Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа
Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.
Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………
Торговая площадь магазинов в целом по республике в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 639,3 тыс. кв. м (22,38%), в том числе магазинов потребительской кооперации снизилась на 28,30 тыс. кв. м (2,73 %). За период с 2009 г. по 2008 г. торговая площадь по республике увеличилась на 188,20 тыс. кв. м (5,69%), в том числе по потребительской кооперации – на 1,40 тыс. кв. м (0,14%). Доля торговой площади потребительской кооперации в общем объеме торговой площади в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 7,44 %, а в 2009 году по сравнению с 2008 г.- 1,6 %.
Таким образом, на увеличение количества розничных торговых объектов повлияли следующие факторы: уровень доходов населения, увеличение численности населения, внедрение новых технологий, застройка городов, вследствие чего происходит увеличение торговых площадей[12,c. 443,454], [13,с 441,454].
Рисунок 1.1 – Число объектов розничной торговой сети РБ за 2005 – 2009 гг., тыс. ед.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных
При изучении материально- технической базы розничной торговой сети огромное внимание уделяется проведению анализа структуры торговой сети потребительской кооперации.
Анализ структуры розничной торговой сети потребительской кооперации приведен в таблице 2.2 (Приложение А)
Число продовольственных магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 31 ед., их доля в общем объеме торговых предприятий составила 1,98%. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдается снижение числа продовольственных магазинов на 46 ед. Доля данных магазинов за аналогичный период составила 0,15%.
Наибольший удельный вес в общем количестве торговых предприятий Белкоопсоюза составляют непродовольственные магазины. Число непродовольственных магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 241 ед. За период с 2009 г. по 2008 г. число непродовольственных магазинов увеличилось на 42 ед.
Важная роль в системе потребительской кооперации отводится смешанным магазинам, однако в последние годы наблюдается тенденция снижения данного вида магазинов. В 2009 г. по сравнению с 2005 г. число магазинов снизилось на 721 ед., а в период с 2009 г. по 2008 г. – на 165 ед.
Доля магазинов смешанного вида в 2009 г. по сравнению с 2005г. снизилась на 3,61 %, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,6 %.
Также наблюдается тенденция снижения числа палаток, ларьков и т. д. за период с 2005 г. по 2009 г. на 158 ед., а с 2008 г. по 2009 г. на 26 ед.
В целом по республике число торговых объектов потребительской кооперации за период с 2005 г. по 2009 г. уменьшилось на 608 ед., а с 2008 г. по 2009 г. – на 195 ед.
Таким образом, наиболее распространенными видами торговых объектов потребительской кооперации Республики Беларусь являются продовольственные и непродовольственные магазины.
Преимущества магазинов перед другими элементами розничной торговой сети заключается в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям при выборе и приобретении товаров, широком применении современных форм обслуживания, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также условий труда работников. Через другие пункты продажи стационарной и нестационарной торговой сети производится, как правило, продажа товаров повседневного, частого спроса. Такую торговую сеть, осуществляющую розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, а также передвижные средства развозной и разносной торговли, называют мелкорозничной. Мелкорозничная торговая сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной торговой сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать для ее строительства дешевые материалы. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей при выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов.
Мелкорозничная торговая сеть может временно заменять магазины в районах нового жилищного строительства или дополнять их деятельность. Так, палатки и павильоны играют существенную роль в период сезонной торговли плодоовощной продукцией [5, с. 362].
Таким образом, изучение мелкой розницы в потребительской кооперации является необходимым при определении состояния розничной торговой сети потребительской кооперации.
Оценка состояния мелкой розничной торговли потребительской кооперации по областям за 2005- 2009 гг. произведен в таблице 2.3 (Приложение А)
Из таблицы 2.3 видно, что количество объектов мелкой розничной торговой сети по Брестскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 33 единицы, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1единицу. Доля объектов Брестского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 4,17%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 0,49%.
Количество объектов мелкой розничной торговой сети по Витебскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 25 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5 единиц. Доля объектов Витебского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 3,73%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 0,59%.
Количество объектов мелкой розничной торговой сети по Гомельскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 17 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2 единицы. Доля объектов Гомельского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 2,10%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 0,76.
В Гродненском облпотребсоюзе количество объектов мелкой розничной торговой сети в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 40 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 14единиц. Доля объектов Гродненского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 5,25%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 3,73%.
По Минскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. наблюдается снижение числа объектов мелкой розничной торговой сети на 20 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5 единиц. Доля объектов Минского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 2,75%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 0,08%.
По Могилевскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. наблюдается снижение числа объектов мелкой розничной торговой сети на 16 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.- увеличение на 1 единицу. Доля объектов Могилевского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 1,79%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 1,64%.
Количество объектов предприятий Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 7 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. изменения не наблюдалось. Доля предприятий Белкоопсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 0,95%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 0,16%.
В целом по Белкоопсоюзу количество объектов мелкой розничной торговой сети в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 158 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г на 26 единиц.
Огромное внимание при изучении состояния розничной торговой сети уделяется передвижной торговле. Передвижная торговля выполняет функции магазинной и мелкорозничной сети и имеет важное значение для обслуживания жителей сельской местности. Она используется для обслуживания жителей отдельных, малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных торговых предприятий, и является основным видом торговли при обслуживании тружеников села на полевых работах, на отдельных животноводческих фермах, в местах заготовок. Ее применяют для обслуживания массовых предприятий. Такой вид торговли максимально приближает товары к потребителям и позволяет сделать покупки с минимальными затратами времени. Передвижную торговлю осуществляют автомагазины, мотоциклеты, мотороллерные и гужевые развозки.
Автомагазины являются наиболее эффективными розничными торговыми предприятиями передвижной торговли. Автомагазины имеют утвержденные ассортиментные перечни, режимы работ и маршруты. Поэтому оценка результативности автомагазинов является неотъемлемой частью изучения розничной торговой сети[10, с. 231].
Анализ автомагазинов потребительской кооперации РБ по областям за 2005- 2009 г. произведен в таблице 2 (Приложение Б)
В период с 2005 г. по 2009 г. происходит увеличение количества автомагазинов в целом по Белкоопсоюзу на 145 единиц, в том числе по отдельным облпотребсоюзам: Брестский- 26 единиц; Витебский- 23 единицы; Гомельский- 22 единицы; Гродненский- 22 единицы; Минский- 32 единицы; Могилевский- 17 единиц, также произошло увеличение числа автомагазинов предприятий Белкоопсоюза на 3 единицы.
В период с 2008 г. по 2009 г. происходит увеличение автомагазинов в целом по Белкоопсоюзу на 73 единицы, в том числе по отдельным облпотребсоюзам: Брестский- 10 единиц; Витебский- 9 единиц; Гомельский- 13 единиц; Гродненский- 10 единиц; Минский- 20 единиц; Могилевский- 8 единиц, а также произошло увеличение числа автомагазинов предприятий Белкоопсоюза на 3 единицы.
Наибольший удельный вес автомагазинов в общем количестве автомагазинов Белкоопсоюза занимает Витебский облпотребсоюз.
Также важным условием развития
розничной торговли является совершенствование
методов продажи товаров, в первую очередь
прогрессивных. Развитию методов розничной
продажи в системе потребительской кооперации
отводится особая роль. Это также подтверждается
принятыми на государственном уровне
законодательными актами. Так, в Государственной
программе возрождение и развитие села
на 2005 2010г. и в Программе
В Республике Беларусь в системе потребительской кооперации наиболее полно используется такой метод продаж как самообслуживания.
Самообслуживание- метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
Опыт продажи товаров с помощью самообслуживания при правильном решении ряда организационно – технологических вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с другими методами розничной продажи.
Оценка состояния метода самообслуживания произведена в таблице 2.5 (Приложение Б)
Количество магазинов самообслуживания в период с 2005 г. по 2009 г. по Брестскому облпотребсоюзу увеличилось на 63 единицы, а в период с 2008 г. по 2009 г. на 18 единиц. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. возросла на 1,54%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,2%.
В Витебском облпотребсоюзе в 2009 г. по сравнению с 2005 г. количество магазинов самообслуживания уменьшилась на 204 единицы, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 24 единицы. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. сократилась на 2,39%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,44%.
Количество магазинов самообслуживания в период с 2005 г. по 2009 г. по Гомельскому облпотребсоюзу увеличилось на 74 единицы, а в период с 2008 г. по 2009 г. на 3 единицы. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. возросла на 1,65%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 0,02%.
В Гродненском облпотребсоюзе в 2009 г. по сравнению с 2005 г. количество магазинов самообслуживания уменьшилась на 236 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 12 единиц. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. сократилась на 3,10%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросла на 0,14%.
Количество магазинов самообслуживания в период с 2005 г. по 2009 г. по Минскому облпотребсоюзу увеличилось на 32 единицы, а в период с 2008 г. по 2009 г. на 15 единиц. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. возросла на 0,95%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,17%.
В Могилевском облпотребсоюзе в 2009 г. по сравнению с 2005 г. количество магазинов самообслуживания увеличилась на 81 единицу, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилось на 1 единицу. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. возросла на 1,58%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 0,06%.
Количество магазинов самообслуживания в период с 2005 г. по 2009 г. по предприятиям Белкоопсоюза уменьшилось на 15 единиц. Доля предприятий Белкоопсоюза за данный период снизилась на 0,22%.
В целом по Белкоопсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. количество магазинов самообслуживания уменьшилось на 205 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 23 единицы.
Таким образом, следует отметить, что метод самообслуживания проявляет свои преимущества только при условии соблюдения целого ряда принципиальных положений:
▪ разработка оптимального планировочного решения торгового зала;
▪неограниченный вход покупателей и свободный доступ к выложенным на оборудовании товарам;
▪ использование покупателями при отборе товаров инвентарных корзин или тележек;
▪возможность получения в любое время консультации или помощи консультанта-продавца;