Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния педагогического стажа на синдром эмоционального выгорания педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать теоретические источники по проблеме эмоционального выгорания у педагогов, описать факторы способствующие возникновению данного феномена, специфику профессионального роста и развития в связи с ростом стажа и описать симптоматику возникновения профессиональной деформации.
2. Выявить этапы профессиональной карьеры учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 153.31 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим теперь индивидуальные факторы. В эту группу включены социально-демографические  и личностные особенности. Орел В.Е. отмечает, что из всех социально-демографических  характеристик наиболее тесную связь  с выгоранием имеет возраст и  стаж. Причины спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста («педагогический криз») выделяет Львова Ю.Л.. По ее мнению, это:

Стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность  их реализовать в сжатые сроки  обучения; отсутствие отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого и фактического результатов;

Возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в  работе и осознание того, что нужно  менять сложившуюся ситуацию, но как  менять – неизвестно;

Возможность изоляции учителя  в педагогическом коллективе когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

Большая часть учителей справляется  с кризом, но частично он может оказывать  влияние на развитие выгорания.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

 

Исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов проводились  в соответствии с поставленной целью  и ранее обозначенными задачами.

Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания.

База исследования:

Испытуемыми стал педагогический коллектив, состоящий из 40 педагогов  с разной длительностью профессиональной деятельности.

Из них: 26 учителей-предметников, 6 учителей начальных классов,3 педагога-организатора, 2 социальных педагога,1 педагог-психолог, 1 музыкальный руководитель, 1 библиотекарь.

Все испытуемые –женщины от 22 до 63лет. Средний возраст 39.6 лет

Имеют образование: 68% высшее, 32% среднее специальное.

Тестирование проводилось  небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см. приложение). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей. На основе полученных данных мы попытались сделать вывод о влиянии стажа  на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе исследования были выявлены социально-демографические  характеристики испытуемых.

На втором этапе исследования были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.

На третьем этапе проведен анализ исследования и сделаны выводы.

2.1МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В исследовании использовались следующие методы:

1. Методика «Диагностика  эмоционального выгорания» В.  В. Бойко предоставила подробнейшую  картину синдрома эмоционального  выгорания, с её помощью диагностировались  симптомы эмоционального выгорания,  уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение)

Данная методика предназначена  для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит  из опросного листа, включающего  в себя 84 суждения. Интерпретация  результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В  соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.

9 и менее баллов симптом  не сложился;

10-15 баллов – складывающийся  симптом;

16 и более баллов –  симптом сложился.

Подсчитывается сумма  показателей симптомов для каждой из трех фаз.

36 и менее баллов –  фаза не сформировалась;

37-60 баллов – фаза в  стадии формирования;

61 и более баллов –  фаза сформировалась.

Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания  – сумма показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в приложении №1.

2. Многофакторный личностный  опросник FPI. Авторы И. Фаренберг,

Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма «В»). Опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает «согласен» или «нет». Опросник предназначен для диагностики таких личностных свойств как: невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность (шк. II); депрессивность (шк. III); раздражительность (IV); общительность (шк. V); уравновешенность (шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII); застенчивость (шк. VIII); открытость (шк. IX); экстраверсия – интроверсия (шк. X); эмоциональная лабильность (шк. XI); маскулинизм – феминизм (шк. XII). Этот опросник предназначен для широкого круга испытуемых, возможно индивидуальное и групповое предъявление.

Описание методики представлено в приложении №2.

3.Метод диагностики межличностных  отношений. (Адаптированный материал  интерперсональной диагностики Т. Лири). Данная методика адаптирована Собчик Л.Н. и предназначена для диагностики структуры межличностных и внутриличностных отношений. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 16-ти вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного поведения разработан опросник, представляющий собой 128 простых характеристик, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет». Данная методика выбрана мною, так как позволяет получить данные, как о личности испытуемого, так и об межличностных отношениях с окружающими. Описание методики представлено в приложении №3.

 

2.1.1Результаты  исследования и их анализ

В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов.

Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных  фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Всю выборку можно разделить  на три группы по критерию сформированности фаз:

1 группа – синдром  полностью сформировался хотя  бы в одной из фаз (т.е.  итоговое количество баллов в  одной из фаз больше или  равно 61);

2 группа – синдром  находится в стадии формирования  хотя бы в одной из фаз  (т.е. итоговое количество баллов  в одной из фаз находится  в промежутке от 37 до 60 баллов);

3 группа – синдром  не сформировался (т.е. итоговое  количество баллов ни в одной  из фаз не превышает 36 баллов).

В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов. Как видно  из этой таблицы, все испытуемые разделяются  по количеству набранных баллов, как  в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Всю выборку можно разделить  на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

1 группа – синдром  полностью сформировался хотя  бы в одной из фаз (т.е.  итоговое количество баллов в  одной из фаз больше или  равно 61);

2 группа – синдром  находится в стадии формирования  хотя бы в одной из фаз  (т.е. итоговое количество баллов  в одной из фаз находится  в промежутке от 37 до 60 баллов);

3 группа – синдром  не сформировался (т.е. итоговое  количество баллов ни в одной  из фаз не превышает 36 баллов).

В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 47,5%;

во вторую группу 13 человек, что составляет 32,5%;

в третью группу 8 человек, что  составляет 20%.

Таким образом, мы видим, что  самой многочисленной оказалась  группа педагогов с синдромом  выгорания, сформировавшимся хотя бы в  одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.

В следующей таблице 2 представлена выраженность фаз и симптомов  в различных группах.

Анализируя показатели таблиц можно сказать, что в фазе «напряжение», в первой и во второй группах доминирует симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» (соответственно 37,5% педагогов и 15%), это означает, педагоги этих групп в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию явлений «выгорания». Для сравнения, в третьей группе, нет ни одного человека со сформировавшимся данным симптомом.

Ощущение «неудовлетворенности собой» сформировалось у очень небольшого количества педагогов 1-й и 2-й групп (5% и 2,5%), это говорит о том, что  в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии  и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 45% педагогов  из всех трех групп этот симптом  начинает складываться, и можно говорить о том, что начинает действовать  механизм «эмоционального переноса», то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах “выгорания” может провоцировать психологическую защиту.

Симптом «загнанности в клетку»  в первых двух группах сложился у 25% педагогов и еще у 25% находится  в стадии формирования. Это значит, что данные люди ощущают или начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут  приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д. В третьей  группе этот симптом не наблюдается.

Последний симптом в данной фазе, симптом «тревоги и депрессии»сложился у значительного количества педагогов (22,5%) из первой группы, это свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты. Во второй группе данный симптом выражен гораздо меньше (20,5%). В третьей группе симптом не сложился и складывается у очень небольшого количества людей (5%). В целом фаза «напряжения» сформировалась у 27,5% педагогов, находится в стадии формирования у 30%, и не сформировалась у 42,5%. (см. диаграмму уровня проявления CЭВ).

В фазе «резистенция» доминирующим является симптом «расширения сферы экономии эмоций». Этот симптом сложился у 47,5% педагогов, у 17,5 – складывается. Из них 32,5% приходится на первую группу, 12,5% на вторую и только 2,5% на третью группу. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того готовы послать всех подальше.

Далее следует симптом  «неадекватного эмоционального реагирования». Этот симптом сложился у 32,5% педагогов. Из них на первую группу приходится 30% и 2,5% на вторую. В третьей группе данный симптом не сложился. Сформированность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.

Следующим по степени выраженности является симптом «редукции профессиональных обязанностей». Этот симптом сложился у 25% педагогов из первой и второй групп (22,5% и 2,5%) и складывается у 17,5% педагогов, из них: 5% относится к  первой группе, 7,5% ко второй группе и 5% к третьей группе. Это значит, что у данных педагогов проявляются  попытки облегчить или сократить  обязанности, которые требуют эмоциональных  затрат. Одним из примеров такого упрощения  является недостаток элементарного  влияния к учащимся и коллегам.

Наименее выраженным в  данной фазе оказался симптом «эмоционально-нравственной ориентации». Он сложился у 17,5% педагогов, причем это оказались педагоги только из первой группы. Складывается этот симптом  у 22,5% педагогов, из них: 5% относятся  к первой группе, 7,5% - ко второй и 5% к  третьей группе. Для таких педагогов  настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, «хороших» и «плохих». В целом  фаза «резистенции» сформировалась у 35% педагогов, находится в стадии формирования у 37,5%, и не сформировалась у 27,5%.

В фазе “истощение” доминирующим является симптом «личностной отстраненности». Он сложился у 27,5% педагогов только из первой группы.Но складывается этот симптом почти у такого же количества педагогов – 25%. Из них: 7,5% относится к первой группе, 12,5% - ко второй и 5% - к третьей. Данный симптом проявляется в процессе общения в виде частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности.

Следующим по степени выраженности является симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом сложился у 25% педагогов. Из них: 22,5% относится к первой группе и 2,5% ко второй. Складывется он у 30% педагогов, которые относятся тоже, только к первой и второй группам (12,5% и17,5%). Таким образом, данный симптом совсем не сложился в третьей группе педагогов.

Симптом «эмоционального  дефицита», сложился у 22,5% педагогов. Из них: 20% относится к первой группе и 2,5% ко второй. В третьей группе симптом не сложился. Складывается данный симптом 20% педагогов, из них: 10% относится ко второй группе и 2,5% к  третьей. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам  своей деятельности в эмоциональном  плане, не в состоянии войти в  их положение. При этом личность переживает появление этих ощущений. Если положительные  эмоции проявляются все реже, а  отрицательные чаще, значит, симптом  усиливается. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома «эмоционального дефицита».

Наименее выраженным оказался симптом «эмоциональной отстраненности». Он сложился у 17,5% педагогов, все они  относятся к первой группе. Но складывается этот симптом у 30% педагогов, из них: 17,5 относятся к первой группе, 10% ко второй и 2,5% к третьей группе. Педагоги, пораженные этим симптомом, почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни негативные. В целом фаза «истощения»  сформировалась у 27,5% педагогов, в стадии формирования у 22,5% и не сформировалась у 50% педагогов.

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности