Стиль родительского отношения
у отцов «Симбиоз» взаимосвязан
с такой личностной особенностью
подростка как:робость(склонность
к риску).Чем больше развито
у отцов стремление к единению
со своими детьми,тем больше
это способствует развитию таких
личностных качеств у подростков,как
смелость,общительность.Такие подростки
дружелюбны,отзывчивы,беззаботны. Чем
меньше развит у отцов симбиоз,чем больше
между отцом и подростком дистанция,тем
больше это способствует развитию озлобленности,застенчивос-ти,сдержанности,робости
у подростков.
4. Стиль родительского отношения у матерей
«Контроль» взаимосвязан с такими личностными
особенностями подростка как:замкнутость(общительно-сть),эмоциональная
неустойчивость(устойчивость),независимость(подчинённость),робость(склон-ность
к риску).Чем больше развит у матерей над
своими детьми,авторитарный стиль воспитания,тем
больше это способствует развитию замкнутости,скрыт-ности,тревожности,подчинённости,робости.Такие
дети могут быть тревожны-ми,невыдержанными,эмоционально
неустойчивыми.Они будут расти озлоблен-ными,неуверенными
в себе.
Стиль родительского отношения у отцов
«Контроль» взаимосвязан с такими личностными
особенностями подростка как:замкнутость(общительность),
неза-висимость(подчинённость),высокий
самоконтроль(низкий самоконтроль).Чем
больше развит у отцов контроль над своими
детьми,тем больше это способству-ет развитию
таких качеств у подростков,как замкнутость,скрытность,тревож-ность,конфликтность,зависимость.Чем
меньше развит у отцов контроль над детьми,тем
больше это способствует развитию открытости,гибкости,независи-мости,смелости.
5. Стиль родительского отношения у матерей
«Отношение к неудачам ребёнка» взаимосвязан
с личностной особенностью подростка-серьёзность(бес-печность).Чем
больше матери верят в своих детей,считают
их неудачи случайными,тем больше это
способствует развитию у подростков оптимистич-ного
характера,находчивости,жизнерадостности.Это
делает их спокойными,об-щительными.Чем
меньше матери верят в своих детей,тем
более это способствует развитию подозрительности,пессимистичности,озабоченности
у подростков.
Стиль родительского отношения у отцов
«Отношение к неудачам ребёнка» взаимосвязан
с такими личностными особенностями подростка,как:замкнутость
(общительность),мышление конкретное,ограниченное(мышление
абстрактное), эмоциональная неустойчитвость(устойчивость),ответственность(безответствен-ность),робость(склонность
к риску),жесткость(мягкость),самостоятельность
(зависимость от группы).Чем больше отцы
верят в своих детей,тем больше
это способствует развитию у подростков
таких качеств,как:открытость,довер-чивость,упорность,настойчивость.Такие
подростки являются самостоятельны-ми
и самодостаточными.чем меньше отцы верят
в детей,тем больше это способствует развитию
замкнутости,осторожности в проявлении
своего индивидуализма,застенчивости,робости.Это
может вызывать озлобленность, эмоциональную
неустойчивость,обособленность,отчужденность
в общении.
6.Заключение.
По определению Н.Я.Соловьева,семья-это
«малая социальная группа обще-ства,важнейшая
форма организации личного быта,основанная
на супружеском союзе и родственных связях,то
есть отношениях между мужем и женой,родите-лями
и детьми,братьями и сестрами,и другими
родственниками,живущими мвесте и ведущими
общее хозяйство.»
В процессе близких взаимоотношений
с матерью,отцом,братьями,сестрами,
дедушками,бабушками и другими
родственниками у ребёнка с
первых дней жизни формируется
структура его личности.Он входит
в мир своих родных, пе-ренимает
нормы их поведения.
В жизни каждого человека родители
играют большую и ответственную
роль. Они дают первые образцы
поведения.Ребенок подражает,и стремится
быть похожим на мать и отца.Когда
родители понимают,что во многом
от них самих зависит формирование
личности ребёнка,то они ведут себя так,что
все их поступки и поведение в целом способствуют
формированию у ребёнка тех качеств и
такого понимания человеческих ценностей,которые
они хотят ему передать.Такой процесс
воспитания можно считать вполне сознательным,так
как постоянный контроль над своим поведением,за
отношение к другим людям,внимание к организации
семейной жизни позволяет воспитывать
детей в наиболее благоприятных условиях,способствующих
их всестороннему и гармоничному развитию.
Подротсковый возраст-остро протекающий
переход от детства к взрослости,
в котором выпукло переплетаются
противоречивые тенденции.С одной
стороны,для этого сложного периода
показательны негативные проявления,дис-гармоничность
в строении личности,свёртывание
прежде установившейся системы
интересов ребёнка,протестующий
характер его поведения по
отношению к взрослым,с другой
стороны,подростковый возраст отличается
и множеством положительных факторов:
возрастает самостоятельность ребёнка,
более разнообразными и содержательными
становятся отношения с другими детьми
и взрослыми,значительно расширяется
сфера его деятельности и т.д. Главное,данный
период отличается выходом ребёнка на
качественно новую социальную позицию,в
которой формируется его сознательное
отношение к себе,как к члену общества.
Формирование личности-это процесс
освоения специальной сферы общест-венного
опыта.Ведь в результате этого
освоения происходит формирование
новых мотивов и потребностей,их
преобразование и соподчинение.Второе
«рождение» личности (по А.Н.Леонтьеву)
приходиться,как раз на подростко-вый
период и связано с осознанием
мотивов своего поведния и
возможностью самовоспитания.Выражается
в появлении стремления и способности
осознавать свои мотивы и проводить активную
работу по их подчинению и переподчине-нию.
Аспект семейных взаимоотношений,вызывающий
наибольший интерес психологов,-это
характер семейного руководства,то
есть действия родителей,имеющие
своей целью «наставить детей
на путь истинный» или изменить
их поведение.Некоторые родители
вмешиваются редко: при воспитании
они сознательно придерживаются
политики невмешательства- по-зволяют
ребёнку вести себя как он
хочет,или просто не обращают
на них внимания,не замечая,приемлимо
или непремлемо его поведение.Другие
же родители вмешиваются часто,либо поощрая(за
поведение,соответствующее социальным
нормам),либо наказывая(за неприемлемое
агрессивное поведение). Иногда родители
непреднамеренно поощрают за агрессивное
поведение или наказываяют за принятое
в обществе поведение.Намеренное или ненамеренное,
но подкрепление существенно предопределяет
становление агрессивного поведения.
В настоящем исследовании мы
выдвинули гипотезу о том,что
личностные особенности подростков
взаимосвязаны со стилем родительского
воспитания. Нам удалось установить,что
личностные особенности подростка
взаимосвязано со стилем родительского
воспитания.Стиль родительского
отношения у матерей «Принятие(отвержение)»
взаимосвязан с такими личностными особенностями
подростка как:беспокойство(уравновешенность),робость(склон-ность
к риску),самоуверенность(недооценка себя),высокий
самоконтроль(низ-кий самоконтроль).Стиль
родительского отношения у отцов «Принятие(отвер-жение)»
взаимосвязан с такими личностными особенностями
подростка как: замкнутость(общительность),мышление
конкретное,ограниченное(абстрактное
мышление),эмоциональная неустойчивость(устойчивость),беспокойство(урав-новешенность),независимость(подчиненность),ответственность
(безответственность),замкнутость (интерес
к участию в общественных делах), высокий
самоконтроль (низкий самоконтроль). Стиль
родительского отноше-ния у матерей «Кооперация»
взаимосвязан с такими личностными особенностя-ми
подростка как:мышление конкретное,ограниченное(мышление
абстрактное), беспокойство (уравновешенность),
независимость (подчиненность), серьёзность
(беспечность), робость (склонность к риску),
замкнутость (интерес к участию в общественных
делах), самоуверенность (недооценка себя).
Стиль родительского отношения у отцов
«Кооперация» взаимосвязан с такими личностными
особенностями подростка как:беспокойство
(уравновешенность), независимость (подчиненность),
робость (склонность к риску), замкнутость
(интерес к участию в общественных делах),
самоуверенность (недооценка себя). Стиль
родительского отношения у матерей «Симбиоз»
взаимосвязан с такими личностными особенностями
подростка как: мышление конкретное,ограниченное
(абстрактное мышление), беспокойство
(уравновешенность),робость (склонность
к риску), самоуверенность (недооценка
себя), и высокий самоконтроль (низкий
самоконтроль). Стиль родительского отношения
у отцов «Симбиоз» взаимосвязан с такой
личностной особенностью подростка как:
робость (склонность к риску). Стиль родительско-го
отношения у матерей «Контроль» взаимосвязан
с такими личностными особенностями подростка
как: замкнутость (общительность), эмоциональная
неустойчивость (устойчивость),независимость
(подчинённость), робость (склонность к
риску). Стиль родительского отношения
у отцов «Контроль» взаимосвязан с такими
личностными особенностями подростка
как: замкнутость (общительность), независимость
(подчинённость), высокий самоконтроль
(низкий самоконтроль). Стиль родительского
отношения у мате-рей «Отношение к неудачам
ребенка» взаимосвязан с личностной особенностью
подростка-серьёзность (беспечность).
Стиль родительского отношения у отцов
«Отношение к неудачам ребенка» взаимосвязан
с такими личностными особенностями подростка
как: замкнутость (общительность), мышление
конкретное, ограниченное (абстрактное
мышление), эмоциональная неустойчивость
(устойчивость),ответственность (безответственность),
робость (склонность к риску), жесткость
(мягкость), замкнутость (интерес к участию
в общественных делах),самостоятельность
(зависимость от группы).
Гипотеза о том, что личностные
особенности подростков взаимосвязаны
со стилем родительского воспитания
подтвердилась.
7.Литература.
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология:
Учебник для студентов вузов.-М.:
Академический Проект,2001.
2.Абраменкова В. Эволюция семьи
и духовное благополучие современного
ребенка.
3.Земска М. Семья и личность.:Пер.с польск.
Васильева Л.В.:Изд-во «Прогресс»,1986.
4.Нартова-Бочавер С. Психология
личности и межличностных отношений.-
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.
5.Немов Р.С. Основы психологического
консультирования: Учебн.для студ.педаг.вузов.-М.:Гуманит.Изд.Центр
ВЛАДОС,1999.
6.Немов Р.С. Психология:Учебн.для
студ.высш.пед.учебн.заведений.: В 3 кн.-
М.:Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС,2000.-Кн.
1: Общие основы психологии.
7.Немов Р.С. Психология: Учебн.для
студ. Высш.пед. учебн.заведений.: В
3 кн.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000.-
Кн. 2: Психология образования.
8.Немов Р.С. Психология:Учеб.для
студ.высш.пед.учебн.заведений.: В 3 кн.-
М.:Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС,2000.-Кн.3: Психодиагностика.Введение
в научное психологическое исследование
с элементами математической статитсики.
9.Основы психологии: Практикум/ Ред.сост.
Столяренко Л.Д.- Ростов н/Д: «Феникс».2001.
10.Психология личности: Словарь-справочник/Под
редакцией П.П. Горностая и
Т.М. Титаренко.-К.: Рута,2001.
11.Популярная психология для родителей/
Под ред. Спиваковской А.С. – Спб.: СОЮЗ,1997.
12.Райгородский Д.Я. Практическая
психодиагностика. Методики и тесты.
Учебн.пособие.- Самара: Изд.дом «БАХРАХ»,1998,с.672.
13.Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога в образовании:
Учебное пособие.- М.: ВЛАДОС,1996.
14.Сидоренко Е.В. Методы математической
обработки в психологии. – Речь,Санкт-Петербург,2001,с.208-223.
15.Словарь психолога-практика/ Сост.
Головин С.Ю.- Мн.:Харвест,2001.
16.Собчик Л.Н. Диагностика психологической
совместимости: ещё раз про
любовь: психолог о любви,о семье,о
детях. Спб.: Речь,2002,с.77.
17.Фридман Л.Ф.,Кулагина И.Ю. Психологический
справочник учителя/ Практическая
психология в образовании.- М.: Изд.
«Совершенство»,1998.
18.Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе
понятий психологии личности. Психол.журнал.1997.
№ 5.
19.Шихи Г. Возрастные кризисы.
Ступени личностного роста.:пер.
с англ.- Спб.: Ювента,1999.
20.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.
Справочник психолога средней
школы. с.262.
Приложение
1.
Тест родительского
отношения( В.В.
Столин и А.Я.
Варг.)
Ф.И.О.______________________________________________
Дата __________
Пол___________________________Возраст______________________________
Инструкция:
выразить свое согласие или несогласие
с приведенными ниже утверждениями с помощью
ответов «да» или «нет».
№ |
Утверждения |
Да |
Нет |
1 |
Я всегда сочувствую
своему ребенку. |
|
|
2 |
Я считаю своим
долгом знать все, о чем думает мой ребенок. |
|
|
3 |
Мне кажется,что
поведение моего ребенка значительно
отличается от нормы. |
|
|
4 |
Нужно подольше
держать своего ребенка в стороне
от реальных жизненных проблем,если
они его травмируют. |
|
|
5 |
Я испытываю
к ребенку чувство симпатии. |
|
|
6 |
Я уважаю своего
ребёнка. |
|
|
7 |
Хорошие родители
ограждают своего ребенка от трудностей
жизни. |
|
|
8 |
Мой ребенок
часто мне неприятен. |
|
|
9 |
Я всегда стараюсь
помочь своему ребенку. |
|
|
10 |
Бывают такие
случаи,когда недоброе отношение
к ребенку приносит ему пользу. |
|
|
11 |
По отношению
к своему ребенку я испытываю
досаду. |
|
|
12 |
Мой ребенок
ничего не добьётся в жизни. |
|
|
13 |
Мне кажется,что
другие дети потешаются над моим ребенком. |
|
|
14 |
Мой ребенок
часто совершает такие поступки,которые
заслуживают осуждения. |
|
|
15 |
Мой ребенок
отстает в психологическом развитии
и для своего возраста выглядит недостаточно
развитым. |
|
|
16 |
Мой ребенок
специально ведет себя плохо,чтобы
досадить мне. |
|
|