Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, курс лекций
Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы…………………………………………………………….29
Административно-правовая защита в сфере предпринимательства является более широкой, чем криминально-правовой, поскольку охватывает не только ответственность за нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (см., например: ст. ст. 164, 1643, 166 — 1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях), но и устанавливает процедуру ведомственной защиты (рассмотрение и решение заявлений, жалоб и других документов органами исполнительной власти в порядке подчиненности (см.: например: Положение о порядке представления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы). Административно-правовая защита может осуществляться и специализированными органами, которым предоставлены соответствующие полномочия в сфере предпринимательства (например: Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (см.: Положение о Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства). Можно подискутировать по поводу разграничения административной и финансовой ответственности (финансовых санкций) субъекта предпринимательской деятельности, ввиду отсутствия в Конституции Украины такого вида ответственности, как финансовая. Наилучшим образом это делать на примере юридического лица, которое было привлечено к ответственности за неуплату налогов в надлежащем размере, делая привязку к срокам наложения административного взыскания и других признаков административной ответственности. Обязательно следует отмечать то, что сейчас этот вопрос решен на уровне решения Конституционного Суда Украины (см.: решение Конституционного Суда Украины в деле за конституционным обращением открытого акционерного общества "Всеукраинский Акционерный Банк" относительно официального толкования положений пункта 22 части первой статьи 92 Конституции Украины, частей первой, третьей статьи 2, части первой статьи 38 Кодекса Украины об административных правонарушениях (дело об ответственности юридических лиц).
Особенностью нотариальной защиты является то, что ему свойственный превентивный характер. Это означает, что институт нотариата, в частности, способствует соблюдению прав собственности, ведь нотариусы прослеживают путь, которым прошло имущество от первого владельца к последнему, предупреждая нового владельца про возможные обязательства, которые обременяют имущество, что отчуждается. Следует также обратить внимание на то, что нотариат выполняет функцию фиксации (по законодательному определению нотариата на соответствующие органы и должностных лиц возлагается обязанность удостоверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, с целью предоставления им юридической достоверности).
Право на предпринимательскую
Защита предпринимателей от вмешательства в их деятельность государственных органов имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины «каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действия! или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц». «Каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий» (ст. 50 Конституции Украины).
Одним из важных и распространенных
средств защиты прав субъектов предпринимательской
деятельности является признание судом
или арбитражным судом
Как следует из Закона, основанием применения этого средства защиты является издание государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции либо требованиям законодательства. Поскольку это два самостоятельных основания, то документ может быть признан недействительным как акт, отвечающий требованиям законодательства, но принятый с превышением компетенции соответствующего органа, так и, напротив, принятый в пределах его компетенции, но противоречащий законодательству.
Превышение компетенции
Неправомерные акты государственных
органов, затрагивающие права
Признание незаконного акта недействительным
может применяться как
Нередко в практике объединяется требование
о признании недействительным актов
государственных органов с
В целях единообразного и правильного разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных и. иных органов, президиум Высшего арбитражного суда Украины дал разъяснение «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или иных органов» от 26.01.2000 г. № 02-5/35.
Таким образом, средствами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности от незаконных актов государственных органов, их вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей являются:
признание недействительными (полностью или в части) актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы субъектов предпринимательской деятельности;
возврат из бюджета денежных средств, неосновательно списанных в виде экономических (финансовых) санкций или по другим основаниям государственными органами в бесспорном порядке;
возмещение убытков, причиненных предпринимателям неправомерными актами государственных органов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Субъекты коммерческого права.
2. Особенности торговой
3. Руководство предприятием, сохранность имущества предприятия.
4. Некоммерческие организации,
их роль в экономической среде.
5. Правовые средства защиты прав предпринимателей.
Список используемой литературы