Взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом на разных этапах профессиональной карьеры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Основным условием формирования гармоничной личности является её удовлетворенность жизнью: жизнеобеспечением, успешным и продуктивным общением. Важную роль в развитии личности играет удовлетворенность личностью профессиональной карьерой: её интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководителем, удовлетворенность условиями труда.

Вложенные файлы: 1 файл

ВИКА КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

Формы удовлетворенности  трудом.

     Согласно исследованиям  удовлетворенность трудом может  выступать в разных формах.  А. Бюссинг разработал концепцию,  которая обусловлена представлением удовлетворенности трудом с точки зрения интерактивного взгляда, т.е. как процесса взаимодействия, в рамках которого проводится различие между тремя его формами.

     Модель включает три основные переменные:

- различия между фактической ценностью рабочей ситуации и номинальными (собственными) ценностями человека;

- изменения в уровне стремления;

- проблемно-ориентированное поведение (направленное на решение задачи) – [6].

Различные формы удовлетворенности  трудом

Прогрессивная удовлетворенность  трудом:

Человек чувствует удовлетворенность  от работы в целом. Увеличивая уровень  стремления, человек пробует достигать  даже более высокого уровня удовлетворенности. Поэтому "творческая неудовлетворенность" относительно некоторых аспектов рабочей ситуации может быть неотъемлемой частью этой формы.

Стабильная удовлетворенность  трудом:

Человек чувствует удовлетворенность  от конкретной работы, но мотивирован  на поддержание уровня стремления и  приятного состояния удовлетворенности. Увеличение уровня стремления сконцентрировано на других областях жизни из-за недостаточных  стимулов работы.

Удовлетворенность трудом в смирении (удовлетворенность трудом смирившегося человека):

Человек чувствует неясную неудовлетворенность  от работы и понижает уровень стремления, чтобы приспосабливаться к негативным аспектам рабочей ситуации на более  низком уровне. Уменьшая уровень стремления, он в состоянии снова достичь  позитивного состояния удовлетворенности.

Конструктивная неудовлетворенность  трудом:

Человек чувствует себя неудовлетворенным  работой. При поддержании уровня стремления он пробует справляться  с ситуацией при помощи попыток  решить проблемы на основе выработки  достаточной терпимости к фрустрации, досаде. Кроме того, ему доступны осмысленные действия в рамках целевой  ориентации и мотивации, направленные на изменение рабочей ситуации.

Фиксированная неудовлетворенность  трудом:

Человек чувствует себя неудовлетворенным  работой. Поддерживая уровень стремления на постоянном уровне, он не пробует  справиться с ситуацией попытками  решить проблемы. Терпимость к фрустрации приводит к тому, что механизмы  защиты, необходимые для приложения усилий для решения проблемы, кажутся  выходящими за пределы какой-либо возможности. Поэтому индивидуум застревает на своих  проблемах, и не исключено патологическое развитие событий.

Псевдоудовлетворенность трудом:

Человек чувствует себя неудовлетворенным  работой. При столкновении с неразрешимыми  проблемами или раздражающими условиями  на работе и при поддержании стремления на одном уровне, например, из-за мотивации  к определенному виду достижений или из-за жестких социальных стандартов, искаженное восприятие или отрицание  негативной рабочей ситуации могут  закончиться псевдоудовлетворенностью трудом.


 

     Согласно этой модели, развитие удовлетворенности трудом – трехступенчатый процесс. В зависимости от сочетания между ожиданиями, потребностями и мотивами, с одной стороны, и рабочей ситуацией – с другой, человек формирует некоторую степень удовлетворенности или неудовлетворенности его работой. Кроме того, в зависимости от последующих изменений в уровнях стремлений и от последующего проблемно-ориентированного поведения (направленного на решение задачи), могут развиться шесть форм удовлетворенности или неудовлетворенности трудом - [31].

     Итак рассмотрены  элементы удовлетворенности трудом , психические состояния испытывающие  личностью и влияющие на удовлетворенность  трудом. Выделены формы удовлетворенности  трудом. Стоит отметить, что на удовлетворенность трудом оказывает весомое влияние проблема трудоустройства молодежи, неконкурентоспособность на рынке труда, уровень заработной платы и другие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Проблема занятости и безработицы на современном этапе.

     На наш взгляд, к важным факторам, влияющим на удовлетворенность жизнью личности, относятся такие проблемы как проблема трудоустройства и безработицы. Трудоустройство - система  мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги  предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей – [4].

     Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих работать по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще - [16].

Рассмотрим данное понятие  более глубоко, выделяют следующие  виды безработицы:

  1. Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда  платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
  2. Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.
  3. Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
  4. Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
  5. Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.
  6. Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.
  7. Безработица технологическая— безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации - [14].

     Проблема безработицы  является очень актуальной в  наше время. Эта проблема не  проходит бесследно. У безработных  людей наблюдаются некоторые  психологические и социальные  издержки.  Также проблема безработицы  находит свое отражение в обществе - [18].

     Выделяют экономические  и неэкономические последствия  безработицы, которые проявляются  как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия  безработицы - это психологические  и социальные и политические последствия  потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы  состоят в том, что если человек  в течение продолжительного времени  не может найти работу, то это  часто приводит к психологическим  стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может  толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение - [22].

     Последствия  безработицы.

1. снижение жизненного  уровня у тех, кто не имеет  рабочего места;

2. потеря ими квалификации  и самоуважения, моральный упадок  и возможно распад семьи;

3. рост налогов в обществе, для покрытия растущих выплат  пособия по безработице;

4. сокращение совокупного  спроса;

5. рост социальной и  политической напряженности в  обществе;

6. рост преступности и  т.д.- [37].

     Психологи   выделяют несколько фаз развития  специфических стрессовых состояний  при потере работы. Так, Л. Пельцман  говорит о четырех фазах:

Фаза 1 — состояние неопределенности и шока. Это очень тяжелое переживание, особенно когда потеря работы произошла  внезапно (неожиданное сокращение штатов, ссора с начальником и т.п.). При этом важно то, что растерянность  и страх выступают как факторы  риска, при которых человек становится подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Следует отметить также, что наиболее сильным патогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это  произойдет. Затянувшийся период неуверенности  и ожидания решения собственной  судьбы становится причиной значительного  снижения удовлетворенности работой  и источником стресса. Это неминуемо  сказывается на производительности труда. Поэтому предвидение данного  события и та или иная подготовка несколько облегчают положение.

Фаза 2 — наступление субъективного  облегчения и психологическая адаптация  к ситуации. Эта фаза обычно длится 3-4 месяца после потери работы. Уже  в первые недели, когда проходит психологический шок, многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость. Не надо ежедневно по утрам спешить  на работу, исчезает тяжелый груз профессиональных обязанностей, появляется много свободного времени. Человек начинает испытывать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью (особенно, если есть сбережения, на которые можно  прожить некоторое время).  Вынужденный  отдых обычно идет на пользу. Многие отмечают улучшение состояния здоровья и настроения. Полностью восстановившись, человек с новыми силами принимается  за активные поиски нового места работы.

Фаза 3 — утяжеление состояния. Оно наступает после 6-7 месяцев  отсутствия работы. В этот период последствия  безработицы начинают проявляться  все сильнее. Ситуацию значительно  усугубляет отсутствие средств к  существованию. К этому времени  обычно ухудшается финансовое и социальное положение человека, начинаются проблемы в семейной жизни.  Наблюдается  дефицит активного поведение, ограничение  круга общения, разрушение жизненных  привычек, интересов, целей. Сил для  противостояния неприятностям становится все меньше и меньше.

Фаза 4 — беспомощность  и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое  состояние может наблюдаться  даже при отсутствии материальных трудностей, например, когда человек получает пособие по безработице. Отвыкнув от напряженного трудового ритма, порой  человек уже сам не хочет найти  работу. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных  успехов в поиске работы ведет  к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и  привыкает к состоянию бездеятельности. Он перестает следить за собой, начинает пить, опускается на социальное дно - [23].

     Из-за падения  престижа производительного труда  для значительной части молодых  людей стал характерен социальный  пессимизм, они не верят в  возможность иметь интересную, содержательную  работу, оплачиваемую в соответствии  с мерой своего труда. Для  молодых людей скрытая безработица  представляет не меньшую опасность,  чем зарегистрированная, так как  именно они рискуют в первую  очередь оказаться за воротами  предприятий. Кроме того, вынужденное  безделье действует разлагающе на несформировавшееся сознание - [35].

     Немаловажный  вопрос для молодых людей состоит  в том, смогут ли они получать за свой труд достойную плату - [9].

     Весьма  остро  стоит проблема трудоустройства  молодежи, многие представители  которой из-за отсутствия опыта  практической работы, а в ряде  случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда - [24].

     Проблема безработицы  приводит к профессиональной  переориентации молодежи. Процесс  профессиональной переориентации  безработной молодежи – очень  сложный процесс. С появлением  социального запроса все очевиднее  становится потребность в исследовании  психологических механизмов вынужденной  и добровольной смены молодым  человеком своей профессии, в  выработке практических рекомендаций  по подбору оптимальных вариантов  трудоустройства, в профилактике  негативных социально-психологических  и психологических последствий для личности - [8].

     Итак, рассмотрены понятия трудоустройства и безработицы. Выделены  виды безработицы. Также выяснено, что проблема безработицы имеет экономические, социальные и политические последствия. Выделены последствия безработицы.

 

 

Раздел 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом.

2.1 Программа эмпирического исследования взаимосвязи жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом.

     Учитывая то, что в последнее время широкую значимость приобрела проблема удовлетворенности личностью профессиональной карьерой и жизнью в целом, важным является изучение  её различных аспектов. 

     В качестве основной гипотезы теоретико-эмпирического исследования выступило предположение о наличии взаимосвязи между   удовлетворенностью личностью профессиональной карьерой и жизнью и жизненными и профессиональными смыслами. Для достижения цели и проверки гипотезы нами было разработано и проведено эмпирическое исследование. Исходя из целей и задач нашего исследования, был определен выбор психодиагностического инструментария. 

      Для четкого проведения исследования нами была составлена программа исследования, определена последовательность выполняемых действий.

Этапы проведения исследования.

1 этап – подготовительный – на данном этапе проведен анализ литературы по проблеме исследования, сформулированы теоретические гипотезы, подобраны методы сбора эмпирических данных.

2 этап – непосредственное проведение исследования. Исследование проводилось анонимно. В качестве респондентов выступили мужчины и женщины в возрасте от 19 до 54 лет, находящиеся на разных этапах профессиональной карьеры. Общий объем выборки составил 60 человек.

     Сбор данных для исследования мы проводили с помощью следующих методик. Методика «Субъективная удовлетворенность жизнью» Динера для исследования удовлетворенности жизнью. «Методика исследования жизненных смыслов» В. Ю. Котляков. Данная методика используется в двух вариантах: для исследования личных жизненных смыслов и личных смыслов профессиональной деятельности. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Батаршева, которая позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и ее составляющие. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко) для изучения уровня социальной фрустрированности личности. Методика «Диагностики мотивационной структуры личности»  В. Э. Мильман.  Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. Методика «Шкала профессионального стресса» для оценки стрессовых состояний личности. Анкета для исследования субъективных оценок своего положения на рынке труда.

Информация о работе Взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом на разных этапах профессиональной карьеры личности