Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа
Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.
Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………
произвести совершенствование ассортиментной политики, технологии торговых процессов, дооснащение магазинов холодильным оборудованием с учетом необходимости создания условий для торговли широким ассортиментом скоропортящихся товаров;
установление оптимальных режимов работы;
расширение функциональной направленности магазина, превращение его в центр общественной жизни села, в том числе на основе кооперации с ГО "Белбыт" по оказанию бытовых услуг и услуг, связанных с ведением личных подсобных хозяйств;
развитие торговой сети потребительской кооперации в городах.
С учетом региональных планов развития и по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами на местах до 2010 года дополнительно планируется открыть в городской местности 556 магазинов;
строительство гипермаркетов и расширение собственной торговли на рынках с привлечением иностранных инвестиций и средств индивидуальных предпринимателей.
реконструкция рынков Белкоопсоюза в городе Минске с обеспечением современного уровня организации торговли, созданием на их территории образцовых торговых центров европейского стиля с элементами рыночного комплекса, развитой инфраструктуры, обеспечивающей предоставление покупателям полного комплекса услуг;
стимулирование спроса в первую очередь через механизмы товарного кредитования, в том числе в обмен на заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию и сырье. Товарооборот за счет продажи товаров в кредит планируется получить в период до завершения 2010 года более 420 млрд. рублей;
развитие торговой сети потребительской кооперации в дачных кооперативах;
расширение форм розничной торговли (посредством ярмарок, базаров, выносной, развозной торговли, доставки товаров на дом и т.д.) и методов увеличения объемов продаж (торговля с предоставлением скидок, сезонные распродажи, продажа в кредит и т.д.);
восстановление работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах с числом жителей 50 и более человек;
максимальный охват торговым обслуживанием населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, через развозную торговлю и открытие лавок на дому за счет семейной и индивидуальной торговой деятельности на договорной основе[14, с. 78-84].
В целях расширения ассортимента товаров, требующих температурного режима хранения, оснастить автомагазины изотермическим оборудованием из расчета не менее двух единиц однокамерного оборудования на один автомагазин. Устанавливать режим работы, графики и маршруты движения автомагазинов с учетом пожеланий покупателей;
расширение сети специализированных магазинов по торговому обслуживанию пожилых людей, восстановление магазинов и отделов "Ветеран", "Забота" в районных центрах и сельской местности, где они были ликвидированы;
индустриализация строительства торговых предприятий (применение при строительстве легкосборных конструкций, деталей, стандартных и унифицированных элементов полной заводской готовности);
интеграция оптовой и розничной торговли на основе преобразования межрайонных и районных оптовых баз, распределительных складов райпо в оптово-розничные предприятия с открытым доступом для покупателей и внедрением гибкой системы снижения цен в зависимости от количества приобретаемого товара (оптовая партия, мелкооптовая, розничная покупка и т.д.), передача в порядке эксперимента зданий, сооружений, площадей отдельных райпо в аренду оптовым базам с возложением на них обязанностей по торговому обслуживанию;
использование числящихся на балансе закрытых объектов розничной торговли и общественного питания для создания на их базе инфраструктуры сельского туризма;
увеличение объемов реализации непродовольственных товаров за счет дополнительного открытия унитарных предприятий типа "Промторг", "Хозторг", фирменных секций предприятий отечественной промышленности, отделов по торговле ювелирными изделиями;
увеличение объемов реализации непродовольственных товаров в сельской местности путем организации передвижных выставок-продаж промышленных товаров с использованием специальных автофургонов, оснащенных оборудованием для демонстрации, выкладки и продажи отдельных групп товаров (изделий легкой промышленности, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и др.);
расширение торговли по заказам населения в сельской местности с бесплатной доставкой товаров на дом одиноко проживающим, престарелым гражданам путем наличных и безналичных расчетов самих граждан или их родственников, проведение подворных обходов жителей села с целью выявить необходимые для завоза товары;
расширение спектра платных, в том числе бытовых услуг, оказываемых населению в сельской местности, а также развитие сопутствующих торговых услуг путем организации доставки товаров на дом престарелым и другим категориям населения по предварительным заказам и оказание им других услуг.
Учитывая социальную функцию потребительской кооперации, необходимо размещать сеть в городах на основе концепции создания центров торгово-бытового обслуживания. Такие центры могут включать магазины, осуществляющие функции торгового обслуживания и заготовок, а также отдельно стоящий комплекс бытового обслуживания. Торгово-бытовые комплексы являются координаторами функций бытового обслуживания, центром сведения и обобщения заявок из всех населенных пунктов. Для этого необходимо создание сети коммуникаций (телефонная связь, электронная почта, выход в Интернет).
В небольших населенных пунктах целесообразно дислоцировать пункты сбора, обобщения и передачи заявок на бытовые услуги и покупку товаров по заявкам и работать на принципе кооперирования с населением (с семьями). В перспективе такие пункты необходимо оснастить компьютерами, что позволит автоматизировать обработку заказов и повысить скорость их выполнения. Выполнение заказов осуществляется на основе принципа внедрения мобильных услуг (бытовых, сельскохозяйственных).
Еще одним направлением в развитии розничной торговли является создание средних или крупных магазинов в крупных городах и районных центрах (строительство или реконструкция), работающих в режиме самообслуживания [18, с. 28-33].
Все магазины потребительской кооперации должны иметь единый координационный центр, единый торговый имидж (вывеска, планировка, расположение товаров и т.д.), т.е. единые концептуальные решения. Если магазины этих сетей распространить на всю систему потребкооперации, то они смогут противостоять приходу на розничный рынок иностранных сетей, проводить эффективные рекламные акции. Такая сеть позволит создать серьезные барьеры вхождения конкурентов на традиционный для потребительской кооперации рынок и позволит формировать конкурентные преимущества за счет эффекта масштаба.
Таким образом, требуется разработка 2-3 новых форматов торговли и наращивание компетенций соответственно в этих направлениях, так как развитие одновременно многих форматов (сегодня функционирует более 10 типо-размеров, включая мини-магазин) приводит к распылению ресурсов при минимальных синергиях. Так, различия в ассортименте, коммуникациях, логистике гипермаркета и дискаунтера или дискаунтера и супермаркета предопределяют их развитие по разным стратегиям и существование фактически независимых компаний.
Развитие сетей магазинов требует разработки соответствующей системы подготовки кадров - продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, логистиков, мерчендайзеров; внедрения автоматизированных систем управления товаропотоками, создание партнерских (длительных, взаимовыгодных и устойчивых) отношений с поставщиками, кардинальных изменений в работе с оптовыми предприятиями потребительской кооперации и системными поставщиками, разработку собственных торговых марок в потребительской кооперации, закупку товаров со штриховыми кодами.
Развитие новых форматов торговли связано прежде всего с изменениями потребителей и их запросов к обслуживанию.
Так, в сетевом ритейле в настоящее время существенные позиции занимает торговля продуктами «здорового питания» как ответ на изменяющиеся потребности покупателей на рынке продовольствия, связанных с тенденцией здорового образа жизни. Число таких торговых точек в развитых странах постоянно увеличивается.
В Беларуси особенно остро стоит экологическая проблема вывода из обращения в торговле устаревшего оборудования, где в качестве хладагентов используются озоноразрушающие вещества.
В настоящее время мировые розничные рынки характеризуются активными процессами инновационного развития. Инновационные разработки для розничной торговли касаются как технической и технологической сторон торгового процесса, так и управления им. Среди таких разработок выделяют цифровые справочные системы у прилавков самообслуживания, системы самостоятельной оплаты покупок, использование интеллектуальных тележек, бесплатное проектирование интерьера в системе 3D (мебельная компания IKEA). Источником таких нововведений являются как коммерческие, так и технологические инновации.
Инновационный путь развития национальной экономики Беларуси также требует активного внедрения нововведений в сферу управления, техники и технологий розничной торговли. Однако внедрение широко используемых в сфере розничной торговли западных стран технологических разработок, являющихся инновацией для наших торговых организаций, происходит медленно и не системно[8, с. 338-346].
Интересной тенденцией в развитии розничной торговли является использование стратегии совмещения разных видов бизнеса, основного и дополнительного, привлекающего дополнительных потенциальных потребителей товаров и услуг. Так, может сочетаться продажа специализированной или специальной художественной литературы (в области медицины, культуры, искусства и др.) с услугами коктейль-бара, туристического агентства; продажа экологически чистых продуктов питания и консультации специалиста-диетолога, оказание стоматологических услуг и др.
Наращивание конкурентных преимуществ розничных торговых организаций в условиях глобализации экономики связано также с использованием новых информационных технологий. Здесь выделяют три основных направления:
1) В2С (business-to-consumer) – бизнес и потребитель. При этом Интернет используется как маркетинговый канал. Появляется электронная коммерция, меняющая взаимоотношения покупателя и продавца. Затраты на то, чтобы довести до клиента информацию о продукте и сам продукт, составляющие сегодня значительную часть его стоимости, существенно снижаются. Покупатель получает возможность более широкого и гибкого выбора. На смену торговым посредникам приходят посредники информационные, имеющие сайт в Интернете и организующие бизнес вокруг него. Возникает уравнивание доступа к товарам и услугам жителей различных регионов.
2) В2В (business-to-business) – бизнес и бизнес. На этом направлении происходит переход от электронной коммерции к электронной экономике. В ней доминирует не электронная торговля, а комплексные компьютерные системы, связывающие в единую систему различные предприятия. Достаточно минимальных вложений, чтобы перейти к новому бизнесу, освоить новую рыночную нишу, отказаться от малоприбыльного дела. Возникают новые возможности для развития shеll-компаний (оболочечных компаний), которые могут работать на различных рынках: автомобильном, финансовом и т.д. Полномасштабный интернет-бизнес начинается тогда, когда крупные корпорации переносят свои бизнес-процессы в сеть. Трансформацию бизнеса на В2В-уровне иногда называют метакапитализмом.
3) В2В2С-система (business-to-business + consumer-to-business) - направление, предполагающее интернет-объединение бизнеса и потребителя. Потребитель получает товары, уже обработанные в соответствии с его предпочтениями. Общая схема такова: потребитель выбирает нужную ему конфигурацию продукта, заказ отправляется на предприятие, автоматически проверяется наличие всех необходимых комплектующих и устанавливается связь с поставщиками, затем осуществляется сборка, которую потребитель может контролировать. Он может управлять складом своего поставщика, формируя заказ на производство.
Вне зависимости от используемых специалистами терминов (э-коммерция, э-шоппинг, э-розница, киберпокупки или виртуальный ритейл) внедрение новых технологий не оказывает ни малейшего влияния на факторы, побуждающие потребителей к покупкам товаров и услуг. Покупатели остаются покупателями; они лишь более эффективно используют новые технологии для осуществления процесса покупок.
Через какое-то время на каждый операционный фактор деятельности магазина воздействует та или иная технологическая инновация. Современные ритейлоры имеют возможности расширения в самые различные розничные форматы. Новые технологии способствуют приобретению покупателями нового внемагазинного опыта. Недалеко то время, когда мы будем делать покупки на глобальной информационной рыночной площадке, комбинируя товары, услуги и обмен идеями. Веб-сайты становятся все более привлекательными, ибо их создатели пытаются творчески переосмыслить внешнюю среду традиционного магазина. Фактически современные сайты являются расширением операционной деятельности розничных торговцев и превратились в важную часть имиджа их брендов.
Идея виртуального посещения магазинов приобрела в мире большую популярность. Частично это связано с растущим дефицитом времени у потребителей и жесткой конкуренцией в ритейле. К числу других факторов относится рекламный хаос, усугубляющийся ожидаемым потребителями растущим разнообразием товаров и соответствующими розничными мероприятиями по продвижению. Разноголосые сообщения приводят к формированию у покупателей чувства неуверенности, что в некоторых случаях негативно отражается на походах за покупками. В то же время не следует забывать, что потребителей привлекают в магазины, моллы и розничные парки не только диапазон и глубина товаров, но и возможности получения удовольствия. И в некоторых случаях социальные и культурные факторы превалируют над скидками и специальными предложениями. Виртуальные же магазины не позволяют получить подобный опыт.
Система электронной торговли Республики Беларусь имеет определенную специфику. С марта 2007 г. действует принятое 8 сентября 2006 г. Постановление Совета Министров Республики Беларусь N21161 « О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет». В Постановлении вводится понятие интернет-магазина, под которым понимается сайт субъекта торговли, содержащий соответствующую требованиям законодательства информацию (сведения) о субъекте торговли и товарах, размещенный на сервере на территории Республики Беларусь, доменное имя которого зарегистрировано в установленном порядке в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет. Таким образом, все виртуальные субъекты торговли должны располагаться только в адресном пространстве белорусской части сети Интернет и адрес магазина должен оканчиваться на bу. Регистрация доменного имени сайта подтверждается документом, выдаваемым в установленном порядке Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. Данный документ требуется для получения лицензии на осуществление розничной торговли через интернет-магазин.