Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:22, курсовая работа
Основным условием формирования гармоничной личности является её удовлетворенность жизнью: жизнеобеспечением, успешным и продуктивным общением. Важную роль в развитии личности играет удовлетворенность личностью профессиональной карьерой: её интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководителем, удовлетворенность условиями труда.
Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры — в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.
Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.
Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.
Психологическое благополучие (душевный комфорт) — слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия.
Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.
М.Ю. Долина и М.С. Дмитриева проводили исследование значимости различных источников дискомфорта, большинство которых можно считать действующими относительно постоянно. С помощью процедуры факторного анализа были выделены пять групп причин эмоционального дискомфорта.
1. Причины межличностных
отношений: столкновения с
2. Внутриличностные причины:
беспокойство, вызванное внутриличностными
конфликтами; трудности с
3. Причины перегруженности
делами: перегруженность семейными
обязанностями; проблемы с
4. Социально-бытовые причины:
проблемы с покупками;
5. Причины незащищенности:
проблемы с местом работы из-
Взаимосвязь удовлетворенности жизнью и удовлетворенности трудом велика, однако на каждом возрастном этапе своеобразна. Так для детей дошкольного и школьного возраста определенные достижения в общественном труде определяющими являются не результаты деятельности, а оценка и поощрения взрослого. Это в свою очередь влияет на общую самооценку личности ребенка, на его дальнейшее стремление выполнять ту или иную деятельность, удовлетворенность жизнью. Нужно отметить, что данный эффект на данном этапе является временным и неустойчивым.
Противоположное явление можно наблюдать в зрелом возрасте, когда трудовая деятельность является одним из основных составляющих жизни взрослого человека. На удовлетворенность жизнью влияют условия труда, оплата труда, взаимоотношения в коллективе, стили руководства, имидж выбранной профессии и т.д. Нужно отметить, что стойкое неудовлетворение на работе может привести к общей неудовлетворенностью жизнью и повлечь за собой неудовлетворенность в личной жизни, проблемы со здоровьем, эмоциональному дискомфорту и т.д.
На наш взгляд,
для более глубокого
1.4 Структура и формы удовлетворенности трудом.
Удовлетворенность
работой тесно связана с
Можно выделить
следующие элементы или
Удовлетворенность
содержанием и характером
Изучая людей,
которые получают удовольствие
от своей работы, ученые выделили
следующие показатели
Американские
ученые-бихевиористы выделяют
- ощущение значимости (работник должен чувствовать, что его деятельность является стоящей и важной в принятой им системе ценностей);
- ощущение ответственности (он должен быть уверен, что несет личную ответственность за результат своих действий);
- знание результата (он должен иметь возможность оценить результаты своей работы) – [39].
Удовлетворенность
оплатой труда, материальным
Так, если сотрудник считает, что ему не доплачивают за те усилия, которые он прилагает, он может, например, уменьшать время присутствия на работе (прогулы, опоздания, дополнительный отпуск, дополнительные перерывы в работе или перекуры), снизить качество выполняемой работы и прочее. Если же он считает, что организация ему переплачивает, то это может привести, например, к росту внутренних обязательств перед руководством и организацией, повышению готовности к дополнительным усилиям в работе.
Важнейшими условиями удовлетворенности руководством являются благоприятная корпоративная культура, оптимальный стиль лидерства, коммуникативная и управленческая компетентность руководителя. В этом заключается умение принять решения, взять на себя ответственность, способность организовать работу, высказать благодарность. Важным элементом управленческой деятельности, влияющим на удовлетворенность руководством, является делегирование полномочий и ответственности персоналу.
Удовлетворенность карьерой. Значительная часть работников стремится к должностному или карьерному росту. Поэтому ограничение возможностей карьерного роста может приводить к ярко выраженной неудовлетворенности и даже агрессивности в поведении.
Весьма существенной составляющей является удовлетворенность окружением. Зачастую оно настолько сильно влияет на настроение, трудоспособность, желание продолжать работу на этом месте, что при определенных негативных обстоятельствах человек может принять решение об увольнении. В силу этого в последнее время востребованы тренинги, целью которых является формирование командных отношений в коллективе. В то же время для удовлетворенности работой вполне достаточно, чтобы окружение не вызывало негативных эмоций, например раздражения.
Удовлетворенности трудом включает в себя несколько уровней. Социальный уровень удовлетворенности трудом зависит от удовлетворенности профессией как видом труда, обеспечивающим желаемый социальный статус. Мы рассматриваем определенную профессию не «со стороны», а «изнутри», как проявляет себя индивид внутри группы, занимающейся данным видом труда. С этой точки зрения удовлетворенность трудом является индикатором включенности в социальный контекст данного вида труда.
Следующий уровень структуры удовлетворенности трудом - психологический. К этому уровню структуры удовлетворенности трудом относим лишь следующие подструктуры: условия труда; организацию труда, так как в действительности.
Третий уровень удовлетворенности трудом — психофизиологический —понимается нами как степень соответствия выполняемых в процессе работы функций способностям индивида, как соответствие функционального содержания труда психофизиологическим особенностям работника. (Под психофизиологическими особенностями здесь понимается совокупность психических и физических задатков индивида, которая формирует его способность к труду, а также существующие на основе этих задатков такие характеристики работника, как успешность овладения профессией, навыки, знания и т.д.) Этот уровень структуры удовлетворенности трудом иногда выделяется как самостоятельный вид удовлетворенности и называется «удовлетворенность работой» или «удовлетворенность деятельностью» - [13].
Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.
1. В результате изучения
отношения людей к
2. Удовлетворенность трудом
имеет функционально-
3. Забота работодателя
об удовлетворенности людей их
трудом определяет некоторые
существенные типы
4. Удовлетворительные с
точки зрения работника
5. Удовлетворенность трудом
часто является индикатором
6. В зависимости от
удовлетворенности трудом
7. Удовлетворенность трудом
является универсальным