Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Тарифная заработная плата. Оплата труда осуществляется по тарифной сетке в соответствии с присвоенным работнику разрядом, степенью или другой формой свидетельства уровня квалификации работника.

Почасовая заработная плата. Оплата осуществляется в соответствии с количеством труда надлежащего качества.

Правда, все эти формы  оплаты труда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации главное - выполнить надлежащим образом свои обязанности, а каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством - установлением приемлемого уровня заработной платы. Ее уровень в такой ситуации будет зависеть:

1) от личного результата работника  в процессе производства;

2) от общего результата работы  коллектива.

В практической деятельности конкретная форма взаимосвязи этих трех компонентов - уровня заработной платы работника, его личного результата и коллективного результата труда - устанавливается самим предпринимателем.

 

 

5. Государство  как субъект

предпринимательской активности

 

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

 

В зависимости  от конкретной ситуации государство  может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).

Каковы же функции  государства как ускорителя предпринимательского процесса?

 

Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

а) общеэкономической теории;

б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

в) количественных методов в предпринимательстве, т.е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

 

С 1980 г. в США, а затем  и в других промышленно развитых странах государство стало использовать весьма эффективную форму стимулирования и поддержки формирующихся предпринимательских структур – создание в развитых районах страны так называемых инкубаторов. В США, к примеру, вначале 1990-х годов действовало около 350 таких инкубаторов для начинающих предпринимателей. Инкубаторы - это центры помощи начинающим предпринимателям. Они предоставляют новым и создающимся фирмам доступные по цене  помещения, услуги по низким ценам и помощь в управлении компаниями - от привлечения его конторского персонала и пользования оргтехникой до консультаций по бухгалтерскому учету и маркетингу. Во многих центрах есть специалисты высокой квалификации для координации деловых операций, связи которых очень часто открывают возможности получения банковских кредитов и другие источники финансирования. Иногда сами инкубаторы предоставляют капитал начинающим фирмам.

Инкубаторы обычно объединяют под одной крышей от 10 до 100 молодых  компаний, нередко в пустующих производственных цехах, школах, складах, зданиях государственных учреждений или в новостройках. Инкубаторы получают финансовую поддержку от частных инвесторов, государственных и некоммерческих организаций, университетов и колледжей.

Инкубаторы помогают начинающим бизнесменам избежать дорогостоящих ошибок. Инкубатор, отбирая своих подопечных, тщательно проверяет их финансовое состояние и деловые планы. Таким образом, инкубаторы не дают неопытным предпринимателям с первых же шагов «сбиться с пути».

Поскольку арендаторы помещений  инкубатора сообща пользуются конторскими  услугами и консультациями по менеджменту  и не тратят крупных сумм на приобретение дорогой и редко применяемой  техники, у них остается больше средств  на рекламу, закупку товаров и развитие своей фирмы. К тому же некоторые предприниматели находят, что инкубатор дает нечто большее, чем просто экономию денег. Совместные трудности молодых компаний и совместная борьба за выживание создают атмосферу доброжелательности и надежды на успех. Компании, начинающие свою деятельность в инкубаторах, не выплачивают членские или вступительные взносы, но они платят за помещение, телефон и обслуживание здания. Арендная плата неодинакова в разных инкубаторах, но в общем она ниже, чем цены за аренду помещений для коммерческих структур.

Когда арендаторы прочно становятся на ноги, они покидают инкубатор, что случается обычно через 4-5 лет. Долгосрочное планирование деятельности арендаторов и постепенное повышение арендной платы за помещение, которая достигает уровня рыночной, а иногда и выше, способствуют выходу молодых предприятий из-под опеки инкубаторов. Кроме того, молодые предприниматели в конце концов приходят к выводу, что для более эффективной работы им лучше всего нанимать и обучать свои собственные кадры. Другим фирмам уже становится тесно в помещениях, которые им может предоставить инкубатор.

Во многих странах  создаются национальные организации, объединяющие такие центры поддержки предпринимателей. В США, к примеру, действует специальная федеральная ассоциация по поддержке и развитию инкубаторов.

 

Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

 

В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

Краткие выводы

 

  1. Предприниматель выступает, в качестве основного субъекта предпринимательской активности.
  2. Наряду с предпринимателем к субъектам предпринимательской активности относятся потребитель, наемный работник, партнеры, государство. Каждый из них выполняет свои функциональные обязанности в общем предпринимательском процессе.
  3. Главной задачей предпринимателя выступает стремление к повышению эффективности деятельности его фирмы. Основным средством достижения этой цели выступает поиск наиболее целесообразной формы вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы, для чего предприниматель анализирует взаимосвязи между такими факторами, как эффективность личного и коллективного труда, с одной стороны, и оплата труда - с другой.

 

 

 

 

 

Тема 5

ОБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

План лекции

 

 

1. Понятие о товаре  как объекте предпринимательской  деятельности:

Свойства товара

2. Цена товара

3. Цена товара и  расходы производства:

A. Материалоемкость товара.

Б. Трудоемкость товара.

B. Стоимость основных  средств производства на единицу  продукции.

4. Общее понятие о предпринимательской  идее и жизненном цикле товара:

А. Еще раз о предпринимательской  идее.

Б. Инновации в предпринимательстве.

В. Источники информационного  обеспечения.

Г. Рынок как источник информации.

Д. Эффективность партнерских  связей.

Е. Жизненный цикл товара.

5. Маркетинг в предпринимательстве:

А. Две маркетинговые  концепции: «рынок продавца» и «рынок потребителя».

Б. Сегментирование рынка.

6. Управление качеством

A. Узнавание товара  потребителем: товарный рынок и

Б. «Неосязаемые активы».

B. Законодательная защита  товарного знака.

Г. Концепция управления качеством.

 

1. Понятие о  товаре как объекте

предпринимательской деятельности

 

Предприниматель выступает всегда в качестве субъекта хозяйственных связей или экономических отношений. Объектом же его деятельности является производимый им товар, продукт или услуга. В условиях рыночного хозяйства все эти три разновидности объекта предпринимательской деятельности принято именовать единым термином - товар. Таким образом, объектом деятельности предпринимателя служит товар. С товаром предприниматель выходит на рынок в качестве производителя (или продавца), ради его производства (с целью приобретения всего необходимого для организации процесса производства) предприниматель выходит на рынок в качестве потребителя (или покупателя).

Свойства товара

 

Товар и все, что с  ним связано, - вот что занимает предпринимателя, вот что выступает в качестве основы предпринимательских идей и планов. Что же такое товар?

 

  1. Прежде всего товар - это продукт труда. Возникает вопрос: а все ли, что мы потребляем, можно назвать товаром, например воду. Отметим, что под трудом мы понимаем процесс расходования человеком его физических или умственных усилий, направленных на целесообразное изменение природы или отделение вещества от природы и доведение его до состояния, готового к потреблению. Вода в реке - это еще не товар, а ее отделение от общей массы путем постройки водопровода и перекачка ее к потребителю превращает нетовар в товар.
  2. Не всякий продукт труда выступает в качестве товара - лишь тот, что предназначен для обмена, для продажи, для его передачи кому-либо с условием (предварительной, текущей или последующей) компенсации усилий, затраченных на производство такого продукта труда, в форме и размерах, определяемых самими участниками сделки.

 

К примеру, если я изготовил книжную  полку и установил ее в своей  квартире, то это не означает, что  я произвел товар. Но если я полку  передал соседу, а он мне взамен принес 10 кг яблок или если я продал ее и получил от покупателя деньги, то я с полным правом могу отнести себя к товаропроизводителям.

 

  1. Товаром можно назвать лишь такой продукт труда, который не только предназначен для продажи, но и может удовлетворить какую-либо потребность покупателя. Другими словами, товар - это такой продукт труда, в обладании которым заинтересован потребитель.
  2. Товар, таким образом, обладает потребительной стоимостью (полезностью), т.е. теми его свойствами, которые дают возможность индивиду удовлетворить какие-либо потребности.

Товары могут обладать высокой  потребительной стоимостью (полезностью), когда в них заинтересовано большое число людей, например основные продукты питания. Правда, производитель должен учитывать предел насыщения рынка каким-либо товаром. Для производителя это обстоятельство играет весьма важную роль, поскольку оно во многом определяет уровень допустимого объема производства. В последнем случае особое значение имеет также и проблема взаимозамещения товаров. Так, производство данного товара, может быть, не следует наращивать или даже целесообразно его сократить, поскольку другой производитель начал уже выпускать другой товар, которым люди также могут удовлетворить данную потребность.

Высокая потребительная стоимость (полезность) товара связана с тем, что он предназначен для удовлетворения универсальных (или близких к таковым) потребностей, т.е. таких потребностей, которые свойственны всем, почти всем или большому числу людей (продукты питания, одежда и т.д.).

Другие товары обладают низкой потребительной стоимостью (полезностью), когда в силу каких-либо определенных причин мало кто из людей заинтересован в обладании такими товарами, а их обращение к таким товарам - действие вынужденное. Выпускаемые когда-то в СССР, к примеру, консервы «Завтрак туриста» имели низкую потребительную стоимость: люди их приобретали тогда, когда ничего другого они приобрести не могли.

От такого рода товаров  необходимо отличать товары с ограниченной потребительной стоимостью (полезностью), когда товары выпускаются только для какой-то определенной и довольно небольшой (чаще всего узкопрофессиональной или социальной) группы людей, например книга для филателистов или инвалидная коляска.

Ряд предпринимателей ориентирует  свое производство на изготовление товаров с индивидуальной потребительной стоимостью (полезностью) на основе предварительного заказа (например, компания «Мерседес-Бенц» производит автомобили своей марки с учетом индивидуальных пожеланий покупателей).

Информация о работе Основы предпринимательства