Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:04, курс лекций
Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и система предпринимательства …………………………………………..4
Раздел 2. Организационно-правовые формы предпринимательства ………………………...6
Раздел 3. Юридическая документация хозяйствующего субъекта………………………….14
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей………..20
Список используемой литературы…………………………………………………………….29
При разработке внутренних
документов организации в обязательном
порядке участвуют: юридический
отдел, руководители структурных подразделений
организации, деятельность которых затрагивает документ,
руководитель службы внутреннего контроля.
После согласования всех условий, внесенных
во внутренний документ (вновь изданный
документ), его проект передается на рассмотрение
и утверждение в орган управления организации,
в чью компетенцию входит его утверждение.
Проект внутреннего документа прилагается
к протоколу заседания органа управления
организации, на котором он был утвержден.
Порядок внутреннего контроля за соблюдением
нормативов и стандартов в деятельности
хозяйствующего субъекта следует регламентировать
в специальном Положении, например, "Положении
об организации и осуществлении внутреннего
контроля за соблюдением государственных
нормативов и корпоративных стандартов
в деятельности хозяйствующего субъекта".
Вопросы для самоконтроля:
1. Эффективное управление (менеджмент) организаций.
2. Методы внутреннего контроля на предприятии.
3. Соблюдение нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующих субъектов.
4. Разработка внутренних документов организации.
Раздел 4. Защита прав и законных интересов предпринимателей и потребителей
Субъектами коммерческого
Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам такова:
-производители продукции,
-представители производителей, поставщиков и торговые посредники;
-потребители;
-субъекты, осуществляющие регулирование
торговой деятельности и
Первая группа граждан, зарегистрированные
индивидуальными
Вторая группа субъектов коммерческого права – представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.
Третья группа субъектов коммерческого права – потребители. В правовом регулировании потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:
- производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;
- непроизводственные
- граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.
В зависимости от принадлежности потребителей к той или иной категории может устанавливаться, например, предел ответственности поставщика (продавца) либо применяться условие наличия вины сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора.
Четвертая группа субъектов коммерческого
права - это субъекты, которые осуществляют
регулирование торговой деятельности
и контроль за ней. К ним относятся
государственные и
В торговом обороте конкретного товара могут быть применены разные схемы движения товара. В обороте могут участвовать все виды субъектов, а могут использоваться и прямые связи между производителем и потребителем.
Со времен административно-плановой
экономики осталось стремление к
сделкам долгосрочного характер
Общемировая тенденция связана
со стремлением сокращения времени
разрыва между заключением
K основным видам представительст
- представительство,
- коммерческое
Представителями первого рода - служащими коммерческой организации - выступают физические лица, Действующие на основании трудового договора, в служебную функцию которых входит осуществление представительства коммерческой организации - руководитель, заместители руководителя, юрисконсульт, а также лица, которые непосредственно заключают сделку: розничные продавцы, кассиры и т.д.
Названные не являются предпринимателями, так как они:
- действуют не от своего имени, а от имени коммерческой организации, исполняя трудовые обязанности в соответствии с занимаемой должностью;
- осуществляют деятельность не
на свой риск и несут за
виновные противоправные
- основной целью их деятельности не является получение прибыли, они получают вознаграждение за труд;
- они не подлежат
Тем не менее, эти представители являются субъектами коммерческого права, участвуя в торговом обороте, обладая способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений.
Кроме того, участвуя в торговой сделке
с превышением своих
Представителями второго числа
являются лица (физические или юридические),
не находящиеся в служебных
В соответствии со ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими торговых сделок. Особенность коммерческого предпринимательства состоит в том, что коммерческий представитель может представлять разные стороны в сделке одновременно, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- стороны выразили согласие на одновременное коммерческое представительство;
- это согласие выражено в
доверенностях или договорах
представителя со сторонами и
содержит конкретные
К коммерческим представителям относятся, как правило, торговые агенты - представители производителя, в опредёленном регионе осуществляющие продажи продукции производителя, ведущие поиск потенциальных покупателей, переговоры, оформление передачи продукции.
Особенность правового положения представителя по Российскому законодательству состоит в том, что не признаются представителями те лица, которые выступают хотя и в чужом интересе, но от своего имени. В качестве таковых в п. 2 ст. 182 ГК РФ, в частности, названы коммерческие посредники.
Посредники и посреднические организации осуществляют сделки по покупке и последующей продаже товаров от своего имени и за свой счет. В настоящее время в России удельный вес посредников в торговой сфере незначителен, в те время как в развитых странах он достигает 75%.
К коммерческим посредникам относятся:
- дистрибьюторы посредники, которым
предоставляются
- брокеры или брокерские фирмы - члены или участники товарной биржи, подготавливающие и осуществляющие по поручению клиентов сделки на бирже. Их преимущество - знание конъюнктуры рынка, возможностей закупок и сбыта;
- дилеры - посредники, выступающие в торговом обороте от своего имени и за свой счет, являющиеся агентами крупных фирм и входящие в их дилерскую сеть;
- оптовые торговцы - торговые посредники,
владеющие инфраструктурой
- розничные торговцы — торговые посредники, осуществляющие продажу товаров поштучно или в небольших количествах для личного потребления (домашнего, семейного и иного).
Коммерческая деятельность индивидуальных предпринимателей регулируется в том же порядке, что и организаций. Особенности правоспособности заключаются в следующем. По ГК РФ (ст. 23) индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью. В соответствии же с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», а также исходя из утвержденных Министерством финансов РФ формы и порядка выдачи свидетельства, граждане могут заниматься только той деятельностью, которая зафиксирована в свидетельстве о регистрации. Несмотря на то, что ГК РФ имеет более высокую юридическую силу в практике регулирования применяется специальная правоспособность индивидуальных предпринимателей.
Еще одна особенность, связанная с торговой деятельностью граждан. В торговых сделках гражданин, не зарегистрированный индивидуальным предпринимателем, не вправе ссылаться на отсутствие такой регистрации и несет ответственность по обязательствам наравне с предпринимателями (более высокую).
Особенности торговой деятельности юридических лиц также связаны с правоспособностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 49) исходит в основном из установления для коммерческих организаций общей правоспособности. Специальные законы, посвященные регулированию конкретных видов деятельности (банковской, лизинговой, биржевой и т.д.), устанавливают для субъектов этой деятельности, как правило, специальную правоспособность. Например, не вправе заниматься торговой деятельностью коммерческие организации, имеющие статус банковских (кредитных) организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг и ряд других. Биржи не вправе производить продукцию.
Граждане и юридические лица могут создавать коммерческие организации в формах хозяйственных товариществ и обществ, а также в форме производственного кооператива.
Особенностью полного товарищества является полная имущественная (солидарно-субсидиарная) ответственность участников, потому что к ним больше доверия со стороны контрагентов. Но так как от имени товарищества в сделках может выступать, любой из участников, то для полного товарищества желательно иметь небольшое количество участников, хорошо знающих друг друга. В такой форме могут создаваться «семейные предприятия». Преимущество полного товарищества — практически полное распределение прибыли по итогам работы.
Экономическое значение товарищества на вере состоит в том, что одни участники (вкладчики) как бы кредитуют других (полных товарищей), доверяют им определенные средства для ведения предпринимательской деятельности аналогично полному товариществу, в связи с чем такая организация и называется товариществом на вере.
В России наиболее распространена форма общества с ограниченной ответственностью (ООО). Она основана на вложении личных средств в предпринимательскую деятельность при фактическом отсутствии ответственности учредителей. При банкротстве такого общества, что происходит в российской действительности нередко, учредители несут риск убытков только в размере вкладов в уставной капитал. В то же время учредитель имеет возможность участвовать в управлении фирмой, то есть влиять на использование вложенных финансовых средств. Эта форма наиболее подходит для создания небольших фирм в торговой сфере с постепенным наращиванием капитала.