Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы-изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания с личностными особенностями подростка.
Практическим объектом исследования выступили учащиеся 9 класса Богдановской средней школы Ростовской области в количестве 15 человек в возрасте 14 лет и их родители(отцы-15,матери-15).
Предметом исследования выступают личностные особенности ребёнка и стили родительского воспитания учащихся 10 класса и их родителей.
В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза:
личностные особенности ребёнка связаны со стилем родительского воспитания.

Содержание

1. Введение………………………………………………..
1.Проблема личностных особенностей подростков в психологии.
1.1.Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
1.2.Психологические особенности подросткового возраста.
2.Теоретическое исследование стилей родительского воспитания.
2.1. Семья как малая социальная группа.
2.2. Стили родительского воспитания.
2.3. Стили родительского воспитания, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков.
3. Практическое изучение взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка.
3.1. Цели, задачи, гипотезы практического исследования.
3.2. Организация и методы исследования.
3.3. Результаты и их обсуждение.
Выводы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Вложенные файлы: 1 файл

взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей ребёнка..docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

 
 
 
17
Мой ребенок,как  губка,впитывает в себя все самое  плохое.    
18 При всем старании трудно научить научить своего ребенка  хорошим манерам.    
19 Ребенка с детства  нужно держать в жестких рамках,только тогда из него вырастет хороший человек.    
20 Я люблю,когда  друзья моего ребенка приходят к  нам в дом.    
21 Я всегда принимаю участие в играх и делах  ребенка.    
22 К моему ребенку  постоянно «липнет» все дурное.    
23 Мой ребенок  не добьется успеха в жизни.    
24 Когда в компаниях  говорят о детях,мне становится стыдно,что мой ребенок не такой  умный и способный,как другие дети.    
25 Я жалею своего ребенка.    
26 Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками,то они кажутся мне воспитаннее  и разумнее,чем мой ребенок.    
27 Я с удовольствием  провожу время со своим ребенком.    
28 Я часто жалею  о том,что мой ребенок взрослеет  и, с нежностью вспоминаю то время,когда  он был совсем еще маленьким.    
29 Я часто ловлю  себя на том,что с неприязнью и  враждебно отношусь к своему ребенку.    
30 Я мечтаю о том,чтобы  мой ребенок достиг того,что лично  мне не удалось.    
31 Родители должны не только требовать от ребенка,но и  сами  приспосабливаться к нему,относиться к нему с уважением.как к личности.    
32 Я стараюсь выполнять  все просьбы и пожелания моего  ребенка.    
33 При принятии решений  в семье следует учитывать  мнение ребенка.    
34 Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.    
35 Я часто признаю.что  в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.    
36 Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.    
37 Я всегда считаюсь со своим ребенком.    

 
38 Я испытываю  дружеские чувства по отношению  к своему ребенку.    
39 Основная причина  капризов моего ребенка- это эгоизм,лень и упрямство.    
40 Если проводить  отпуск с ребенокм,то невозможно нормально  отдохнуть.    
41 Самое главное- чтобы у ребенка было спокойное,беззаботное  детство.    
42 Иногда мне  кажется,что мой ребенок не способен ни на что хорошее.    
43 Я разделяю увлечения  моего ребенка.    
44 Мой ребенок  кого угодно может вывести из себя.    
45 Огорчения моего  ребенка мне всегда близки и понятны.    
46 Мой ребенок  меня раздражает.    
47 Воспитание  ребенка-это сплошная нервотрепка.    
48 Строгая дисциплина в детстве развивает сильный  характер.    
49 Я не доверяю  своему ребенку.    
50 За строгое  воспитание дети потом благодарят родителей.    
51 Иногда мне  кажется,что я ненавижу своего ребенка.    
52 В моем ребенке  недостатков больше,чем достоинств.    
53 Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.    
54 Мой ребенок  не в состоянии сделать сделать  что-либо самостоятельно,и если он это  делает,то обязательно получается не так,как нужно.    
55 Мой ребенок  вырастет не приспособленным к жизни.    
56 Мой ребенок  нравится мне таким какой он есть.    
57 Я тщательно  слежу за состоянием здоровья моего  ребенка.    
58 Я восхищаюсь своим  ребенком.    
59 Ребенок не должен иметь секретов от родителей.    
60 Я невысокого мнения о способностях своего ребенка и  не скрываю этого от него.    
61 Ребенок должен дружить с теми детьми,которые  нравятся его родителям.    

      Тест –определитель родительского  отношения(ОРО) представляет собой   психодиагностический инструмент,ориентированный  на выявление родительс-кого отношения  у лиц, обращающихся за психологической  помощью по вопросам воспитания  детей и общения с ними. Родительское  отношение пони-мается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку,поведенчес-ких стереотипов,практикуемых  в обращении с ним,особенностей  восприятия и понимания характера  и личности ребенка,его поступков.

Структура определителя состоит из 5 шкал:

1.Принятие-отвержение-шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы:

Родителю  нравится ребенок  таким,какой он есть,родитель уважает индивидуальность ребенка,симпатизирует  ему,стремится проводить  с ним много  времени,одобряет его  интересы и планы.

На другом полюсе шкалы:

Родитель  воспринимает своего ребенка плохим,неприспособленным,неудачли-вым.Ему  кажется,что ребенок  не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей,небольшого ума,дурных наклонностей.По большей части,родитель испытывает к ребенку  злость,досаду,раздражение,обиду. Он не доверяет ребенку  и не уважает его.

2.Кооперация-социально-желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка,старается во всем ему помочь,сочувствует. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка,испытывает чувство гордости за него. Он поощрает инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается стать на его точку зрения в спорных вопросах.

3.Симбиоз- шкала отражает межличностную дисианцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка,ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается,когда ребенок начинает автоматизироваться волей обстоятельств,так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4.Контроль- отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку свою волю ,не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка,его индивидуальные  способности, привычки, мысли, чувства.

5.Отношение к неудачам ребенка(маленький неудачник)- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях на этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы,увлечения,мысли кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребенок представляется неприспособленным,неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия.

Ключи к опроснику.

1.Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

2.Кооперация : 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3.Симбиоз:  1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4.Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5.Неудачник:  9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета баллов.

       При подсчёте баллов по всем  шкалам учитывается ответ «верно».

       Высокий тестовый балл по соответствующим  шкалам интерпретируется так:

      1.Отвержение.

      2.Социальная  желательность.

      3.Симбиоз.

      4.Гиперсоциализация.

      5.Инфантилизация (инвалидизация).

       Тестовые нормы приводятся в  виде таблиц процентных рангов  вых баллов по соответствующим шкалам.

       Информацию о семье могут   дать и сами дети в сочинениях,рисунках  «Моя семья». Причем последние  показывают какое место занимают  семья,отношения в структуре личности  ребенка, как эти отношения  интерпретируются самим подростком. 

Таблицы перевода сырых баллов в процентные ранги по шкалам опросника.

1 ШКАЛА.

Сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Процентный 

Ранг.

0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02 31,01 53,79

 
сырой балл 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Процентный  ранг 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67 94,30 95,50 97,46 98,10

 
Сырой балл 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
процентный  ранг 98,73 98,73 99,36 100 100 100 100 100 100 100 100

 

2 ШКАЛА.

Сырой балл. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Процентный  ранг 1.57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,33

Информация о работе Взаимосвязь стилей родительского воспитания и личностных особенностей подростка