прочие ценные бумаги, которыми владеет компания; 
3) прочие существенные материальные и нематериальные активы компании; 
4) договоры залога, закладные и прочие обязательства по активам компании. 
6. Персонал и трудовые отношения, включающие коллективный договор и прочие соглашения между персоналом и компанией. 
7. Судебные иски и прочие претензии, включающие: 
1) судебные иски к компании (основные случаи); 
2) основные существующие претензии/судебные иски; 
3) основные неудовлетворенные претензии/судебные иски. 
В содержание внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом входят: 
- проведение правовой экспертизы корпоративных документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства; 
- анализ правоустанавливающих документов, договоров и иных сделок компании, соблюдения порядка совершения и регистрации сделок с недвижимостью; 
- правовая экспертиза гражданско-правовых договоров, соглашений, используемых в повседневной работе компании; 
- правовая оценка сделок на предмет их ничтожности, оспоримости, незаключенности; 
- правовая экспертиза документации, являющейся основанием для налогообложения, применения льгот по налогообложению; 
- анализ соответствия действующему законодательству решений и действий государственных органов, контролирующих исчисление и уплату налогов; 
- анализ документов, регулирующих трудовые правоотношения в компании, в частности коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров; 
- правовая экспертиза судебных дел на любой стадии судопроизводства; 
- правовой анализ документов по внедоговорным отношениям компании с третьими лицами; 
- правовой анализ отношений, связанных с вопросами антимонопольной политики; 
- правовой анализ отношений, связанных с использованием товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров; 
- правовой анализ отношений, связанных с участием компании в управлении иными хозяйствующими субъектами.

Результат внутреннего  контроля соблюдения государственных  нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом - объективный и достоверный отчет о деятельности компании, позволяющий заинтересованному лицу - заказчику (проверяющему) принять взвешенное решение. 
Внутренний контроль соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом позволяет повысить значение юридической службы, а также, что немаловажно, - увеличить ее бюджет. Внутренний контроль может положительно сказаться на работе и других подразделений компании. Ведь менеджеры ждут от юристов четкой оценки юридических рисков.

В целях обеспечения  эффективного внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом совету директоров (наблюдательному совету), единоличному и коллегиальному исполнительному  органу организации рекомендуется: 
- устанавливать порядок внесения соответствующих изменений в учредительные, внутренние документы организации в случаях изменения законодательства Российской Федерации; 
- установить периодичность представления отчетов по вопросам внутреннего контроля; 
- при разработке и внедрении новых технологий и условий осуществления финансовых операций и других сделок, иных инноваций и технологий учитывать положения учредительных документов организации, требования законодательства Российской Федерации и стран местонахождения зарубежных филиалов организации, дочерних и зависимых организаций;

- осуществлять эффективные  программы подготовки служащих  и выделять для этого необходимые  ресурсы;

- разработать порядок  контроля (Типовое положение) за  соблюдением структурными подразделениями, служащими законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов организации;

- осуществлять оценку  уровня правового поведения служащих  компании по основным направлениям  деятельности с периодичностью  и в соответствии с критериями, определяемыми организацией;

- определить наиболее  значимые для организации (например, исходя из величины возможных  убытков) типы или виды сделок  и разработать для них стандартные  (типовые) формы договоров;

- установить порядок  рассмотрения договоров, не относящихся к стандартным; 
- возложить на подразделение (служащего) по управлению правовым риском организацию работы по минимизации правовых рисков;

- установить контроль  за соответствием документации, которой оформляются финансовые  операции и другие сделки, законодательству Российской Федерации.

Выявление и оценка уровня правового состояния/поведения организации  осуществляется на постоянной основе. Служащие компании передают сведения (копии соответствующих документов), свидетельствующие об изменении  соответствующего параметра, используемого для выявления и оценки правового риска (жалобы, претензии, судебные акты, предписания органов регулирования и надзора и т.п.). Организационно-контрольный отдел вводит эти сведения в единую информационно-учетную систему организации. 
Мониторинг законодательства осуществляет юридический отдел организации на постоянной основе. Для целей мониторинга используются информационно-правовые программы, например, "Консультант Плюс" и "Гарант". Сотрудник юридического отдела еженедельно подготавливает информационные обзоры, содержащие сведения обо всех изменениях, произошедших в законодательстве, и касающихся деятельности организации за исследуемый период. Информационные обзоры еженедельно рассылаются заинтересованным лицам организации. 
В случае издания нормативных актов, требующих внесения изменений во внутренние документы организации, и/или изменяющих порядок проведения финансовых операций и иных сделок, сотрудник юридического отдела вносит указанные нормативные акты в "Журнал мониторинга изменений законодательства, влекущих внесение изменений во внутренние документы организации".

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности