Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния педагогического стажа на синдром эмоционального выгорания педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать теоретические источники по проблеме эмоционального выгорания у педагогов, описать факторы способствующие возникновению данного феномена, специфику профессионального роста и развития в связи с ростом стажа и описать симптоматику возникновения профессиональной деформации.
2. Выявить этапы профессиональной карьеры учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 153.31 Кб (Скачать файл)

проще относитесь к конфликтам на работе;

не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

А в заключение хочется  отметить: опасность СЭВ заключается  в том, что ему свойственно  изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут  обостряться различные хронические  заболевания, развиваться новые  болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого  результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного  синдрома, «задушить его на корню».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представленная дипломная  работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В ней мы изучали и исследовали феномен  синдрома эмоционального выгорания, а  так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы постарались  обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. В работе были выявлены личностные качества педагогов, а также  организационные характеристики, влияющие на формирование и развитие данного  явления.

Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

Изучена литература по данной проблеме;

Проведено психологическое  исследование;

Выявлены факторы, оказывающие  влияние на развитие синдрома;

Выявлены особенности  формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов в процессе профессионализации.

Результаты, полученные в  ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние  как личностные, так и организационные  факторы и эти факторы взаимно  усиливают друг друга.

Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень  важной, так как эмоциональное  выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом  с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые  попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками  синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Аболин Л.М. Психологические  механизмы эмоциональной устойчивости  человека.[Текст] / Аболдин Л.М - Казань: КГУ.- 1987.-240 с.

2.Акиндинова И.А. Методы  психологической помощи работе  с последствиями синдрома эмоционального  выгорания специалистов помогающих  профессий [Текст]: Психологический  журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4. С. 56-72

3. Аминов Н.А. Психофизиологические  и психологические предпосылки  педагогических способностей [Текст]: Вопросы психологии./ Аминов Н.А.- №5.- 1988- С.32-40

4. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. [Текст] /Антилогова Л.Н.– Омск. – 1992 –С. 215

5. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.[Текст] / Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272.

6. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых[Текст] Мир психологии./Бодалев А.А.-1999.-№2.-С.6-11.

7. Бойко В.В. Синдром  «эмоционального выгорания» в  профессиональном общении. [Текст]/ Бойко В.В.– СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.

8. Бойко В.В. Энергия  эмоций в общении: взгляд на  себя и других.[Текст] /Бойко В.В.– М.: Наука.- 1997. – С.115-154.

9. Борисова М. В. Психологические  детерминанты феномена эмоционального  выгорания у педагогов[Текст] /Борисова М.В. Вопросы психологии. -2005. -№ 2.

10. Большой психологический  словарь[Текст]/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.-СПб.:Прайм-Еврознак.-2003-С. - 381

11. Варламова Е.П., Степанов  С.Ю. Рефлексивные методы диагностики  в системе образования[Текст] Вопросы психологии.-1997.-№5.-С.26-44с.

12. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.[Текст] / Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.С. 212

13. Выготский Л.С. Педагогическая  психология. [Текст]/ Выготский Л.С.- М., Педагогика.-1991. С.476

14. Вяткин Б.А., Хрусталев  Т.М. Специальные способности  в структуре индивидуальности  учителя [Текст]: Вопросы психологии.-N4.- 1994.С.52-57

15. Гордиенко В.Н. Психология  удовлетворенности профессионально-педагогической  деятельностью [Текст]/ Гордиенко  В.Н.- Монография.-Иркутск.- 2009. С.382

16. Грановская Р.М. Элементы  практической психологии.[Текст]/ Грановская Р.М.- С.П. – 1997. С.263

17. Гринберг Д. Управление  стрессом. 7-е изд.[Текст] /Гринберг Д.— СПб.: Питер.- 2002.С. 315

18. Дружилов С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности.[Текст]/ Дружилов С.А.-Новокузнецк: ИПК.-1998. С. 370

19. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.[Текст]/Елканов С.Б. М.- “Просвещение”.- 1989. С.289

20. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии.[Текст]/Залевский Г.В.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.С. 272

21. Иевлева С., Шаталова  Т. Когда обожжены нервы [Текст]:Статья. 2003.С.

22. Ильин Е.П. Эмоции  и чувства.[Текст]/ Ильин Е.П.- ПИТЕР, С.-Петербург.-2002.- С.221.

23. Колесников Л.Ф. Резервы  эффективности педагогического  труда.[ Текст]/ Колесников Л.Ф.- Новосибирск.- 1985.С.348

24. Львова Ю.Л. Социально-педагогические  проблемы развития профессиональной  и общественной активности учителей [Текст]/ Львова Ю.Л.- М.- 1988.С.362

25. Львова Ю.Л. Творческая  лаборатория учителя.[Текст]Львова Ю.Л. М..-1990.С.316

26. Мальцева Н.В. проявление  синдрома психического выгорания  в процессе профессионализации  учителя.[Текст]: Дис.канд.псих.наук./Мальцева Н.В. Екатеринбург. 2005-С.190

27. Маркова А.К. Психология  труда учителя.[Текст]/Маркова А.К. М., Просвещение .- 1993.С.352

28. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]:Статья 1978.

29. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя [Текст]:Вопросы психологии.- N6. -1987.

30. Митина Л.М. Эмоциональная  устойчивость учителя: психологическое  содержание, генезис, динамика[Текст]: Школа здоровья.-1995.-Т.2,№1.-С.25-43.

31. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция.[Текст]/Митина Л.М., Асмаковец Е.С. М.-“Флинта”, -2001.С.413

332. Мудрик А.В. Учитель:  мастерство и вдохновение[Текст]/ Мудрик А.В.М.- -1986 г.

33. Орел В.Е. Феномен  выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование.[Текст]:Психологический журнал. – М.: Наука, 2001

34. Орел В.Е. синдром  психического выгорания личности: монография.[Текст]/ Орел В.Е.- Ярославль:Изд-во «Институт психологии РАН». 2005-330с.

35. Орлов А.А. Современный  учитель: социальный престиж и  профессиональный статус[Текст]: Педагогика.-1999.-№7. С.60-68.

36. Поливанова К.Н. Психология  возрастных кризисов[Текст]/ Поливанова К.Н.-М. 2000г.

37. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога.[Текст]: Психологическая наука и образование. -№2.-2008.С.103

38. Психология работы с  персоналом в трудах отечественных  специалистов[Текст]/Сост. и ред. Л.В.Винокурова.- СПб.: Питер.2001.- С.512

39. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей.[Текст]:Вопросы психологии. -1997. -№ 1. -С. 45-54.

40. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя[Текст]:Психология в школе.-1999.-№2.- С.24-30.

41. Рогов Е.И. Учитель  как объект психологического  исследования: Пособие для школьных  психологов по работе с учителем  и педагогическим коллективом.[Текст]/ Рогов Е.И.- М., Владос, 1998. -496с.

42. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]:Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.

43. Селье Г. Стресс без дистресса[Текст]/Селье Г.- М.,1982г.С.212

44. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе [Текст] :Общая психология: сборник текстов./Айсмонтас Б.Б. - М.: Наука, 2003. С. 150-153.

45. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания.[Текст]:Медицинские новости. 2002.- №7. С.22-25.

46. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности [Текст]:Мир психологии. 2005. № 1.

47. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. [Текст]:Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.- С.84-89.

48. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социальных перемен (социалогический анализ)[Текст]:Автореферат дис….докт.социолог.наук.-СПб.1995.

49. Филина С. О «синдроме  профессионального выгорания» и  технике безопасности в работе  педагогов и других специалистов  социальной сферы [Текст]: Школьный  психолог. – 2003. - № 36.

50. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель про-фессиональной дезадаптации учителя.[Текст]:Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57–63.

51. Шитова И.Ю. Проблемы  педагогической профессии и пути  их разрешения. [Текст]:Интернет 2002г.

52. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет [Текст] :Статья, интернет.

53. Юдина Е.Г. Профессиональное  сознание педагога: опыт постановки  проблемы в современном образовании  [Текст]: Психологическая наука и  образование.-2001.№1.-С.89-100.

54. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации [Текст] Журнал практического психолога. -1998.-№ 7.

55. Янковская Н. Эмоциональное  выгорание учителя[Текст]Народное образование.- 2009.-№2 -С.127-137.


 

Проблема стрессоустойчивости  человека в различных профессиях постоянно находится в поле зрения психологов. Одной из самых напряженных  в эмоциональном плане видов  труда является профессия педагога. В своей деятельности педагог  должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание, оставаться для учеников, воспитанников примером в личностном плане, отвечать за сохранение физического и психического здоровья своих воспитанников. Плата за ответственность довольно высока - нервное перенапряжение и эмоциональное истощение профессионала.

Следствием повышенной напряженности  труда педагога становится апатия, раздражительность, грубость в адрес  воспитанников, учеников. На фоне снижения психического тонуса происходит снижение качества образовательного процесса и  потеря интереса к своей деятельности, которая превращается для педагога в тяжелую трудовую повинность. Известно, что у авторитарных педагогов (воспитателей, учителей начальных классов) дети болеют чаще. Причина имеет психосоматическую  природу: утомленный психологическим  давлением детский организм заболевает, предоставляя тем самым возможность  ребенку передохнуть. Поэтому психологическое  здоровье педагога является важным условием здоровья детей.

На сегодняшний день в  практике образовательных учреждений педагоги довольно часто сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания. И, к сожалению, не каждый может самостоятельно с этим справиться. Динамика развития эмоционального выгорания - процесс  сугубо индивидуальный. Но, как отмечает Н.Е.Водопьянова, выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».

Факторами, инициирующими  возникновение синдрома эмоционального выгорания, являются особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы  называют организационными и индивидуальными.

Группа организационных  факторов включает в себя условия  работы и материальной среды, социально-психологические  условия деятельности профессионала.

Группа индивидуальных факторов включает в себя социально-демографические  характеристики и личностные особенности  профессионала. В общем жизненном  цикле человека выделяются отдельные  возрастные циклы, во время которых  возникают качественные перемены в  жизнедеятельности человека. Возрасты 28-34,  
40-45, 50-55 лет являются самыми значимыми в жизни человека. Особенно важен возраст от 40 до 45 лет, который можно назвать «возрастом предварительных итогов жизни». Кризисы четвёртого и пятого десятилетий характеризуются утратой новизны, снижением уровня профессионализма, понижением самооценки в связи с переживанием исчерпанности своих возможностей, наблюдается обеднение личности в результате прекращения систематической образовательной деятельности (Л.И.Анциферова). Причиной спада профессиональной активности педагогов от 30 до 40 лет может служить кризис середины жизни. Человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, обдумывает свои достижения, подводит некоторые итоги.

Учитывая сказанное выше, было решено провести исследование, цель которого: определить существование  зависимости возникновения синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа педагогов в процессе профессиональной деятельности. Для  достижения поставленной цели исследовались:

уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов (методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В.Бойко); 
зависимость синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа педагогов (анкета).

База исследования: МДОУ «Детский сад № 78 «Василек» города Норильска.

В исследовании принимали  участие  
25 педагогов дошкольного образовательного учреждения: 11 педагогов со стажем работы от нуля до пяти лет и возрастными границами от  
22 до 29 лет; 5 человек со стажем работы от пяти до десяти лет, возраст от 28 до 32 лет; 6 педагогов со стажем от десяти до пятнадцати лет, возраст от 31 до 39 лет; 3 человека с педагогическим стажем от пятнадцати до двадцати лет и выше с возрастными границами от 41 до 45 лет.

Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, было выявлено, что наиболее сформированной является фаза «Напряжения» - сформировалась у 20% педагогов. Фаза «Резистенции» у 16% педагогов. И наименее сформированной оказалась последняя фаза в развитии синдрома - «Истощения» - у 12% педагогов.

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности