Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния педагогического стажа на синдром эмоционального выгорания педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать теоретические источники по проблеме эмоционального выгорания у педагогов, описать факторы способствующие возникновению данного феномена, специфику профессионального роста и развития в связи с ростом стажа и описать симптоматику возникновения профессиональной деформации.
2. Выявить этапы профессиональной карьеры учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 153.31 Кб (Скачать файл)

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 

Последнее время много  говорят и пишут о таком  явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие  «профессиональное выгорание» появилось  сравнительно недавно, хотя за рубежом  данный феномен выявлен и активно  исследуется уже четверть века ( Маслач, Джонс, Фрейденбергер и др.). Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Что это за синдром и  почему он возникает?

В процессе выполнения любой  работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические  нагрузки. Их величина может быть различной  в разных видах деятельности. При  небольших нагрузках, действующих  постоянно, либо значительных разовых  нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями  этих нагрузок сам, без сознательного  участия человека. В других случаях, когда нагрузки значительны и  действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Как установлено многочисленными  исследованиями отечественных и  зарубежных ученых, работа педагогов  связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются ввиду  не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и  т.д. речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время в форме, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализировать время взаимодействия с учениками.

 

1.1ПОНЯТИЕ СИНДРОМА  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО)  ВЫГОРАНИЯ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

 

Сегодня не для кого не секрет, что учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В зтой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное влияние на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Это заболевание было открыто в начале 1950х годов и долгое время считалось неисследованной формой вирусной инфекции.

В 1970х – начале 1980х  годов некоторые медики обратили внимание на необъяснимую социальную избирательность нового «вируса»: до 75% заболевших относились к так называемым «белым воротничкам» или являлись членами  их семей. В большей степени заболеванию  оказались подвержены представители  профессий, связанных с обслуживанием  клиентов, а также руководители компаний. Хотя на тот момент ученые не пришли к единому мнению о природе и происхождении синдрома хронической усталости, ими была установлена прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом числа заболевших.

Термин «выгорание» ( burnout – в переводе с греческого – прекращение горения) впервые появился в научной литературе в 1974 году, когда американский психолог Х.Дж.Фрейденбергер употребил его в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов». Здесь этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере. До этого данное понятие использовалось в связи с концепцией рабочего стресса и определялось как неспособность справиться со стрессом, приводящая к деморализации, фрустрации и снижению эффективности деятельности.

Центральное место в развитии выгорания как научной концепции  заняли работы К.Маслач и ее коллег ( С.Джексон, А.Пайнс ). Разработанные ими модели выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований феномена.

Само понятие феномена неоднократно изменялось. В 1976 году К.Маслач определила выгорание как реакцию на связный с работой стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от клиента, негуманному отношению к нему, снижению эффективности в работе. В 1981 году К.Маслач и С.Джексон предложили следующее определение: выгорание – синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам. В своей работе 1986 года К.Маслач говорит о том, что люди, работающие в сфере услуг и образовательных учреждениях, по условиям профессии вынуждены проводить значительное время в интенсивном взаимодействии с другими людьми.

Большой интерес для исследований выгорания представляет концепция  А.Пайнса, который рассматривает феномен в другом ракурсе, а именно как результат постепенного процесса разочарования в неудачном поиске смысла жизни, проявляющегося в состоянии физического, эмоционального и психологического истощения. Данная экзистенциальная модель в той или иной мере характерна для представителей всех типов профессий.

В.В.Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны. Оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми.

Профессиональное выгорание  – это синдром, развивающийся  на фоне хронического стресса и ведущий  к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего  человека.

Синдром профессионального  выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь тех, кто  работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров. Врачей, журналистов. Бизнесменов и политиков, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

По определению Н.Е.Водопьяновой, эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Состоянию эмоционального выгорания  обычно соответствуют следующие  чувства, мысли, действия:

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

Мысли: о несправедливости действий относительно себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценнености окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

Действия: критика в отношении  окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незамеченным, стремление делать все очень хорошо или совсем не стараться.

Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать  факторами риска в плане появления  профессионального выгорания.

Важнейшим фактором можно  назвать снижение чувства собственного достоинства. Поэтому для этих людей  стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворение своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, социально более успешных. Их достижения трактуются как случайные, ровно как и собственная невозможность сравниться с ними.

Во многих случаях из сниженного самоуважения вытекает трудоголизм, высокая мотивация успеха (вплоть до перфекционизма), стремление все и всегда сделать хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.

Следующая особенность –  это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная  закрытость, формализация контактов. Любая  ситуация, когда есть необходимость  выйти из роли, вызывает сильную  тревогу вплоть до агрессии.

Как правило, эти люди с  трудом перестраивают свои жизненные  планы, поведенческие стереотипы, поэтому  самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех  или иных психосоматических заболеваний.

К 1982 году в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по эмоциональному сгоранию. Представленные в них исследования носили, главным образом, описательный, эпизодический характер. Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным эмоциональному сгоранию, было незначительно. Это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб в 1982 году расширяет группу профессионального риска: это, прежде всего, учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. К.Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию эмоционального выгорания, считает что деятельность таких профессионалов весьма различна, но их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать длительное время.

К настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под психическим  выгоранием понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К.Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной  опустошенности и усталости, вызванное  собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и  объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение  к клиентам, приходящим для лечения, консультирования. Получения образования  и пр. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными, возникающие  негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться  во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается  наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение  у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Исследования последних лет позволили существенно  расширить сферу распространения  этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации  понятия «выгорание» и его  структуры. Психическое выгорание  понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями  в ее процессе. Такое понимание  несколько видоизменило и его  основные компоненты: эмоциональное  истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение  не только к клиентам. Но и к труду  и его предмету в целом.

 

1.1.1Факторы, инициирующие  возникновение синдрома эмоционального  выгорания

После того, как феномен  стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались на два больших блока: особенности  профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными  и организационными. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты  деятельности как самостоятельные.

Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы. ( у К. Кондо соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения).

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание.

Группа организационных (внешних( факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

Хроническая напряженная  психоэмоциональная деятельность: такая  деятельность связана с интенсивным  общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему  с людьми, приходится постоянно подкреплять  эмоциями разные аспекты общения: активно  ставить и решать проблемы, внимательно  воспринимать, усиленно запоминать и  быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать  решения.

Дестабилизирующая организация  деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо  структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического  шума» - мелких подробностей. Противоречий, завышенные нормы контингента, с  которым связана профессиональная деятельность (например, учащихся в  классе). При этом дестабилизирующая  обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом  профессионале, на субъекте общения  – клиенте, потребителе, пациенте, ученике  и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

Повышенная ответственность  за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий  обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего. Это касается медиков. Педагогов, воспитателей и т.д. процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и  находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды  партнеров. На всех, кто работает с  людьми и честно относится к своим  обязанностям, лежит нравственная и  юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых  партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. (например, школьный учитель: за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значимы, что  к следующему рабочему дню психические  ресурсы практически не восстанавливаются).

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности