Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СНЕЖАНА.docx

— 91.53 Кб (Скачать файл)

▪свободная ориентация покупателей в торговом зале, обеспеченная рациональной системой указателей и других информационных средств;

▪ преобладание продаж методом самообслуживания (не менее 70%) в общем товарообороте.

Также для проведения оценки состояния розничной торговой сети потребительской кооперации необходимо выработать систему взаимосвязанных показателей и иметь всестороннюю достоверную информацию об их величине и тенденциях изменения. Но при этом большое количество самых различных показателей вызывает определенные трудности в обеспечении их надежной статистической базой, не позволяет дать обоснованную оценку состояния розничной торговой сети потребительской кооперации в целом. Поэтому из всего множества показателей, предложенных для оценки состояния розничной торговой сети, наиболее существенными являются обеспеченность населения торговой площадью на 1000 жителей, коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов, коэффициент плотности торговой сети относительно территории, средний размер магазина, средний радиус действия магазина[7, с.120].

Оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации  произведена в таблице 2.6

Таблица- 2.6 Оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2005- 2009 гг.

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г.           от            2005 г.

2009 г.           от            2008 г.

1. Обеспеченность населения торговой площадью, м2 на 1000 жителей

             

- в целом по Республике Беларусь

292,92

305,21

316,82

348,40

368,73

75,81

20,33

- по системе потребкооперации

106,13

105,35

105,08

105,89

106,18

0,05

0,29


 

 

 

 

Окончание таблицы 2.6

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г.           от            2005 г

2009 г.           от            2008 г.

2. Коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов ед. на 1000 жителей

             

- в целом по Республике Беларусь

3,015

3,150

3,344

3,666

3,987

0,972

0,321

- по системе потребкооперации

1,136

1,135

1,125

1,138

1,129

-0,008

-0,009

3. Коэффициент плотности торговой сети относительно территории ед. на 100 кв. км.

             

- в целом по Республике Беларусь

14,162

14,740

15,607

16,763

18,208

4,046

1,445

- по системе потребкооперации

5,337

5,313

5,250

5,202

5,154

-0,183

-0,048

4. Средний размер магазинов  по торговой площади , м2

             

- в целом по Республике Беларусь

97,15

96,89

94,75

95,04

92,48

-4,68

-2,56

- по системе потребкооперации

93,40

92,78

93,41

93,07

94,07

0,67

1,00

5. Средний радиус действия магазина, км

             

- в целом по Республике Беларусь

1,49

1,46

1,42

1,37

1,31

-0,18

-0,06

- по системе потребкооперации

2,35

2,43

2,44

2,46

2,47

0,12

0,01


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных

 В результате проведенного анализа, из таблицы 2.6 видно, что обеспеченность населения торговой площадью в целом по Республике в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 75,81 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 20,33 кв. м. По системе потребительской кооперации произошло увеличение данного показателя в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,05 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,29 кв. м.

Коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов по РБ в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 0,972, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,321. В системе потребительской кооперации за аналогичные периоды происходит снижение данного показателя на 0,008 и 0,009 соответственно. Снижение данного показателя показывает, что по системе потребительской кооперации происходит снижение количества магазинов в расчете на 1000 жителей.

В 2009 г. по сравнению с 2005 г. коэффициент плотности торговой сети относительно территории в целом по Республике Беларусь увеличился  на 4,046, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возрос на 1,445. По системе потребительской кооперации произошло снижение данного показателя в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,183 кв. м, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,048 кв. м.

Средний размер магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. в целом по Республике Беларусь уменьшился на 4,68 кв. м., а в 2009 г. по сравнению с 2008г. – на 2,56 кв. м. По системе потребительской кооперации наблюдается увеличение среднего размера магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,67 кв. м., а в 2009 г по сравнению с 2008 г. – на 1 кв. м.

По системе потребительской кооперации наблюдается увеличение радиуса действия магазина в 2009 г. по сравнению с 2005 г. на 0,12 км, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.- на  0,01 км. В целом за аналогичный период по Республике Беларусь наблюдается снижение радиуса действия магазина на 0,18 км и 0,06 км соответственно.

Таким образом, проведенная оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации по основным качественным  показателям торгового обслуживания  продемонстрировала, что в системе потребительской кооперации происходит увеличение обеспеченности населении торговой площадью, увеличение количества автомагазинов, развитие прогрессивных методов продаж, и т. д. Однако при все положительных тенденциях имеются и следующие негативные моменты: снижение числа розничных торговых объектов, в том числе мелкорозничной сети, за счет строительства сети дискаунтеров, гипермаркетов, супермаркетов и т. д.

Для улучшения качественного состояния розничной торговой сети потребительской кооперации разрабатывается ряд мероприятий. Основные направления развития потребительской кооперации Республики Беларусь отражены в главе 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

Розничная торговля потребительской кооперации Беларуси занимает в настоящее время около 10% розничного рынка и является крупной сетевой организацией, где значительный удельный вес в общем количестве магазинов занимают «Товары повседневного спроса» (мини-маркеты), а также магазины по продаже продовольственных товаров. Конечные результаты деятельности розничной торговли свидетельствуют о низкой эффективности действующей номенклатуры, типов магазинов и их недостаточной адаптивности к постоянно изменяющимся условиям среды деятельности, и в том числе к условиям появления крупных сетевых объединений. Ввиду этого необходима разработка концепции сетей современных мини-магазинов на селе и средних (или крупных) магазинов в городах с единым подходом к имиджу (экстерьер, интерьер, планировка, оборудование, персонал, реклама, методы продаж, стимулирование) и определенным стандартом торгового обслуживания.

В настоящее время используются 4 организационные модели райпо в зависимости от конкретной региональной специфики: райпо без филиалов и унитарных предприятий; райпо с унитарными предприятиями без филиалов; райпо с филиалами без унитарных предприятий; райпо с филиалами и унитарными предприятиями.

Дальнейшее совершенствование организационно-экономического механизма управления предполагает перестройку системы управления отраслями потребительской кооперации в целях формирования оптимальных схем движения сырьевых и товарных потоков, укрепления исполнительской дисциплины, повышения в конечном итоге конкурентоспособности кооперативных организаций [11, с. 168-169].

Для этого предполагается создать отраслевые вертикальные структуры управления организациями потребительской кооперации в промышленности, оптовой торговле и заготовках. Основой этих структур станут унитарные предприятия облпотребсоюзов и Белкоопсоюза с филиалами в областных и районных центрах.

В целях повышения эффективности торговой отрасли потребительской кооперации, компенсации убытков, понесенных в малых населенных пунктах, необходимо более активно развивать и совершенствовать кооперативную торговлю в областных центрах и городах областного и республиканского подчинения, в том числе посредством создания городских потребительских обществ (горпо), привлечения частного капитала.

Райпо, находящиеся в районах с небольшой численностью населения и имеющие незначительные объемы деятельности (не обеспечивающие рентабельную работу), необходимо объединять в межрайонные потребительские общества.

Для установления более тесных связей с населением и эффективного решения социальных вопросов на селе немаловажно создавать небольшие кооперативы с дальнейшим включением их в состав районных потребительских обществ, совершенствовать систему хозяйствования и управления, которое предполагает преобразование сельских магазинов в центры по работе с пайщиками и по обслуживанию населения, повышение статуса комиссий кооперативного контроля за работой объектов потребительской кооперации и материальной заинтересованности их членов[14, с.8].

Совершенствование структуры управления, системы хозяйствования повысит степень координации и оперативного взаимодействия между отраслями потребительской кооперации, а также позволит, в частности, сократить:

расходы на содержание аппарата управления, в том числе союзов потребительских обществ;

транспортные расходы, в основном за счет сокращения неэффективного использования грузового транспорта на межрайонных и областных перевозках, увеличения доли грузов, перевозимых железнодорожным транспортом;

кредиторскую задолженность, и соответственно, расходы по уплате процентов за кредит за счет оптимизации товарных запасов на всех этапах товародвижения, улучшения качества управления ими;

Увеличить:

рентабельность во всех отраслях деятельности за счет сокращения издержек;

размеры собственных средств для обновления материально-технической базы, в том числе за счет продажи либо сдачи в аренду неиспользуемого имущества;

размеры поставок товаров оптовыми организациями потребительской кооперации.

Кроме указанных мер, необходимо совершенствовать механизм участия пайщиков в работе органов управления и контроля потребительских обществ. Совершенствование системы хозяйствования и управления должно осуществляться с учетом использования в практике организаций потребительской кооперации как новых, так и традиционных методов и средств повышения эффективности.

Осуществление специализации торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего населения:

с численностью до 500 человек - магазины по торговле смешанным ассортиментом товаров;

с численностью свыше 500 человек - специализированные магазины, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;

в населенных пунктах, где отсутствуют стационарные магазины и их строительство нецелесообразно - автомагазины, магазины близлежащих населенных пунктов, разъездные заготовители;

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь