Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния педагогического стажа на синдром эмоционального выгорания педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать теоретические источники по проблеме эмоционального выгорания у педагогов, описать факторы способствующие возникновению данного феномена, специфику профессионального роста и развития в связи с ростом стажа и описать симптоматику возникновения профессиональной деформации.
2. Выявить этапы профессиональной карьеры учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 153.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в результате исследования по методике В.В.Бойко было выделено три группы педагогов по уровню сформированности синдрома эмоционального выгорания, определена выраженность фаз синдрома и его симптомов в каждой группе педагогов.

С целью выявления зависимости  синдрома эмоционального выгорания  от возраста и стажа, педагогам было предложено заполнить анкету и указать  в ней основные социально-демографические  характеристики. Вся выборка педагогов  была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.

I группа. Возраст  от 22 до 29 лет. Стаж работы от нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% педагогов синдром не сформировался.

II группа. Возраст  от 28 до 32лет. Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4% педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.

III группа. Возраст  от 31 до 39 лет. Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% - с формирующимся и 8% - с несформировавшимся синдромом.

IV группа 41-45 лет. Стаж работы от пятнадцати до двадцати лет. В группу вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.

V группа. 46 лет. Стаж работы более  
20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания.

Наибольшее количество педагогов, у которых синдромом эмоционального выгорания сформировался или  находится в стадии формирования, входят в первую группу. Также многочисленной является и третья группа педагогов. Вторая, четвёртая и пятая группы, оказались самыми малочисленными.

Таким образом, педагоги, вошедшие в первую группу, оказались наиболее подвержены возникновению синдрома эмоционального выгорания. Возможной  причиной выгорания в этом возрасте, может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью. Молодые специалисты, приходя на работу, сталкиваются с  различными ситуациями, к которым  внутренне не готовы, вследствие чего, возникает чувство собственной  некомпетентности, огорчения и разочарования.

Педагоги, вошедшие в третью группу, также оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано  с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте человек  в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, оценивает свои профессиональные достижения в виде статуса, должности, повышения заработной платы и др. В связи с этим начинает испытывать эмоциональный  дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворённость трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одной  из предпосылок формирования синдрома эмоционального выгорания.

Анализируя социально-демографические  характеристики данной группы педагогов, можно предположить, что семейное положение в значительной мере повлияло на формирование у них синдрома эмоционального выгорания. Из 16% педагогов, вошедших в  эту группу, 8% педагогов, имеют детей  в возрасте от 10-ти до 12 лет, который  характеризуется как завершение младшего школьного периода и  начало подросткового. И остальные 8% педагогов имеют детей подросткового  возраста от 15-ти до 17 лет. Этот возраст  часто называют «периодом ранней юности», когда у детей возникают  собственные проблемы: первая любовь, профессиональное и личностное самоопределение, которые естественным образом волнуют  не только самих детей, но и их родителей. Следовательно, проблемы на работе и  дома, в совокупности, могут вызывать психическое напряжение личности профессионала, и, возможно, являются одним из факторов формирования у него эмоционального выгорания.

Группа педагогов со стажем работы от пяти до десяти лет имеет  относительно низкие показатели по всем фазам развития синдрома. Причиной формирования синдрома эмоционального выгорания у небольшого количества педагогов в данной группе может  являться то, что в данный возрастной период у профессионала меняются мотивы его деятельности, средства их реализации, происходит переоценка ценностей. Также возможной причиной выгорания, может быть то, что 4% педагогов, входящих в данную группу, не состоят в браке и не имеют детей. А, так как, в этом возрасте человек стремится к определённой стабильности в жизни, то неудачные попытки создать семью могут также являться одной из предпосылок выгорания.

Группы педагогов со стажем работы от пятнадцати до двадцати лет  также оказались наиболее устойчивыми  к развитию синдрома эмоционального выгорания. Возраст педагогов в  данных группах от 41-го до 46 лет. Возможной  причиной выгорания 4% педагогов обеих  групп, является то, что данный возрастной период считается «возрастом предварительных  итогов жизни», признаками которого могут  быть угнетающие человека несоответствия между «Я - реальным и Я - идеальным» в профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать  вывод, что зависимость возникновения  синдрома эмоционального выгорания  от возраста и стажа педагогов  в процессе профессиональной деятельности существует.

 


Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности