Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:22, курсовая работа
Основным условием формирования гармоничной личности является её удовлетворенность жизнью: жизнеобеспечением, успешным и продуктивным общением. Важную роль в развитии личности играет удовлетворенность личностью профессиональной карьерой: её интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководителем, удовлетворенность условиями труда.
3 этап - количественная обработка полученных данных. Все полученные данные были обработаны в соответствии с ключом с использованием пакета статистических программ STATISTIKA 6.0. Обработку результатов исследования и проверку гипотез мы проводили с помощью методов математической статистики: коэффициент корреляции Тау Кендалла (приложение 1) и непараметрический метод сравнения выборок (U- критерий Манна Уитни) (приложение 2).
2.2 Результаты эмпирического исследования взаимосвязи жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом и их обсуждение.
Для подтверждения
наших гипотез о наличии
В качестве коэффициента корреляции мы использовали коэффициент корреляции Тау Кендалла (приложение 1). В итоге при расчете коэффициента корреляции нами было выявлено, что взаимосвязь между жизненными и карьерными смыслами и удовлетворенностью жизнью существует. Также мы увидели, что существует взаимосвязь между жизненными и карьерными смыслами и удовлетворенностью трудом. Следовательно, наша гипотеза о существовании взаимосвязи между жизненными и карьерными смыслами и удовлетворенностью жизнью и трудом подтвердилась.
Также нами
был проведен анализ
Наиболее значимые связи были выявлены между следующими показателями:
Гедонистические профессиональные смыслы / удовлетворенность жизнью в целом. Гедонистические профессиональные смыслы способствуют формированию неудовлетворенности жизнью в целом. Связь обратная, что говорит об обратной зависимости между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Гедонистические профессиональные смыслы» снижается показатель по шкале «Удовлетворенность жизнью в целом» и, наоборот, при снижении показателя по шкале «Гедонистические профессиональные смыслы» увеличивается показатель по шкале «Удовлетворенность жизнью в целом». Это может объясняться тем, что не каждый человек испытывает наслаждение от своей трудовой деятельности, таким образом, его удовлетворенность жизнью снижается.
Также с помощью коэффициента корреляции Тау Кендалла (приложение 1) мы провели анализ взаимосвязи между карьерными смыслами и удовлетворенностью карьерой.
Альтруистические
Коэффициент корреляции Тау Кендалла (приложение 1) позволяет определить направление корреляционной связи между жизненными смыслами личности и удовлетворенностью жизнью.
Комфорт / уровень фрустрированности. Комфорт оказывает негативное влияние на формирование социальной фрустрированности личности. Связь обратная, что говорит об обратной зависимости между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале « Комфорт» снижается показатель по шкале «Уровень фрустрированности» и наоборот при снижении показателя по шкале « Комфорт» увеличивается показатель по шкале «Уровень фрустрированности». Это объясняется тем, что при улучшений условий, то есть обеспечении более комфортной обстановки, степень удовлетворенности социальными достижениями личности увеличивается, то есть уровень фрустрированности снижается.
Общение / уровень фрустрированности. Общение оказывает негативное влияние на формирование социальной фрустрированности личности. Связь обратная, что говорит об обратной зависимости между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Общение» снижается показатель по шкале «Уровень фрустрированности» и наоборот при снижении показателя по шкале «Общение» увеличивается показатель по шкале «Уровень фрустрированности». Это объясняется тем, что при продуктивном общении человек испытывает удовлетворенность основными аспектами жизнедеятельности, то есть уровень социальной фрустрированности личности снижается.
Комфорт / удовлетворенность жизнью в целом. Комфорт является условием формирования удовлетворенности личности жизнью в целом. Связь прямая, что говорит о прямой зависимости между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Комфорт» увеличивается показатель по шкале «Удовлетворенность жизнью в целом» и наоборот. Это объясняется тем, что при создании комфортных условий человек испытывает удовлетворенность различными аспектами своей жизнедеятельности. Чем удобнее для него окружающая обстановка, тем более он доволен своей жизнью.
Общение / удовлетворенность жизнью в целом. Общение является условием формирования удовлетворенности личности жизнью в целом. Связь прямая, что говорит о прямой зависимости между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Общение» увеличивается показатель по шкале «Удовлетворенность жизнью в целом» и наоборот. Это объясняется тем, что эффективное общение является для человека одним из основных аспектов его успешной жизнедеятельности. Значит, при продуктивном общении человек испытывает удовлетворенность своей жизнью.
Также с помощью коэффициента корреляции Тау Кендалла (приложение 1) мы провели анализ взаимосвязи между жизненными смыслами и удовлетворенностью карьерой.
Творческая активность / интерес к работе. Творческая активность является условием формирования интереса к работе личности. Связь прямая, что говорит о прямой связи между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Творческая активность» увеличивается показатель по шкале «Интерес к работе» и наоборот. Для того чтобы человек испытывал удовлетворенность от своей трудовой деятельности - она должна ему нравиться. Если человек творчески относится к своей работе – значит, он заинтересован тем, чем он занят.
Общение / удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками. Общение является условием формирования удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками. Связь прямая, что говорит о прямой зависимости между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Общение» увеличивается показатель по шкале «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» и наоборот. В любом коллективе большую роль играют межличностные отношения. Зачастую от них зависит удовлетворенность личности трудом. Результативное общение является основой гармоничного выстраивания отношений с коллегами.
Комфорт / общая удовлетворенность трудом. Комфорт является условием формирования общей удовлетворенности трудом. Связь прямая, что говорит о прямой зависимости между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Комфорт» увеличивается показатель по шкале «Общая удовлетворенность трудом» и наоборот. Это объясняется тем, что при создании комфортных условий человек испытывает удовлетворенность различными аспектами своей жизнедеятельности. Чем удобнее для него окружающая обстановка, тем более он доволен своей трудовой деятельностью.
Также с помощью коэффициента корреляции Тау Кендалла (приложение 1) нами был проведен анализ взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью личности и субъективными оценками своего положения на рынке труда.
Трудность найти работу/ удовлетворенность жизнью в целом. Трудность найти работу способствует формированию неудовлетворенности жизнью в целом. Связь обратная, что говорит об обратной связи между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Трудность найти работу» снижается показатель по шкале «Удовлетворенность жизнью в целом» и, наоборот, при снижении показателя по шкале «Трудность найти работу» увеличивается показатель по шкале «Удовлетворенность жизнью в целом». Это объясняется тем, что трудности связанные с нахождением места работы отражаются на жизнедеятельности личности. В случае затруднений связанных с трудоустройством человек испытывает внутренний дискомфорт, а значит, степень его удовлетворенности жизнью снижается.
Сложность сменить место работы/ удовлетворенность жизнью в целом.
Сложность сменить место работы способствует формированию неудовлетворенности жизнью в целом. Связь обратная, что говорит об обратной связи между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Сложность сменить место работы» снижается показатель по шкале «Удовлетворенность жизнью в целом» и, наоборот, при снижении показателя по шкале «Сложность сменить место работы» увеличивается показатель по шкале «Удовлетворенность жизнью в целом». Это объясняется тем, что если человека что-то не устраивает на прежнем месте работы, то он испытывает внутренний дискомфорт, а значит, стремится сменить работу на более комфортную. Если ему это не удается, то он испытывает неудовлетворенность жизнью.
Коэффициент корреляции Тау Кендалла (приложение 1) позволил проанализировать взаимосвязь между удовлетворенностью карьерой личности и субъективными оценками своего положения на рынке труда.
Маленькая заработная плата/ удовлетворенность достижениями в работе. Маленькая заработная плата способствует формированию неудовлетворенности достижениями в работе. Связь обратная, что говорит об обратной связи между показателями, то есть при увеличении показателя по шкале «Маленькая заработная плата» снижается показатель по шкале «Удовлетворенность достижениями в работе» и, наоборот, при снижении показателя по шкале «Маленькая заработная плата» увеличивается показатель по шкале «Удовлетворенность достижениями в работе». В наше время одним из основополагающих факторов удовлетворенности трудом является уровень заработной платы. Чем менее человек удовлетворен своей заработной платой, тем менее он удовлетворен своими достижениями в работе. Ему кажется, что он не достигает того, чего заслуживает.
Сложность переквалификации/ оценка стрессовых состоянии. Сложность переквалификации является условием формирования стрессовых состояний. Связь прямая, то есть при увеличении показателя по шкале «Сложность переквалификации» увеличивается показатель по шкале «Оценка стрессовых состояний» и наоборот. Это объясняется тем, что если человеку кажется, что он находится не на своем месте, ему не по душе, то чем он занимается, то он стремится изменить квалификацию. Если с этим процессом возникают трудности, то человек испытывает стресс.
2.3 Результаты
исследования различий
Для проверки
нашей гипотезы о различиях выборок, мы
использовали метод U-критерий Манна- Уитни
(приложение 3).
По результатам
проведенного исследования мы
видим, что существуют
Таким образом,
гипотеза о том, что
В ходе статистических
подсчетов нами были получены
следующие результаты:
По полученным данным мы можем сделать вывод, что у молодых специалистов преобладает уровень альтруистических профессиональных смыслов. Это может быть обусловлено тем, что они стремятся проявить свои возможности, применить все свои навыки на практике. Также можно сказать, что стремление помогать окружающим у них вызвано интересом к новому виду деятельности.
Мы можем наблюдать, что оценка стрессовых состояний у специалистов со стажем выше, чем у молодых специалистов. Это может быть вызвано тем, что специалисты со стажем более ответственно относятся к своим обязанностям и каждую неудачу и ошибку воспринимают более травматично, а молодые в силу своей неопытности не до конца осознают значимость своих ошибок и поэтому они более стрессоустойчивы.
По данным таблицы мы видим, что интерес к работе у специалистов со стажем выше, чем у молодых специалистов. Это обусловлено тем, что люди со стажем, проработавшие на данной должности много лет, знают намного больше нюансов своей деятельности. Они стремятся к саморазвитию и повышению своего профессионального уровня. В то время как молодые специалисты обладают лишь поверхностными знаниями в данной сфере. Они выполняют лишь заданный объем работы и боятся отойти от принятых норм и внести какое-либо новшество.
По шкале «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» у молодых специалистов показатели выше, чем у специалистов со стажем. Это обусловлено тем, что с приходом в сформированный коллектив каждый молодой специалист стремиться наладить отношения с окружающими. Также молодые специалисты с приходом на новую работу стремятся охватить как можно больше информации и выполнить наибольший объем работы, чем и вызывают симпатию у коллег.