Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:22, курсовая работа
Основным условием формирования гармоничной личности является её удовлетворенность жизнью: жизнеобеспечением, успешным и продуктивным общением. Важную роль в развитии личности играет удовлетворенность личностью профессиональной карьерой: её интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководителем, удовлетворенность условиями труда.
- вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
- горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
- центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства – [36].
На разных этапах карьеры
человек удовлетворяет
Таким образом, мы выяснили, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов. Также рассмотрено понятие жизненной стратегии личности. Важным этапом в жизни каждого человека на современном этапе является построение профессиональной карьеры, которая позволяет личности удовлетворить различные потребности. Выделено понятие профессиональной карьеры личности и ее виды.
1.2 Структура побудительной регуляции личности.
В основу
побудительной регуляции
Жизненная
стратегия личности
Жизненная цель каждого индивидуума складывается под влиянием его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Жизненная цель - это не нечто ясно и сознательно выбранное. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели в целом служат защитой против чувства бессилия, местом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, могущественным, совершенным будущим.
Отечественный психолог Ф.Е. Василюк подчеркивает, что смысл жизни - пограничное образование; в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации. Он отражает в себе ценностную целостность индивидуальной жизни. Он может быть ориентирован на будущее, на прошлое или на настоящее - [26]. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого другого действия, поступка, события) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия или поступка – [2].
Также в структуру побудительной регуляции личности входят разнообразные мотивы. Bозpacтaeт число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор профессии. Boзникaют вce нoвыe виды мотивов. Существует несколько вариантов определения мотив.
Мотив – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности – [25].
Классификация мотивов | ||||
Вне деятельности. |
В самой деятельности. | |||
мотивация избегания неприятностей |
мотивация благополучия, мотивация престижа |
социальные мотивы |
интерес к процессу деяте6льности |
познавательный интерес |
В системе
мотивов внешние и внутренние
мотивы переплетаются. При
Мотивы |
Отношения | |
Индивидуально ориентированные |
Социально ориентированные | |
«внешние» |
«могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам) |
«надо» (осознание социальных обязанностей) |
«внутренние» |
«хочу» (напряжение потребностей) |
«должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой) |
Таким образом, все мотивы делятся на внешние и внутренние. Из этого следует, что профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности.
Мотивы могут иметь внутренний или внешний характер. Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей вообще связываются с результатами. Индивидуумы имеют высокий или низкий уровень внутренней и внешней мотивации. Для достижения успеха профессионалы высокого класса обычно имеют высокий уровень и внутренней мотивации, в силу восприятия своей профессии как искусства, и внешней мотивации, в силу достаточно высокой оплаты их труда. Вознаграждение приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует. Однако, не каждый достигает успеха. Установление цели - мощная методика развития внутренней мотивации. Однако, важно признать, что установление цели может иметь как отрицательный эффект, так и положительный эффект на мотивацию. Цели, признанные подходящими, специфичные, спорные, достижимые, измеримые и персональные, могут стать несоответствующими вследствие каких-либо изменений обстоятельств – [28].
Жизненные
ценности личности являются
Ценности составляют единую систему, которая регулирует поведение людей в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры. Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек.
Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более дюжины ценностей, которыми он может руководствоваться.
Ценности - это социальное понятие, природный объект которого приобретает социальное значение и является или может являться объектом деятельности – [27].
Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность). Функции ценностей разнообразны. Они:
- являются ориентиром жизни человека;
Классификация ценностей по Г. Оллпорту:
Также была выделена классификация трудовых ценностей.
- базовые ценности (гигиенические факторы):
А) заработная плата;
Б) хорошие условия труда;
В) гарантия стабильности;
Г) социальные льготы;
Д) социальные контакты;
- содержательные ценности (мотиваторы):
А) профессиональный рост иразвитие;
Б) содержательность работы;
В) самостоятельность в работе;
Г) признание со стороны коллег- [34].
Таким образом, нами была рассмотрена структура побудительной регуляции личности. Мы узнали, что в её структуру входят ценности, мотивы, смыслы личности. Рассмотрели виды мотивов, понятие жизненной цели личности, виды и функции ценностей. Структура побудительной регуляции личности является движущей силой построения жизненного пути личности.
1.3 Изучение проблемы влияния
трудовой деятельности на
Проблема удовлетворенности трудом давно привлекает пристальное внимание многих ученых, как в нашей стране, так и за рубежом. Следует подчеркнуть, что историческое первенство в изучении проблемы удовлетворенности трудом и факторов, определяющих её уровень, принадлежит западным ученым. Первыми, столкнувшись с проблемой, актуальность которой особенно высока в обществах с развитой рыночной экономикой, они заложили основы её дальнейшего изучения. Большой вклад в изучение удовлетворенности трудом, отношения к труду, мотивации труда внесли такие ученые как Ф. Тейлор, А. Маслоу, В. Врум, Р. Хьюзман, Дж. Хатфилд, У.Э. Деминг, Б.Ф. Скиннер и др.- [15].
Однако говорить о том, что проблема полностью изучена, нельзя. Многие модели и теории противоречат друг другу, отстаивают противоположные утверждения об изучаемом феномене. Каждая из теорий и моделей подвергалась критике со стороны других ученых, и необходимо отметить, что эти теории и модели, созданные зарубежными учеными, – продукты другого общества, отражающие другие культурные стандарты и поэтому не всегда применимые в наших условиях.
Отечественные ученые приступили к исследованию проблем удовлетворенности трудом сравнительно недавно. За это время ими получены важные результаты, раскрывшие, в частности, структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности работников предприятий промышленности, сельского хозяйства и др. Но, к сожалению, уровень этих исследований и практическое применение их результатов не отвечают полностью современным требованиям.
Пока четко не установлены значение и пути использования показателей удовлетворенности трудом в практике управления предприятиями. Необходимо отметить, что большинство отечественных специалистов рассматривают удовлетворенность трудом как психологическую или социально-психологическую категорию. Большинство исследований, посвященных проблеме отношения к труду, удовлетворенности трудом, текучести кадров у нас в стране выполнены по философским наукам и рассматривают удовлетворенность трудом как философскую категорию. В последние годы стали появляться работы, посвященные исследованию регионального управления (менеджмента) - [21].
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной разработанности проблемы удовлетворенности трудом в современной науке. Однако в настоящее время важным вопросом для многих организаций является проблема взаимосвязи удовлетворенности трудом и эффективности деятельности сотрудников.
Удовлетворенность жизнью оказывает непосредственное влияние на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке. Вместе с тем, во многих научных работах удовлетворенность жизнью трактуется как достаточно простой феномен, как некоторая оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. Не подвергая сомнению возможность получения такой оценки, необходимо заметить, что за ней стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности. Различные аспекты субъективного благополучия, внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом психологического исследования.
Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие - [40].
Благополучие личности, как удовлетворенность жизнью, складывается из ряда составляющих. Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности и т.д.