Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:26, дипломная работа
Цель исследования: выявление влияния педагогического стажа на синдром эмоционального выгорания педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать теоретические источники по проблеме эмоционального выгорания у педагогов, описать факторы способствующие возникновению данного феномена, специфику профессионального роста и развития в связи с ростом стажа и описать симптоматику возникновения профессиональной деформации.
2. Выявить этапы профессиональной карьеры учителя.
проще относитесь к конфликтам на работе;
не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
А в заключение хочется
отметить: опасность СЭВ заключается
в том, что ему свойственно
изо дня в день прогрессировать!
Затормозить этот процесс бывает
крайне сложно. На его фоне могут
обостряться различные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная дипломная
работа посвящена проблеме эмоционального
выгорания педагогов. В ней мы
изучали и исследовали феномен
синдрома эмоционального выгорания, а
так же факторы, влияющие на формирование
и развитие данного явления. Мы постарались
обосновать причины формирования синдрома,
рассмотрели динамику его развития
в зависимости от стажа практической
деятельности. В работе были выявлены
личностные качества педагогов, а также
организационные
Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
Изучена литература по данной проблеме;
Проведено психологическое исследование;
Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;
Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов в процессе профессионализации.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы и эти факторы взаимно усиливают друг друга.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аболин Л.М. Психологические
механизмы эмоциональной
2.Акиндинова И.А. Методы
психологической помощи работе
с последствиями синдрома
3. Аминов Н.А.
4. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. [Текст] /Антилогова Л.Н.– Омск. – 1992 –С. 215
5. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.[Текст] / Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272.
6. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых[Текст] Мир психологии./Бодалев А.А.-1999.-№2.-С.6-11.
7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. [Текст]/ Бойко В.В.– СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.[Текст] /Бойко В.В.– М.: Наука.- 1997. – С.115-154.
9. Борисова М. В.
10. Большой психологический
словарь[Текст]/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков,
В.Зинченко.-СПб.:Прайм-
11. Варламова Е.П., Степанов
С.Ю. Рефлексивные методы
12. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.[Текст] / Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.С. 212
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/ Выготский Л.С.- М., Педагогика.-1991. С.476
14. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя [Текст]: Вопросы психологии.-N4.- 1994.С.52-57
15. Гордиенко В.Н. Психология
удовлетворенности
16. Грановская Р.М. Элементы
практической психологии.[
17. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд.[Текст] /Гринберг Д.— СПб.: Питер.- 2002.С. 315
18. Дружилов С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности.[Текст]/ Дружилов С.А.-Новокузнецк: ИПК.-1998. С. 370
19. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.[Текст]/Елканов С.Б. М.- “Просвещение”.- 1989. С.289
20. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии.[Текст]/Залевский Г.В.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.С. 272
21. Иевлева С., Шаталова
Т. Когда обожжены нервы [
22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.[Текст]/ Ильин Е.П.- ПИТЕР, С.-Петербург.-2002.- С.221.
23. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда.[ Текст]/ Колесников Л.Ф.- Новосибирск.- 1985.С.348
24. Львова Ю.Л. Социально-
25. Львова Ю.Л. Творческая
лаборатория учителя.[Текст]
26. Мальцева Н.В. проявление
синдрома психического
27. Маркова А.К. Психология труда учителя.[Текст]/Маркова А.К. М., Просвещение .- 1993.С.352
28. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]:Статья 1978.
29. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя [Текст]:Вопросы психологии.- N6. -1987.
30. Митина Л.М. Эмоциональная
устойчивость учителя:
31. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция.[Текст]/Митина Л.М., Асмаковец Е.С. М.-“Флинта”, -2001.С.413
332. Мудрик А.В. Учитель:
мастерство и вдохновение[
33. Орел В.Е. Феномен
выгорания в зарубежной
34. Орел В.Е. синдром
психического выгорания
35. Орлов А.А. Современный
учитель: социальный престиж и
профессиональный статус[Текст]
36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов[Текст]/ Поливанова К.Н.-М. 2000г.
37. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога.[Текст]: Психологическая наука и образование. -№2.-2008.С.103
38. Психология работы с
персоналом в трудах
39. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей.[Текст]:Вопросы психологии. -1997. -№ 1. -С. 45-54.
40. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя[Текст]:Психология в школе.-1999.-№2.- С.24-30.
41. Рогов Е.И. Учитель
как объект психологического
исследования: Пособие для школьных
психологов по работе с
42. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]:Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
43. Селье Г. Стресс без дистресса[Текст]/Селье Г.- М.,1982г.С.212
44. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе [Текст] :Общая психология: сборник текстов./Айсмонтас Б.Б. - М.: Наука, 2003. С. 150-153.
45. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания.[Текст]:Медицинские новости. 2002.- №7. С.22-25.
46. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности [Текст]:Мир психологии. 2005. № 1.
47. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. [Текст]:Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.- С.84-89.
48. Тумалев В.В. Учительство
в ситуации социальных перемен (социалогический
анализ)[Текст]:Автореферат дис….докт.социолог.наук.-СПб.
49. Филина С. О «синдроме
профессионального выгорания»
50. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель про-фессиональной дезадаптации учителя.[Текст]:Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57–63.
51. Шитова И.Ю. Проблемы
педагогической профессии и
52. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет [Текст] :Статья, интернет.
53. Юдина Е.Г. Профессиональное
сознание педагога: опыт постановки
проблемы в современном
54. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации [Текст] Журнал практического психолога. -1998.-№ 7.
55. Янковская Н. Эмоциональное
выгорание учителя[Текст]
Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях постоянно находится в поле зрения психологов. Одной из самых напряженных в эмоциональном плане видов труда является профессия педагога. В своей деятельности педагог должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание, оставаться для учеников, воспитанников примером в личностном плане, отвечать за сохранение физического и психического здоровья своих воспитанников. Плата за ответственность довольно высока - нервное перенапряжение и эмоциональное истощение профессионала.
Следствием повышенной напряженности
труда педагога становится апатия,
раздражительность, грубость в адрес
воспитанников, учеников. На фоне снижения
психического тонуса происходит снижение
качества образовательного процесса и
потеря интереса к своей деятельности,
которая превращается для педагога
в тяжелую трудовую повинность. Известно,
что у авторитарных педагогов (воспитателей,
учителей начальных классов) дети болеют
чаще. Причина имеет
На сегодняшний день в практике образовательных учреждений педагоги довольно часто сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания. И, к сожалению, не каждый может самостоятельно с этим справиться. Динамика развития эмоционального выгорания - процесс сугубо индивидуальный. Но, как отмечает Н.Е.Водопьянова, выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».
Факторами, инициирующими возникновение синдрома эмоционального выгорания, являются особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют организационными и индивидуальными.
Группа организационных факторов включает в себя условия работы и материальной среды, социально-психологические условия деятельности профессионала.
Группа индивидуальных факторов
включает в себя социально-демографические
характеристики и личностные особенности
профессионала. В общем жизненном
цикле человека выделяются отдельные
возрастные циклы, во время которых
возникают качественные перемены в
жизнедеятельности человека. Возрасты
28-34,
40-45, 50-55 лет являются самыми значимыми
в жизни человека. Особенно важен возраст
от 40 до 45 лет, который можно назвать «возрастом
предварительных итогов жизни». Кризисы
четвёртого и пятого десятилетий характеризуются
утратой новизны, снижением уровня профессионализма,
понижением самооценки в связи с переживанием
исчерпанности своих возможностей, наблюдается
обеднение личности в результате прекращения
систематической образовательной деятельности
(Л.И.Анциферова). Причиной спада профессиональной
активности педагогов от 30 до 40 лет может
служить кризис середины жизни. Человек
в первый раз оглядывается назад, оценивает
прошлое, обдумывает свои достижения,
подводит некоторые итоги.
Учитывая сказанное выше,
было решено провести исследование, цель
которого: определить существование
зависимости возникновения
уровень сформированности синдрома
эмоционального выгорания у педагогов
(методика «Диагностика эмоционального
выгорания» В.В.Бойко);
зависимость синдрома эмоционального
выгорания от возраста и стажа педагогов
(анкета).
База исследования: МДОУ «Детский сад № 78 «Василек» города Норильска.
В исследовании принимали
участие
25 педагогов дошкольного образовательного
учреждения: 11 педагогов со стажем работы
от нуля до пяти лет и возрастными границами
от
22 до 29 лет; 5 человек со стажем работы от
пяти до десяти лет, возраст от 28 до 32 лет;
6 педагогов со стажем от десяти до пятнадцати
лет, возраст от 31 до 39 лет; 3 человека с
педагогическим стажем от пятнадцати
до двадцати лет и выше с возрастными границами
от 41 до 45 лет.
Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, было выявлено, что наиболее сформированной является фаза «Напряжения» - сформировалась у 20% педагогов. Фаза «Резистенции» у 16% педагогов. И наименее сформированной оказалась последняя фаза в развитии синдрома - «Истощения» - у 12% педагогов.
Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности