Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа
Цель данной работы-изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания с личностными особенностями подростка.
Практическим объектом исследования выступили учащиеся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители(отцы-15,матери-15).
Предметом исследования выступают личностные особенности ребёнка и стили родительского воспитания учащихся 10 класса и их родителей.
В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза:
личностные особенности ребёнка связаны со стилем родительского воспитания.
1. Введение………………………………………………..
1.Проблема личностных особенностей подростков в психологии.
1.1.Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2.Психологические особенности подросткового возраста.
2.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.
2.1. Семья как малая социальная группа.
2.2. Стили родительского воспитания.
2.3. Стили родительского воспитания, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
3. Практическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка.
3.1. Цели, задачи, гипотезы практического исследования.
3.2. Организация и методы исследования.
3.3. Результаты и их обсуждение.
Выводы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
В трудах психологов и
Реакция эмансипации─
Проявление ее весьма разнообразно.Одна из крайних форм проявления такой реакции-побеги из дома,обусловленные желанием «пожить свободной жизнью». [1]
Чувство взрослости,занимающее
Таким образом,у подростков
3.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.
3.1. Семья как малая социальная группа.
В процессе близких
В жизни каждого человека
Семья как малая социальная группа оказывает
влияние на своих членов.Одновременно
каждый из них своими личными качествами,своим
поведением воздействует на жизнь семьи.Отдельные
члены этой малой группы могут способствовать
формированию духовных ценностей её членов,влиять
на цели и жизненные установки всей семьи.[2]Чем
меньше семья,тем выше требования психологи-ческой
совместимости её членов.В большой семье
психотерапевтическая нагрузка распределяется,и
возникают микрогруппы по интересам и
духовной близости:отец-сын,бабушка-
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создаёт своим членам такие условия для эмоциональных потребностей,которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу.
Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Отклонения в поведении детей и молодёжи свидетельствует чаще всего о серьёзных нарушениях в жизни семьи.Возможно,что дети из этих семей,под-ражая своим родителям,неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
3.2
Стили родительского
воспитания.
Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием ребенка,с одной стороны,а также неправильными позициями родительского воспитания и нарушениями в поведении детей-с другой.
При исследовании проблемы
Среди сложных позиций можно
выделить главные типы,
В качестве основных типов выберем:
1) чрезмерную эмоциональную
2) доминирование и уступчивость по отношению к детям,в середине-позицию внутренней независимости матери и отца,позволяющей свободно руководить ребёнком.
Для уступчивости характерны такие черты поведения родителей,как мягкость,неумение или неспособность руководить детьми.Требования таких родителей немногочисленны и ненастойчивы,а их распоряжения и приказания дети редко выполняют.
В противоположность этой
При чрезмерной эмоциональной
дистанции стремление
Чрезмерную концентрацию
Эмоциональная
Отношение к ребёнку,когда родители принимают его таким,каков он есть, является правильным. Такие родители действительно любят своего ребёнка.Контакт с ребёнком для них приятен и дарит им радость.Они видят в ребёнке личность, хорошо знают потребности ребёнка и допускают его эмоциональную независимость.
Следует ещё обратить внимание на возможность непоследовательного поведения родителей.При неправильных воспитательных позициях поведение отца и матери характеризуется наличием у них некоторой двойственности. Так,например,мать,мало интересующаяся ребёнком,время от времени вдруг принимается «делать из него человека».Поведение такой мамы свидетельствует скорее о её уклоняющейся позиции,которая периодически приближается к отвергающей.Иная мать,также не занимающаяся ребёнком,периодически,как бы вспомнив о нём,начинает рьяно опекать его.В этом случае двойственность возникает между уклоняющейся позицией и чрезмерно оберегающей.А общей чертой между ними является тенденция к пассивновсти по отношению к ребёнку.
От отношения к ребёнку отца
и матери,от удовлетворения
3.3
Стили родительского
воспитания,как основной
фактор,влияющий
на формирование личности
и поведения у подростков.
Родительские позиции
Таким же лишним ребёнок
Дети родителей,чрезмерно их оберегающих,чаще всего занимают показную позицию.Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих.Подобную позицию чаще занимает единственный ребёнок или самый младший.
Ребёнок,от которого слишком
Правилиные воспитательные
Позиция ребёнка в семье
На позицию ребёнка влияет
число детей в семье.Позиция
единственного ребёнка
В подростковом периоде родителям необходимо постепенно готовиться к роли советников,чтобы в будущем с этих позиций руководить ребёнком,напра-влять его и лишь в самых крайних случаях прибегать к авторитарным указани-ям и запретам.Если же отношения складываются плохо,то причины коренятся в неправильном отношении к ребёнку в данное время или касаются предыдущих периодов его развития.
Благодаря эмоциональной связи,
Для формирования собственного
«я» решающим фактором
Возникновение у детей
Атмосфера напряжённости и
У детей много потребностей,но мы ограничиваемся характеристикой только основных:
1.Потребность в любви,
2.Необходимость в
3.Потребность в уважении.
Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребёнка и в формировании отрицательных черт личности.
Когда родители дарят ребёнку
разумное доверие,воспитывают
Динамика семейной жизни и
характер эмоционального
У родителей,имеющих детей-подростков,и у самих подростков нередко возникают проблемы. Между родителями и детьми,достигшими подросткового возраста,постоянно возникают конфликты.
Информация о работе Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка