Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СНЕЖАНА.docx

— 91.53 Кб (Скачать файл)

 

«Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

 

 

 

 

 

Кафедра коммерции и логистики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: « Организации и технологии торговли»

 

на тему «Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнила студентка

Коммерческого факультета                                                 Группы Ч-4                                                  Ахременко С. И.

                                                               Научный руководитель:                                                      зам.зав кафедрой ст.пр.Каунова Н. Л.

 

 

Гомель 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………

    • Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
    • Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
    • Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………

Заключение……………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………..

Приложения…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации. Поэтому ее совершенствование способствует расширению сегмента рынка, а, следовательно, жизнеобеспечению функционирования кооперативных организаций как особых социально ориентированных хозяйствующих субъектов. Посредством реализации товаров и услуг через розничную торговую сеть реализуется и развивается долгосрочная кооперативная политика, направленная на преодоление бедности, безработицы и повышения качества жизни населения, проживающего в сельской местности.  От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых организаций.         Показатели работы розничной торговой сети выражают не только экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из среды обращения в личное потребление населения, но и отражают уровень его жизни, пропорции и взаимозависимость между спросом и предложением товарного рынка и денежным обращением. Негативная ситуация, сложившаяся в целом по стране, во многом осложняет деятельность розничных торговых предприятий. Значительно сокращается их количество, изменяется структура, что в значительной степени влияет на снижение объемов деятельности, несбалансированность между спросом и предложением на товары. Это дает основание сделать вывод о недостаточно высоком качестве торгового обслуживания жителей села и других сельских поселений розничной торговой сетью, что обусловливает необходимость ее совершенствования, учитывая, что розничная торговля потребительской кооперации имеет значительные резервы роста эффективной деятельности и повышения качества торгового обслуживания населения.

Таким образом, целью данной курсовой работы является определение состояния и изучение перспектив развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

В ОБСЛУЖИВАНИИ НАСИЛЕНИЯ.

 

 

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.

От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимается имущественный комплекс, используемый  организацией для купли-продажи товаров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.).

Предприятие розничной торговли – это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего пользования. Розничная торговля представляет собой конечное звено в продаже товаров. В законодательстве имеется несколько определений розничной торговли: исходя из определения договора розничной купли-продажи; вида торговой сети; типа торговых предприятий и торговых объектов; включения продаж в розничный товарооборот и иные. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Приказ Минторга Республики Беларусь от 14.12.1995 г. № 80 «О стандартизации терминологии в области торговли» (в ред. приказа Минторга от 05.11.1998 г. №145, постановления Минторга от 10.07.2001 г. № 28) в п. 9 определяет розничную торговлю как торговлю, при которой происходит реализация потребителю товаров через розничную торговую сеть. 

Приказ Минторга Республики Беларусь от 14.12.1995 г. № 80 «О стандартизации терминологии в области торговли» (в ред. приказа Минторга от 05.11.1998 г. №145, постановления Минторга от 10.07.2001 г. № 28) в п.17 определяет розничную торговую  сеть  как совокупность пунктов розничной продажи товаров.         

Причиной этого явилось то, что в разные периоды времени существования социалистического строя (а развитие торговой сети и услуг происходило в период 60-х, 70-х и 80-х годов существовали различные требования к торговле и, в частности, к ее основному звену - розничной торговой сети). Однако во всех ее определениях просматривается необходимость организации продажи товаров и услуг, что отвечает требованиям сегодняшнего дня. В настоящий период времени недостаточно продать товар, необходимо реализовать платную или бесплатную услуги и таким образом обслужить покупателя [7, с.306-310].

Основными функциями розничной торговой сети являются:

  • закупка товаров у поставщиков;
  • организация завоза товаров в магазины;
  • приемка и хранение товаров;
  • подсортировка и подготовка к продаже;
  • продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
  • наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

  • реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими  затратами;
  • обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
  • сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
  • взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;
  • учет принципов современного градостроительства [7, с. 171].

Существует множество классификаций розничной торговой сети, основными из них являются:

1.В зависимости от организации торгового обслуживания различают стационарную, полустационарную, передвижную, посылочную, а также электронную торговую сеть.

1.1. Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом  с земельным участком и подсоединенным к инженерным коммуникациям. Стационарная сеть представлена магазинами.

Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Преимущества  стационарной розничной торговой сети:

  • обеспечение более широкого ассортимента товаров;
  • применение прогрессивных методов продажи и дополнительное обслуживание покупателей;
  • обеспечение наилучших условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей;
  • создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;
  • создание условий для механизации и автоматизации технологических процессов;
  • обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли.

Недостатки стационарной розничной торговой сети:

  • относительная удаленность торговой сети от обслуживания населения;
  • нет возможности быстро развертывать и перемещать торговые объекты; 
  • большие затраты на строительство и эксплуатацию сети.

1.2. Полустационарная торговая сеть включает мелкорозничную сеть (павильоны, киоски, ларьки, палатки) и торговые автоматы.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или  несколько рабочих мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого размешается товарный запас.

Ларек в отличие от киоска имеет дополнительную площадь для хранения товаров.

Торговый автомат-это техническое средство, предназначенное для автоматизации процессов продажи определенными товарами без участия продавца.

В торговой практике различают два вида полустационарной сети: замещающую и дополняющую сеть магазинов. 

Необходимость сети первого вида вызывает, прежде всего, недостатком стационарной торговой сети, что характерно для новых жилых районов. Второй вид сети может применяться для развертывания уличной торговли с целью максимального приближения к покупателям.

Преимущества полустационарной розничной торговой сети:

  • приближенность к обслуживаемому населению;
  • имеет возможность быстро развертываться и перемещаться;
  • на строительство и эксплуатацию сети не требуются большие затраты.

Недостатки полустационарной розничной торговой сети:

  • узость ассортимента;
  • трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли;
  • неудобства в работе продавцов;
  • высокая трудоемкость торгово-технологического процесса[8, с. 289-293].

1.3. Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и разносную.

Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, цистерны и автоцистерны, вагоны-магазины, судомагазины.

Автомагазин – специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль. Они широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутствует стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т. п.

Магазины-вагоны и магазины-суда используются для снабжения, соответственно, работников железнодорожного и водного транспорта, проживающих в населенных пунктах, где из-за малой численности населения строительство магазинов нецелесообразно.

Автоцистерны, а также цистерны для продажи молока и кваса используют и в городских условиях, особенно в районах новостроек, где сеть магазинов еще полностью не сформировалось.

Разносная торговля осуществляется вне стационарных розничных торговых предприятий путем непосредственного контакта продавца с покупателем в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров. 

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь