При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля
родительского отношения «Принятие-отвержение»
у матерей rs эмп
> rs
кр (p ≤ 0,01),rs кр=0,47
в шкале «беспокойство(уравновешенность)».
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля родительского
отношения «Принятие-отвержение» у матерей
rs эмп >
rs кр(p
≤ 0,05),r s кр =0,36 в следующих шкалах:робость(склонность
к риску),самоуверенность(недооценка себя)
и высокий самоконтроль(низкий самоконтроль).
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля
родительского отношения «Кооперация»
у матерей rs
эмп > rs кр(p
≤0,01),rs кр=0,47 в таких шкалах,как:мышление
конкретное,ограниченное(абстрактное),беспокойство(уравновешенность),робость(склонность
к риску),независимость(подчиненность),самоуверенность(недо-оценка
себя). При корреляции соотношения личностных
особенностей подро-стка и стилей родительского
отношения «Кооперация» у матерей rs эмп >
rs кр (p≤
0,05),rs кр=0,36 в следующих шкалах:серьёзность(беспечность),замкнутость
(интерес к участию в общественных делах).
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стилей
родительского отношения «Симбиоз»
у матерей rs
эмп >rs кр(p≤
0,01),rs кр =0,47 в таких шкалах,как:мышление
конкретное,ограниченное(абстрактное),беспокой-ство(уравновешенность),робость(склонность
к риску). При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля родительского
отношения «Симбиоз» у матерей rs эмп >rs кр
(p≤ 0,05),rs кр=0,36 в следующих шкалах:самоуверенность(недооценка
себя),высокий самоконтроль(низкий самоконтроль).
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля
родительского отношения «Контроль»
у матерей rs
эмп >rs кр(p≤0,01),rs кр=0,47
в таких шкалах,как:замкнутость(общительность),эмоциональная
неустойчивость (устойчивость).При корреляции
соотношения личностных особенностей
под-роска и стиля родительского отношения
«Контроль» у матерей rs
эмп >rs кр (p≤0,05),rs кр=0,36
в следующих шкалах:независимость(подчиненность),робость
(склонность к риску),замкнутость(интерес
к участию в общественных делах).
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля
родительского отношения «Отношение
к неудачам ребёнка» у матерей
rs эмп>
rs кр(p≤0,01),rs кр =0,47
в шкале серьёзность (беспечность).
Значимые
коэффициенты корреляции
соотношения личностных
особенностей подростка
и стилей родительского
отношения у отцов.
Личностные
особенности подростка |
Принятие-отвержение |
Кооперация |
Симбиоз |
Контроль |
Отношение к
неудачам ребёнка |
А |
0,531696 |
|
|
0,406696 |
0,728125 |
В |
-0,42411 |
|
|
|
0,375893 |
C |
0,56875 |
|
|
|
0,711607 |
D |
0,582143 |
0,925893 |
|
|
|
E |
0,566071 |
0,384821 |
|
0,383929 |
|
F |
|
|
|
|
|
G |
0,377679 |
|
|
|
0,595536 |
H |
|
-0,67679 |
0,411607 |
|
0,711607 |
I |
|
|
|
|
0,483929 |
J |
0,698214 |
0,516964 |
|
|
0,413393 |
O |
|
0,560714 |
|
|
|
Q2 |
|
|
|
|
0,660714 |
Q3 |
0,397321 |
|
|
0,36875 |
|
|
|
|
|
|
|
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля
родительского
отношения «Принятие-отвержение»
у отцов rs
эмп >rs кр (p≤
0,01), rs кр=0,47 в таких шкалах,как:замкнутость(общительность),эмоциональная
неус-тойчивость(устойчивость),беспокойство(уравновешенность),независимость
(подчиненность),замкнутость(интерес к
общественным делам).При корреляции соотношения
личностных особенностей подростка и
стиля родительского отношения «Принятие-отвержение»
у отцов rs эмп >rs
кр(p≤0,05),rs кр =0,36
в следующих шкалах:мышление конкретное,ограниченное(мышление
абстракт-ное),ответственность(безответственность),высокий
самоконтроль(низкий самоконтроль).
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля
родительского отношения «Кооперация»
у отцов rs
эмп>rs кр (p≤0,01),rs кр=0,47
в таких шкалах,как:беспокойство(уравновешенность),робость(склонность
к риску),замкнутость(интерес к участию
в общественных делах),самоуверенность(недооценка
себя).При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля родительского
отношения «Коопе-рация» у отцов rs эмп>rs кр(p≤0,05),rs кр=0,36
в шкале независимость(подчинен-ность).
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля
родительского отношения «Симбиоз»
у отцов rs
эмп >rs кр(p≤0,05),rs кр=0,36
в шкале робость(склонность к риску)
При кореляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля родительского
отношения «Контроль» у отцов rs
эмп >rs кр(p≤0,05),rs кр=0,36
в следующих шкалах:замкнутость(общительность),независимость(подчинен-ность),высокий
самоконтроль(низкий самоконтроль).
При корреляции соотношения личностных
особенностей подростка и стиля
родительского отношения «Отношение
к неудачам ребёнка» у отцов
rs эмп>rs кр (p≤0,01),rs кр=0,47
в следующих шкалах:замкнутость(общительность),эмоцио-нальная
неустойчивость(устойчивость),ответственность(безответственность),
робость(склонность к риску),жесткость(мягкость),самостоятельность(зависи-мость
от группы).При корреляции соотношения
личностных особенностей под-ростка и
родительского отношения «Отношение к
неудачам ребёнка» у отцов rs
эмп>rs кр(p≤0,05),rs кр=0,36
в следующих шкалах:мышление конкретное,ограни-ченное(мышление
абстрактное),замкнутость(интерес к участию
в обществен-ных делах).
Итак,проведенное на данной выработке
практическое исследование подтвер-дило
гипотезу:личностные особенности
подростка связаны со стилем
родитель-ского отношения.
5.Выводы.
1.Стиль родительского отношения у матерей
«Принятие(отвержение)» взаи-мосвязан
с такими личностными особенностями подростка
как:беспокойство (уравновешенность),робость(склонность
к риску),самоуверенность(недооценка себя),высокий
самоконтроль(низкий самоконтроль).Чем
больше развито у мате-рей принятие своего
ребёнка таким,какой он есть,чем больше
матери уважают и признают индивидуальность
своего ребёнка,тем больше это способствует
раз-витию таких личностных качеств у
подростков,как уравновешенность,самоуве-ренность,высокий
самоконтроль.Чем больше развито у матерей
отвержение своего ребёнка,тем больше
это способствует развитию робости,застенчивости,
озлобленности у подростков.Они терзаются
чувством собственной неполноцен-ности,сдержаны
в выражении чувств.
Стиль родительского отношения
у отцов «Принятие(отвержение)»
взаимо-связан с такими личностными
особенностями у подростка как:замкнутость(об-щительность),мышление
конкретное,ограниченное(мышление
абстрактное), эмоциональная неустойчивость(устойчивость),беспокойство(уравновешен-ность),независимость(подчиненность),ответственность(безответственность),
замкнутость(интерес к участию в общественных
делах) и высокий самоконтроль(низкий
самоконтроль).Чем больше развито у отцов
принятие своего ребёнка,тем больше это
способствует развитию таких личностных
качеств у подростков,как уравновешенность,общительность,ответственность,
высокий самоконтроль.Такие подростки
испытывают интерес к участию в общественных
делах,независимы,отличаются эмоциональной
устойчивостью. Чем больше развито у отцов
отвержение своего ребёнка,тем больше
это способствует развитию у подростков
конкретного мышления,ограниченного узкими
рамками.Они не могут решать абстрактных
задач,имеют узкий спектр интеллектуальных
интересов.
2.Стиль родительского отношения у матерей
«Кооперация» взаимосвязан с такими личностными
особенностями подростка как:мышление
конкретное, ограниченное(абстрактное),беспокойство(уравновешенность),независимость
(подчиненность),серьёзность(беспечность),робость(склонность
к риску), зам-кнутость(интерес к участию
в общественных делах),самоуверенность(недо-оценка
себя).Чем больше развита у матерей кооперация,стремление
к сотрудничеству с подростком,тем больше
это способствует развитию таких ли-чностных
качеств у подростков,как упорность,настойчивость,смелость,общи-тельность,отзывчивость,дружелюбие.Такие
подростки быстро соображают и быстро
обучаются,имеют широкие интеллектуальные
интересы,могут решать абстрактные задачи.Они
не теряются при столкновении с нестандартными
ситу-ациями и быстро забывают о неудачах.Чем
меньше развито у матерей стремле-ние
к сотрудничеству,тем меньше это способствует
развитию уравновешеннос-ти и сдержанности
у подростков.Они замкнуты,боязливы,напряжены.
Стиль родительского отношения
у отцов «Кооперация» взаимосвязан
с таки-ми личностными особенностями
подростка как:беспокойство(уравновешен-ность),независимость(подчиненность),робость(склонность
к риску),самоуверен-ность(недооценка
себя).Чем больше развита у
отцов кооперация,тем больше это
способствует развитию ткаих
качеств у подростков,как уравновешеннсть,неза-висимость,самоуверенность.Такие
подростки больше проявляют интерес
к участию в общественных делах,любят
совместные действия,принимают обще-групповые
нормы.Чем меньше развито у отцов стремление
к сотрудничеству, тем меньше это способствует
развитию смелости,общительности,дружелюбия
у подростков.
3.Стиль родительского отношения у матерей
«Симбиоз» взаимосвязан с такими личностными
особенностями подростка,как:мышление
конкретное, ограниченное(мышление абстрактное),беспокойство(уравновешенность),
ро-бость(склонность к риску),самоуверенность(недооценка
себя) и высокий само-контроль(низкий самоконтроль).Чем
больше развито у матерей стремление к
единению со своими детьми,тем больше
это способствует развитию таких личностных
качеств у подростков,как упорнрсть,смелость,общительность,от-зывчивость,дружелюбность.Такие
подростки быстро соображают,могут решать
абстрактные задачи.Чем меньше развит
у матерей симбиоз,тем больше между матерью
и подростком дистанция,тем меньше это
способствует развитию уравновешенности
и сдержанности у подростков,уверенности
в себе,смелости,активности.