Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы-изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания с личностными особенностями подростка.
Практическим объектом исследования выступили учащиеся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители(отцы-15,матери-15).
Предметом исследования выступают личностные особенности ребёнка и стили родительского воспитания учащихся 10 класса и их родителей.
В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза:
личностные особенности ребёнка связаны со стилем родительского воспитания.

Содержание

1. Введение………………………………………………..
1.Проблема личностных особенностей подростков в психологии.
1.1.Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2.Психологические особенности подросткового возраста.
2.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.
2.1. Семья как малая социальная группа.
2.2. Стили родительского воспитания.
2.3. Стили родительского воспитания, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
3. Практическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка.
3.1. Цели, задачи, гипотезы практического исследования.
3.2. Организация и методы исследования.
3.3. Результаты и их обсуждение.
Выводы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей ребёнка..docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

 

    При корреляции соотношения личностных  особенностей подростка и стиля  родительского отношения «Принятие-отвержение»  у матерей rs эмп > rs кр (p ≤ 0,01),rs кр=0,47 в шкале «беспокойство(уравновешенность)». При корреляции соотношения личностных особенностей подростка и стиля родительского отношения «Принятие-отвержение» у матерей rs эмп > rs кр(p ≤ 0,05),r s кр =0,36 в следующих шкалах:робость(склонность к риску),самоуверенность(недооценка себя) и высокий самоконтроль(низкий самоконтроль).

    При корреляции соотношения личностных  особенностей подростка и стиля  родительского отношения «Кооперация»  у матерей rs эмп > rs кр(p ≤0,01),rs кр=0,47 в таких шкалах,как:мышление конкретное,ограниченное(абстрактное),беспокойство(уравновешенность),робость(склонность к риску),независимость(подчиненность),самоуверенность(недо-оценка себя). При корреляции соотношения личностных особенностей подро-стка и стилей родительского отношения «Кооперация» у матерей rs эмп > rs кр (p≤ 0,05),rs кр=0,36 в следующих шкалах:серьёзность(беспечность),замкнутость (интерес к участию в общественных делах).

    При корреляции соотношения личностных  особенностей подростка и стилей  родительского отношения «Симбиоз»  у матерей rs эмп >rs кр(p≤ 0,01),rs кр =0,47 в таких шкалах,как:мышление конкретное,ограниченное(абстрактное),беспокой-ство(уравновешенность),робость(склонность к риску). При корреляции соотношения личностных особенностей подростка и стиля родительского отношения «Симбиоз» у матерей rs эмп >rs кр (p≤ 0,05),rs кр=0,36 в следующих шкалах:самоуверенность(недооценка себя),высокий самоконтроль(низкий самоконтроль).

    При корреляции соотношения личностных  особенностей подростка и стиля  родительского отношения «Контроль»  у матерей rs эмп >rs кр(p≤0,01),rs кр=0,47 в таких шкалах,как:замкнутость(общительность),эмоциональная неустойчивость (устойчивость).При корреляции соотношения личностных особенностей под-роска и стиля родительского отношения «Контроль» у матерей rs эмп >rs кр (p≤0,05),rs кр=0,36 в следующих шкалах:независимость(подчиненность),робость (склонность к риску),замкнутость(интерес к участию в общественных делах).

    При корреляции соотношения личностных  особенностей подростка и стиля  родительского отношения «Отношение  к неудачам ребёнка» у матерей  rs эмп> rs кр(p≤0,01),rs кр =0,47 в шкале серьёзность (беспечность). 

Значимые  коэффициенты корреляции соотношения личностных особенностей подростка  и стилей родительского  отношения у отцов. 

Личностные  особенности подростка Принятие-отвержение Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к  неудачам ребёнка
А 0,531696     0,406696 0,728125
В -0,42411       0,375893

 
C 0,56875       0,711607
D 0,582143 0,925893      
E 0,566071 0,384821   0,383929  
F          
G 0,377679       0,595536
H   -0,67679 0,411607   0,711607
I         0,483929
J 0,698214 0,516964     0,413393
O   0,560714      
Q2         0,660714
Q3 0,397321     0,36875  
           

                                                                                                                                                При корреляции соотношения личностных особенностей подростка и стиля

родительского отношения «Принятие-отвержение»  у отцов rs эмп >rs кр (p≤ 0,01), rs кр=0,47 в таких шкалах,как:замкнутость(общительность),эмоциональная неус-тойчивость(устойчивость),беспокойство(уравновешенность),независимость (подчиненность),замкнутость(интерес к общественным делам).При корреляции соотношения личностных особенностей подростка и стиля родительского отношения «Принятие-отвержение» у отцов rs эмп >rs кр(p≤0,05),rs кр =0,36 в следующих шкалах:мышление конкретное,ограниченное(мышление абстракт-ное),ответственность(безответственность),высокий самоконтроль(низкий самоконтроль).

     При корреляции соотношения личностных  особенностей подростка и стиля  родительского отношения «Кооперация»  у отцов rs эмп>rs кр (p≤0,01),rs кр=0,47 в таких шкалах,как:беспокойство(уравновешенность),робость(склонность к риску),замкнутость(интерес к участию в общественных делах),самоуверенность(недооценка себя).При корреляции соотношения личностных особенностей подростка и стиля родительского отношения «Коопе-рация» у отцов rs эмп>rs кр(p≤0,05),rs кр=0,36 в шкале независимость(подчинен-ность).

    При корреляции соотношения личностных  особенностей подростка и стиля  родительского отношения «Симбиоз»  у отцов rs эмп >rs кр(p≤0,05),rs кр=0,36 в шкале робость(склонность к риску)

     При кореляции соотношения личностных  особенностей подростка и стиля родительского отношения «Контроль» у отцов rs эмп >rs кр(p≤0,05),rs кр=0,36 в следующих шкалах:замкнутость(общительность),независимость(подчинен-ность),высокий самоконтроль(низкий самоконтроль).

    При корреляции  соотношения личностных  особенностей подростка и стиля  родительского отношения «Отношение  к неудачам ребёнка» у отцов  rs эмп>rs кр (p≤0,01),rs кр=0,47 в следующих шкалах:замкнутость(общительность),эмоцио-нальная неустойчивость(устойчивость),ответственность(безответственность), робость(склонность к риску),жесткость(мягкость),самостоятельность(зависи-мость от группы).При корреляции соотношения личностных особенностей под-ростка и родительского отношения «Отношение к неудачам ребёнка» у отцов rs эмп>rs кр(p≤0,05),rs кр=0,36 в следующих шкалах:мышление конкретное,ограни-ченное(мышление абстрактное),замкнутость(интерес к участию в обществен-ных делах).

   Итак,проведенное на данной выработке  практическое исследование подтвер-дило  гипотезу:личностные особенности  подростка связаны со стилем  родитель-ского отношения.

5.Выводы.

    1.Стиль родительского отношения у матерей «Принятие(отвержение)» взаи-мосвязан с такими личностными особенностями подростка как:беспокойство (уравновешенность),робость(склонность к риску),самоуверенность(недооценка себя),высокий самоконтроль(низкий самоконтроль).Чем больше развито у мате-рей принятие своего ребёнка таким,какой он есть,чем больше матери уважают и признают индивидуальность своего ребёнка,тем больше это способствует раз-витию таких личностных качеств у подростков,как уравновешенность,самоуве-ренность,высокий самоконтроль.Чем больше развито у матерей отвержение своего ребёнка,тем больше это способствует развитию робости,застенчивости, озлобленности у подростков.Они терзаются чувством собственной неполноцен-ности,сдержаны в выражении чувств.

      Стиль родительского отношения  у отцов «Принятие(отвержение)»  взаимо-связан с такими личностными  особенностями у подростка как:замкнутость(об-щительность),мышление  конкретное,ограниченное(мышление  абстрактное), эмоциональная неустойчивость(устойчивость),беспокойство(уравновешен-ность),независимость(подчиненность),ответственность(безответственность), замкнутость(интерес к участию в общественных делах) и высокий самоконтроль(низкий самоконтроль).Чем больше развито у отцов принятие своего ребёнка,тем больше это способствует развитию таких личностных качеств у подростков,как уравновешенность,общительность,ответственность, высокий самоконтроль.Такие подростки испытывают интерес к участию в общественных делах,независимы,отличаются эмоциональной устойчивостью. Чем больше развито у отцов отвержение своего ребёнка,тем больше это способствует развитию у подростков конкретного мышления,ограниченного узкими рамками.Они не могут решать абстрактных задач,имеют узкий спектр интеллектуальных интересов.

    2.Стиль родительского отношения у матерей «Кооперация» взаимосвязан с такими личностными особенностями подростка как:мышление конкретное, ограниченное(абстрактное),беспокойство(уравновешенность),независимость (подчиненность),серьёзность(беспечность),робость(склонность к риску), зам-кнутость(интерес к участию в общественных делах),самоуверенность(недо-оценка себя).Чем больше развита у матерей кооперация,стремление к сотрудничеству с подростком,тем больше это способствует развитию таких ли-чностных качеств у подростков,как упорность,настойчивость,смелость,общи-тельность,отзывчивость,дружелюбие.Такие подростки быстро соображают и быстро обучаются,имеют широкие интеллектуальные интересы,могут решать абстрактные задачи.Они не теряются при столкновении с нестандартными ситу-ациями и быстро забывают о неудачах.Чем меньше развито у матерей стремле-ние к сотрудничеству,тем меньше это способствует развитию уравновешеннос-ти и сдержанности у подростков.Они замкнуты,боязливы,напряжены.

     Стиль родительского отношения  у отцов «Кооперация» взаимосвязан  с таки-ми личностными особенностями  подростка как:беспокойство(уравновешен-ность),независимость(подчиненность),робость(склонность  к риску),самоуверен-ность(недооценка  себя).Чем больше развита у  отцов кооперация,тем больше это  способствует развитию ткаих  качеств у подростков,как уравновешеннсть,неза-висимость,самоуверенность.Такие  подростки больше проявляют интерес  к участию в общественных делах,любят совместные действия,принимают обще-групповые нормы.Чем меньше развито у отцов стремление к сотрудничеству, тем меньше это способствует развитию смелости,общительности,дружелюбия у подростков.

     3.Стиль родительского отношения у матерей «Симбиоз» взаимосвязан с такими личностными особенностями подростка,как:мышление конкретное, ограниченное(мышление абстрактное),беспокойство(уравновешенность), ро-бость(склонность к риску),самоуверенность(недооценка себя) и высокий само-контроль(низкий самоконтроль).Чем больше развито у матерей стремление к единению со своими детьми,тем больше это способствует развитию таких личностных качеств у подростков,как упорнрсть,смелость,общительность,от-зывчивость,дружелюбность.Такие подростки быстро соображают,могут решать абстрактные задачи.Чем меньше развит у матерей симбиоз,тем больше между матерью и подростком дистанция,тем меньше это способствует развитию уравновешенности и сдержанности у подростков,уверенности в себе,смелости,активности.

Информация о работе Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка