Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:26, дипломная работа
Цель исследования: выявление влияния педагогического стажа на синдром эмоционального выгорания педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать теоретические источники по проблеме эмоционального выгорания у педагогов, описать факторы способствующие возникновению данного феномена, специфику профессионального роста и развития в связи с ростом стажа и описать симптоматику возникновения профессиональной деформации.
2. Выявить этапы профессиональной карьеры учителя.
Таким образом, в результате исследования по методике В.В.Бойко было выделено три группы педагогов по уровню сформированности синдрома эмоционального выгорания, определена выраженность фаз синдрома и его симптомов в каждой группе педагогов.
С целью выявления зависимости синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа, педагогам было предложено заполнить анкету и указать в ней основные социально-демографические характеристики. Вся выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.
I группа. Возраст от 22 до 29 лет. Стаж работы от нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% педагогов синдром не сформировался.
II группа. Возраст от 28 до 32лет. Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4% педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.
III группа. Возраст от 31 до 39 лет. Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% - с формирующимся и 8% - с несформировавшимся синдромом.
IV группа 41-45 лет. Стаж работы от пятнадцати до двадцати лет. В группу вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.
V группа. 46 лет. Стаж работы более
20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся
синдромом эмоционального выгорания.
Наибольшее количество педагогов,
у которых синдромом
Таким образом, педагоги, вошедшие в первую группу, оказались наиболее подвержены возникновению синдрома эмоционального выгорания. Возможной причиной выгорания в этом возрасте, может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью. Молодые специалисты, приходя на работу, сталкиваются с различными ситуациями, к которым внутренне не готовы, вследствие чего, возникает чувство собственной некомпетентности, огорчения и разочарования.
Педагоги, вошедшие в третью группу, также оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, оценивает свои профессиональные достижения в виде статуса, должности, повышения заработной платы и др. В связи с этим начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворённость трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одной из предпосылок формирования синдрома эмоционального выгорания.
Анализируя социально-
Группа педагогов со стажем работы от пяти до десяти лет имеет относительно низкие показатели по всем фазам развития синдрома. Причиной формирования синдрома эмоционального выгорания у небольшого количества педагогов в данной группе может являться то, что в данный возрастной период у профессионала меняются мотивы его деятельности, средства их реализации, происходит переоценка ценностей. Также возможной причиной выгорания, может быть то, что 4% педагогов, входящих в данную группу, не состоят в браке и не имеют детей. А, так как, в этом возрасте человек стремится к определённой стабильности в жизни, то неудачные попытки создать семью могут также являться одной из предпосылок выгорания.
Группы педагогов со стажем работы от пятнадцати до двадцати лет также оказались наиболее устойчивыми к развитию синдрома эмоционального выгорания. Возраст педагогов в данных группах от 41-го до 46 лет. Возможной причиной выгорания 4% педагогов обеих групп, является то, что данный возрастной период считается «возрастом предварительных итогов жизни», признаками которого могут быть угнетающие человека несоответствия между «Я - реальным и Я - идеальным» в профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что зависимость возникновения синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа педагогов в процессе профессиональной деятельности существует.
Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности