Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

 

Приведенная схема носит  самый общий, упрощенный характер. Реальный экономический процесс намного богаче. Каждый из фрагментов схемы нуждается в детализации, рассмотрении дополнительных партнерских связей. Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Нередко такая ситуация создается предпринимателями путем использования какой-то определенной организационно-правовой формы, например консорциума, т.е. формы временного объединения, не предполагающей потери самостоятельности каждого участника такого договора и используемой для реализации какого-либо проекта или какой-либо идеи.

В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение  и даже предрасположенность - действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли какая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т.д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские  связи можно классифицировать следующим  образом:

  1. Долговременные (или постоянные). Эта форма партнерских связей используется тогда, когда предприниматель планирует поставку на рынок профильного товара в течение длительного периода времени. Инициатива установления долговременных связей может исходить как от одной, так и от другой стороны. Такая форма партнерских связей осуществляется на договорной основе путем постоянного пролонгирования заключаемого договора.
  2. Кратковременные (или на определенный срок). Эта форма партнерских связей используется в случаях:

а) когда предприниматель стремится произвести опытную партию товара и испытать рынок на восприятие такого товара;

б) когда оба предпринимателя, выступающие в качестве договаривающихся сторон, не уверены в возможностях друг друга выполнить принимаемые на себя обязательства или в способности рынка воспринять производимый на основе таких связей товар.

в) когда в основе партнерских связей лежит производство товара, имеющего ограниченный спрос; осуществляется разовая поставка на основе предварительного заказа потребителем.

  1. Случайные. Эта форма партнерских связей почти всегда играет вспомогательную роль в деятельности предпринимателя и представляет собой обычно форму извлечения дополнительной прибыли.

 

К примеру, я всегда приобретал древесину у моего партнера по цене 20 тыс. грн. за 1 куб. м, а тут «подвернулся» случай приобрести древесину такого же качества (в форме разовой сделки) по цене 15 тыс. грн. за 1 куб. м.

 

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

 

 

3. Роль потребителя в процессе

предпринимательской активности

 

Два товарища на рыбалке. Хороший улов, варится уха. Вдруг треск в  кустах. Медведь! Один из друзей бросился к рюкзаку за кедами и стал спешно обуваться. Второй удивился: «Думаешь, убежишь?» - «Нет, хочу бежать быстрее, чем ты».

 

Продолжая мысль, затронутую в этой притче, можно заметить, что если предприниматель настроен «бежать» быстрее, чем его конкуренты, то можно уже по этому одному факту судить, что в какой-то степени успех ему обеспечен.

Выделим то обстоятельство, что при общем подходе к  взаимоотношениям предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе же содержательной стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. И это понятно, ибо все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Другими словами, если Вы производите какой-то товар и если потребитель готов его приобрести или уже приобретает, то это означает, что Ваш товар получил позитивную экспертную оценку потребителя. Если же Ваш товар остается невостребованным, потребитель не приобретает его и не выражает готовности к приобретению, то такая позиция потребителя свидетельствует о его негативной (отрицательной) оценке. Предприниматель, следовательно, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Потребителей не следует  рассматривать как «массы» или  «общество», поскольку ни массы, ни общество ничего не покупают. Продукты и услуги потребляются конкретными людьми. И лишь когда мы, отвлекаясь от свойств нового товара, задаем себе вопрос, для кого или для удовлетворения каких потребностей потенциального покупателя будет поставлена на рынок новая продукция, только тогда в центре нашего внимания оказывается потребитель.

У предпринимателя в  условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Это означает, что предприниматель должен достаточно глубоко знать интересы потребителя. Именно поэтому в последние десятилетия в мировой практике стало придаваться такое большое значение маркетингу как системе изучения взаимоотношений производителя и потребителя.

Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает  необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей. Однако на одних и тех же потребителей стараются оказать свое воздействие разные предприниматели или группы предпринимателей, каждый из которых стремится создать себе наиболее благоприятные условия деятельности, т.е. «завоевать», привлечь «на свою сторону» как можно больше потребителей. Действия предпринимателя, направленные на создание своего собственного круга потребителей и постоянное расширение такого круга при одновременном подобном воздействии на потребителя других предпринимателей, называются конкуренцией.

Конкуренция, конкурентная борьба осуществляется с разными целями, разными методами, на разных уровнях. Но исходной точкой для всех процессов, связанных с конкуренцией, выступает взаимоотношение на уровне производитель (предприниматель) - потребитель.

Предприниматель, таким  образом, осуществляет свою деятельность в условиях конкуренции, т.е. состязательности с другими предпринимателями. А это означает, что он должен обладать информацией о своих конкурентах, быть в курсе их коммерческих планов.

Основными средствами воздействия  предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

  • новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
  • качество;
  • цена, доступность товара;
  • степень универсальности товара;
  • внешний вид и упаковка;
  • позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
  • возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
  • соответствие общепринятым или государственным стандартам;
  • престижность и привлекательность рекламы товара и т.д.

Вывод, который можно было бы сделать  из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

 

4. Наемный работник

как участник предпринимательского процесса

 

Каждому предпринимателю, конечно же, понятно, что любая его идея не может быть реализована, претворена в практическую деятельность без квалифицированных работников, придающих идее товарный вид.

 Наемный работник  как реализатор идей предпринимателя  также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи; Когда говорят о стремлении предпринимателя «создать команду», то под этим подразумевают и наемных работников нужной квалификации. Когда предприниматель разрабатывает бизнес-план, то он учитывает и возможность привлечения необходимых работников. Когда предприниматель переходит в своей деятельности к новой, более сложной идее, то он подразумевает и переподготовку своих работников Или привлечение новых наемных работников.

Известно, что каждому  экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

В рамках таких взаимоотношений  предприниматель обозначает для себя определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?

Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:

  • подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);
  • привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах (тактика «переманивания» кадров), для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных условий (более высокая заработная плата, комфортные условия труда, различные льготы и т.д.).

Другой проблемой выступает  необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:

  • вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры;
  • вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственна  европейской системе организации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японо-американской системы  организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.

Форма вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда.

Твердая гарантированная  заработная плата. Устанавливается в абсолютном исчислении помесячно при надлежащем выполнении работником своих обязанностей. Правда, эта форма оплаты труда никак не связана с эффективностью функционирования работника и по этой причине не может выступать в качестве ведущей.

Твердая гарантированная  заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или ежегодной) премией, выплачиваемой при условии достижения работником поставленных перед ним целей (или при превышении намеченных норм или нормативов).

Сдельная заработная плата. Оплата осуществляется в прямой зависимости от количества или качества труда.

Сдельно-премиальная  заработная плата. Выплачивается по двум шкалам: в пределах определенного норматива - по сдельной ставке, сверх норматива - по премиальной шкале (более высокая оплата).

Информация о работе Основы предпринимательства