Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СНЕЖАНА.docx

— 91.53 Кб (Скачать файл)

Электронная торговля в Республике Беларусь активно развивается и следует полагать, что в ближайшем будущем составит серьезную конкуренцию традиционной торговле.

В Беларуси развитие такого торгового направления, как вендинг, или торговля посредством торговых автоматов, находится пока в стадии зарождения. В странах ЕС на один торговый автомат приходится 20-40 человек, в Беларуси пока - сотни тысяч жителей. В настоящее время совокупное число автоматов по всей стране составляет примерно 500-600 единиц. В каждом областном городе насчитывается не менее 30 машин. Однако по оценкам экспертов в Беларуси возможно разместить не менее 600 тыс. торговых машин.

Современные вендинговые аппараты могут торговать практически любым товаром, принимать различные банкноты и монеты, давать сдачу и даже осуществлять размен денег. Считается, что рентабельность данного сегмента розничного рынка достигает 100-200%. Среди других преимуществ по сравнению с обычными торговыми объектами можно назвать небольшие габариты (около 1 м2 площади), отсутствие человеческого фактора. По свидетельствам белорусских операторов чистая прибыль одной вендингмашины по продаже кофе составляет около 300 дол. США, если она установлена в людном месте. Снековые автоматы, ассортимент товаров в которых можно свободно менять, как отмечают специалисты, также в скором времени могут стать альтернативой киоскам на остановочных пунктах общественного транспорта.

Наиболее выгодным вендинговый бизнес считается начинать с кофейных автоматов. По статистике, вендорам в Европе 60% выручки приносит продажа горячих напитков, 20% - прохладительных, столько же - закусок. Вообще же спектр товаров, которые могут продаваться с использованием автоматов, очень широк. По закону в нашей и других странах, где развивается данное направление розницы, через вендинг-машины запрещено продавать только алкогольные напитки и табачные изделия, в первую очередь с целью ограничения доступа к этим товарам несовершеннолетних [8,с.343-345].

Таким образом, обобщая тенденции развития мировой розничной торговли, можно выделить следующие наиболее выраженные и связанные с изменением покупательских предпочтений и развитием современных информационных технологий:

1. глобализация розничных рынков выражена развитием крупных сетевых розничных объединений (сетевого ритейла), представленных преимущественно такими форматами (типами), как гипер- и супермаркет. Ярко выраженная экспансия западных розничных сетей в Восточной Европе (включая Беларусь) как путем покупки существующих сетей, так и создаваемых.

2. Развитие электронной коммерции в трех основных направлениях: В2С, В2В, В2В2С, а также M-Commerce или коммерции с помощью мобильный телефонов.

3. Развитие средних и малых форматов торговли, наиболее приближенных к покупателю как территориально, так и профильно, и представленных удобными магазинами, специализированной сетью, дискаунтами и другими магазинами как ответ на стратегию развития гиперсетей.

4. Специальное позиционирование магазинов за счет использования стратегии совмещения видов бизнеса, традиционно имеющих самостоятельное значение, как, например, торговля диетическими продуктами и фитнес-клуб.

5. Развитие сетевого ритейла на основе системы стратегического управления, использования логистики для управления товарными потоками, мерчендайзинга  для управления продажами и аутсорсинга для оптимизации бизнеса.

6. Экологизация и энергосберегающие проекты в розничной торговле. Экологизация торговли выражена появлением продовольственных магазинов по торговле экологически чистыми продуктами, реализацией розничными компаниями программ по переработке и сокращению отходов и другими специальными решениями, формирующими у покупателей ответственность за экологическую ситуацию. Рост инвестиций в энергосберегающие проекты розничной торговли, затрагивающие проектирование, строительство, осуществление бизнес-процессов и технологических процессов субъектов торговли.

7. Развитие вендинга как рентабельного сегмента розничного рынка при условии оптимизации объемов деятельности.

  1. Создание собственных торговых марок, брендинг.
  2. Активное инновационное развитие сферы розничной торговли, распространяющаяся на технику, технологии и управление.

Таким образом, переход к регулируемой рыночной экономике предполагает развитие многообразных форм собственности в стране, дальнейшее расширение самостоятельности и усилие экономической ответственности предприятий,   обеспечение государственной поддержки и правовой защиты предпринимательства. В этих условиях потребительская кооперация получает новые стимулы для своего развития, реальные возможности эффективного использования присущих самой ее природе хозяйственной инициативы и предприимчивости.

Многообразие форм собственности предполагает расширение числа предприятий, работающих на условиях арендного подряда, создание дополнительной торговой сети на условиях семейной и индивидуальной торговой деятельности, в том числе путем предоставления возможности гражданам, включая работников потребительской кооперации, осуществлять на договорной основе торговлю на дому, а также через мелкорозничную торговую сеть.

Также особое внимание должно уделяться совершенствованию организации торговли в сельской местности товарами в крестьянских хозяйствах, арендаторам, в личных подсобных хозяйствах населения.

Переход к рыночным отношениям предполагает усиление конкуренции между государственными, кооперативными и частными торговыми предприятиями. Параллельно действующие структуры, развивая предпринимательскую деятельность, обладая собственными средствами и свободой действий, оснащают свои магазины современным отечественным и импортным оборудованием, средствами рекламы, привлекают к работе опытных специалистов, систематически повышают культуру торговли. В силу этого возникает необходимость создания в системе потребительской кооперации Республики Беларусь сети образцово-показательных предприятий розничной торговли. Данные предприятия по ассортименту товаров, технологии и другим параметрам должны соответствовать лучшим супермаркетам республики.

Создание сети образцово-показательных магазинов в системе потребительской кооперации позволит в определенной мере повысить ее конкурентоспособность, преодолеть финансовые трудности и в конечном  итоге улучшить торговое обслуживание населения.

Реализация данных мер позволит повысить производительность труда на всех этапах доставки товаров от производителей до потребителей, ускорить оборачиваемость товаров, обеспечить сокращение товарных потерь, повысить культуру обслуживания населения с предоставлением ему широкого набора товаров и услуг[11, с. 17].

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация данных направлений позволит улучшить обслуживание пайщиков и сельского населения, финансовое оздоровление организаций потребительской кооперации, приведение структур управления потребительской кооперацией в соответствие с требованиями развития экономики на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе проведено исследование розничной торговой сети, изучена классификация, проведена оценка показателей состояния розничной торговой сети, разработаны основные направления ее совершенствования.

Объектом изучения выступила потребительская кооперации Республики Беларусь.

В ходе проведенного исследования розничной торговой сети потребительской кооперации можно сделать следующие выводы.

В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Розничная торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь представлена только магазинами, объектами мелкорозничной сети и автомагазинами. Как по количеству, так и по торговой площади преобладают магазины типа «Мини-маркет».

Таким образом, на увеличение количества розничных торговых объектов повлияли следующие факторы: уровень доходов населения, увеличение численности населения, внедрение новых технологий, застройка городов, вследствие чего происходит увеличение торговых площадей

Число объектов розничной торговой сети в целом по республике за период с 2005 по 2009 год увеличилось на 9,10 тыс. ед. (26,61 %), из них в системе потребительской кооперации снизилось на 0,6 тыс. ед. (5,22%). За период с 2008 по 2009 год также наблюдается увеличение числа объектов розничной торговой сети на 2,3 тыс. ед. (5,61 %) и снижение числа объектов потребительской кооперации на 0,2 тыс. ед. (1,8%). Доля объектов розничной торговой сети потребительской кооперации в общем объеме в 2009 по сравнению с 2005 годом снизилась на 8,45%, а в 2009 году по сравнению с 2005- 1,9%. Однако, несмотря на снижение числа объектов розничной торговой сети потребительской кооперации тенденция увеличения розничных торговых объектов в целом по республике наблюдается по- прежнему.

Таким образом, на увеличение количества розничных торговых объектов повлияли следующие факторы: уровень доходов населения, увеличение численности населения, внедрение новых технологий, застройка городов, вследствие чего происходит увеличение торговых площадей.

Количество объектов мелкорозничных предприятий Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 7 единиц,  а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. изменения не наблюдалось. Доля предприятий Белкоопсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  снизилась на 0,95%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.  увеличилась на 0,16%.

В целом по Белкоопсоюзу количество объектов мелкой розничной торговой сети в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 158 единиц,  а в 2009 г. по сравнению с 2008 г на 26 единиц.

Важная роль в системе потребительской кооперации отводится смешанным магазинам, однако в последние годы наблюдается тенденция снижения данного вида магазинов. В 2009 г. по сравнению с 2005 г. число магазинов снизилось на 721 ед., а в период с 2009 г. по 2008 г. – на 165 ед.

Доля магазинов смешанного вида в 2009 г. по сравнению с 2005г. снизилась на 3,61 %, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,6 %.

Также в результате проведенного анализа, можно сказать, что обеспеченность населения торговой площадью в целом по Республике в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 75,81 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 20,33 кв. м. По системе потребительской кооперации произошло увеличение данного показателя в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,05 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,29 кв. м.

Коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов по РБ в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 4,046, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1,445. В системе потребительской кооперации за аналогичные периоды происходит снижение данного показателя на 0,183 и 0,048 соответственно. Снижение данного показателя показывает, что по системе потребительской кооперации происходит снижение количества магазинов в расчете на 1000 жителей.

В 2009 г. по сравнению с 2005 г. коэффициент плотности торговой сети относительно территории в целом по Республике Беларусь снизился на 0,095, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возрос на 0,004. По системе потребительской кооперации произошло снижение данного показателя в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,008 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,011 кв. м.

Средний размер магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. в целом по Республике Беларусь уменьшился на 4,68 кв. м., а в 2009 г. по сравнению с 2008г. – на 2,56 кв. м. По системе потребительской кооперации наблюдается увеличение среднего размера магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,67 кв. м., а в 2009 г по сравнению с 2008 г. – на 1 кв. м.

По системе потребительской кооперации наблюдается увеличение радиуса действия магазина в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,12 км, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.- на  0,01 км. В целом за аналогичный период по Республике Беларусь наблюдается снижение радиуса действия магазина на 0,18 км и 0,06 км соответственно.

Таким образом, проведенная оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации по основным качественным  показателям торгового обслуживания  продемонстрировала, что в системе потребительской кооперации происходит увеличение обеспеченности населении торговой площадью, увеличение количества автомагазинов, развитие прогрессивных методов продаж, и т. д. Однако при все положительных тенденциях имеются и следующие негативные моменты: снижение числа розничных торговых объектов, в том числе мелкорозничной сети, за счет строительства сети дискаунтеров, гипермаркетов, супермаркетов и т. д.

Для повышения экономической эффективности и финансовой устойчивости потребительской кооперации Республики Беларусь предлагается использовать направления совершенствования розничной торговли, применения которых будет способствовать повышению результативности хозяйственной деятельности организации:

- перестройку  системы управления отраслями    потребительской    кооперации  в  целях   формирования оптимальных  схем  движения  сырьевых и товарных потоков, укрепления исполнительской дисциплины, повышения    в    конечном   итоге конкурентоспособности кооперативных организаций.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь