Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций
Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.
Размещение привлеченного капитала по такой схеме обещает принесёт суммарный доход в размере 15000 денежных единиц (4000+5000+6000). Однако по этой схеме мы разместили всего 70000 из имеющихся 100000 денежных единиц, но (по расчетам) уже достигли искомого эффекта. Риск, правда, сохраняется. По этой причине мы можем остальные 30 000 денежных единиц разместить следующим образом:
Конечно, такая деятельность требует рационального, взвешенного осмысления всего комплекса проблем, а также детальной разработки бизнес-плана на основе продуманной и выверенной схемы размещения привлекаемых капиталов. Само привлечение капиталов также потребует особого рода работы ума.
К примеру, мы создаем инвестиционный фонд для реализации проекта по учреждению и организации деятельности автомобильного комплекса. В этом случае наша деловая активность строится по образу и подобию деятельности по созданию акционерного общества;
б) региональный инвестиционный фонд как коммерческое предприятие, специализирующееся только на поиске и привлечении капиталов для их последующего вложения в конкретные проекты на территории данного региона.
К примеру, мы привлекаем
капитал для строительства
К инвестиционным предприятиям относятся и инвестиционные банки, специализирующиеся на финансировании долгосрочных инвестиций (в том числе и путем распространения подписки - акций, выпускаемых каким-либо акционерным обществом, через выкуп всех акций и их последующую реализацию или прием акций на комиссию, т.е. их реализацию с уплатой процента за услуги с цены реализации).
К весьма специфическим сферам деятельности относится аудит. Под аудитом понимают деятельность по проверке и контролю финансового состояния компании. Фирмы, специализирующиеся на аудите, называются аудиторскими, или фирмами-аудиторами. Должностных лиц таких фирм, которые осуществляют проверочные и контрольные функции, также называют аудиторами.
Аудиторская проверка какой-либо фирмы может осуществляться фирмой-аудитором по просьбе руководства (собственника) проверяемой фирмы. Такие действия в предпринимательской практике - не редкость. Зачем руководитель или собственник приглашает контролеров? Дело в том, что у нас всегда осуществлялись (да и сейчас то же самое) проверки финансового состояния предприятий с единственной целью - найти недостатки и наказать виновных. Аудит же исходит из других целевых установок: посторонний или нейтральный для проверяемой фирмы специалист (или группа специалистов) делает в ходе контрольной проверки выводы о степени компетентности управления финансами данной фирмы и выдает рекомендации по улучшению ситуации, связанной с управлением финансами.
Иногда аудиторские проверки проводятся по решению судебных инстанций (например, когда готовится судебное решение об объявлении какой-то фирмы банкротом и т.д.). Аудиторская проверка предполагается обычно и тогда, когда фирма обращается за получением кредита и кредитор выставляет обязательное условие о предварительном проведении такой проверки.
Краткие выводы
. Предпринимательская деятельность может осуществляться, как мы уже отмечали, в различных формах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс.
Тема 3
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
(факторы производства)
1. Предпринимательская идея и ее выбор:
А. Содержание понятия
Б. Технология накопления идей.
2. Технология производства,
соответствующая предпринимател
Понятие технологии.
3. Средства производства
как форма использования
А. Технические элементы производства.
Б. Капиталовложения и срок окупаемости проекта.
4. Предпринимательский капитал. Способы его формирования:
A. Общее понятие о предпринимательском капитале.
Б. Формирование первоначального предпринимательского капитала.
B. Источники формирования
предпринимательского капитала.
5. Предпринимательский тип мышления и поведения.
Если целью
Условиями осуществления предпринимательской деятельности выступают факторы производства. Экономическая наука традиционно к факторам производства относила землю, капитал, труд. Предпринимательство как особая форма экономической активности в современных условиях, как мы увидим, требует расширенного набора факторов производства.
1. Предпринимательская идея и ее выбор
Начинающий предприниматель должен обладать прежде всего идеей, которую можно характеризовать как предпринимательскую идею, т.е. идею, основанную на инновации или включающую в себя инновационный момент. Наличие реальной для осуществления предпринимательской идеи – основной фактор предпринимательской деятельности. Действительно, можно обладать капиталом и всем необходимым для производства, но такое обладание может быть бесполезным, если нет идеи, ради которой капитал и вовлекается в процесс производства.
Что такое предпринимательская идея? Это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания (осознанного или нет) иметь тот товар, который будет произведен предпринимателем. Это четкое представление о том, как потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена, путем каких конкретных действий предпринимателя.
В практической деятельности проблема предпринимательской идеи имеет две существенные особенности:
Следует заметить, что и начинающему предпринимателю приходится задумываться над проблемой накопления, отбора и сравнительного анализа идей. Хотя каждый предприниматель избирает свою собственную линию профессионального поведения, тем не менее в общих чертах концепция технологии накопления, отбора и сравнительного анализа идей используется почти всеми предпринимателями. Что представляет собой эта концепция? Прежде всего, как мы уже отмечали, эта концепция включает в себя три момента.
Во-первых, предприниматель осуществляет накопление идей, которые могли бы (при их более детальном анализе) составить предмет его предпринимательской активности. Накопление идей – результат осмысления окружающей действительности: и рынка, и рыночной ситуации, и поведения потребителей, и уровня развития науки, техники и технологии.
Во-вторых, он ведет отбор конкретных идей из накопленного объема. Отбор осуществляется по разным критериям в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится сам предприниматель. Такими критериями могут быть:
Можно продолжить этот ряд критериев, но в каждом данном случае их выбор и важность будут зависеть от конкретной ситуации.
Необходимо отметить также, что отбираются только те идеи, которые относятся к категории реальных для их практического воплощения, с точки зрения отдельного предпринимателя, который планирует использовать их в своей деятельности. Речь не идет о том, что предприниматель, останавливая свой выбор на какой-то идее, отбрасывает все другие. Вполне возможен вариант, что неиспользованные им в данный момент идеи переходят в банк предпринимательских идей.
В-третьих, предприниматель проводит сравнительный анализ отобранных предпринимательских идей. Оценивая каждую из идей по отдельным критериям, предприниматель получает какой-то суммированный итог, который и служит основой для сравнительного анализа всех включенных в таблицу идей. Решение о выборе лучшей, с точки зрения предпринимателя, идеи осуществляется в соответствии с теми целями, которые предприниматель ставит перед собой. Суммированный итог анализа по каждой идее нельзя выразить в абсолютном значении, потому решение принимается на основе главного критерия.
К примеру, я хочу как можно скорее выйти на рынок со своим товаром. По этому критерию я буду отбирать из списка приоритетную для меня идею, сопоставляя между собой различные варианты (например, я могу на основе идеи А выйти на рынок с товаром через 3 месяца, а с товаром Б через 4 месяца; идея А требует инвестирования в размере 100 тыс. грн., которых у меня нет, а идея Б - 10 тыс. грн., которыми я обладаю; в данной ситуации я сделаю выбор в пользу идеи Б при прочих равных или близких условиях).
Проблема предпринимательской идеи, таким образом, предполагает деятельность предпринимателя по накоплению новых идей, их отбору и сравнительному анализу для принятия решения, какую из существующих идей можно было бы реализовать в данный момент.
2. Технология производства, соответствующая
предпринимательской идее
Поиск и отбор предпринимательских идей предполагают:
Обладание необходимой информацией представляет собой второй фактор предпринимательской деятельности. Предприниматель, принявший решение о практическом воплощении идеи, должен иметь информацию о технологии производства товара, который составляет предмет идеи. Причем он стремится к выявлению самой эффективной из всех существующих технологий. Но такая технология должна быть при этом доступной для предпринимателя, для чего он решает, как этого добиться (приобрести лицензию и т.д.).