Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа
Цель – изучить взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.
Объект: родительско-детские отношения.
Предмет: родительско-детские отношения и их взаимосвязь с агрессивностью детей дошкольного возраста.
Гипотеза: родительско-детские отношения связаны с агрессивностью детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….3
1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа.............................................................................................................3
1.2 Содержание понятия агрессивности в психологии.................7
1.3 Взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...................................................................................15
1.4 Выводы.....................................................................................................21
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ....................................................22
2.1Организация и методы исследования...............................................22
2.2 Исследование родительско-детских отношений и агрессивности поведения у детей .......................................................................................................................25
2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...........................................................33
2.3 Выводы................................................................................................................40
Заключение.................................................................................................................41
Литература .................................................................................................................43
Особенности семей агрессивных детей
1. В
семьях агрессивных детей
2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
-физические наказания;
-угрозы;
-лишение привилегий;
-введение ограничений и отсутствие поощрений;
-частые изоляции детей;
-сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и на формирование неагрессивного поведения ребенка [4]. Но попытки сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физического наказаний зачастую напоминает метание бумеранга. Попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически являются подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии. Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться [8]. Вдобавок, подобное аверсивное обращение может, в конце концов, привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано». В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведение наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказания в дальнейшем. По сути дела, наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.
Американский
психолог А. Фромм [8] пишет, что ребенок
начинает думать, что стоит, пожалуй, иной
раз получить подзатыльник ради удовольствия
позлить родителей. Кроме того, он ждет
наказания и хочет получить его ради очистки
совести. Он знает: за то, что он натворил,
нужно расплачиваться. А расплатившись,
чувствует себя вновь свободным и начинает
опять повторять свои выходки (согрешил
- покаялся) [4]. Только он уже начинает действовать
с большей осмотрительностью, чтобы его
не поймали на месте «преступления». Короче,
ребенок удовлетворяет и свое желание
сделать что-то недозволенное, и очищает
свою совесть одновременно. Физические
наказания наносят невосполнимый урон
взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку
трудно осознать, что он подвергся телесному
наказанию из-за своего неверного поведения,
он скорее склонен считать, что такое наказание
— это проявление гнева или нелюбви со
стороны отца или матери. При этом дети
легко теряют веру в добрые намерения
своих родителей. Все время, демонстрируя
ребенку свою несдержанность, родители
не могут научить его самообладанию, не
прививают ему умения справляться с отрицательными
эмоциями. Один из очень нежелательных
результатов частого битья — тот, что
ребенок начинает видеть в нем способ
излить накопившийся гнев и разрешить
возникшую проблему. Реакция на побои
у детей бывает разной; маленький ребенок,
которого ударили, зачастую начинает плакать
еще громче; ребенок чувствует себя оскорбленным
и униженным; ребенок чувствует глубокую
неприязнь к своим обидчикам; ребенок,
которого бьют постоянно, чувствует ненависть
к самому себе и окружающим. Если родители
подавляют агрессию ребенка с позиции
силы и /или отвечают на детскую агрессию
гневной вспышкой, то ребенок усваивает
эти формы поведения и применяет их в дальнейшем
в общении с детьми и со взрослыми, а также
в играх. Интересный пример приводит В.
Куинн, Мама, которая, решив наказать дочь
за сквернословие, моет ей рот с мылом,
провоцирует ребенка на дальнейшее употребление
грубых слов в свое отсутствие. Кроме того,
подобные действия матери могут привести
к ухудшению взаимоотношений с дочерью,
что в дальнейшем выльется в серьезные
разногласия и противоречия. Психологи
считают, что «наказывать ребенка лучше
лишая его хорошего, чем делая ему плохое»[18].
Наказания должны быть приближены по времени
к проступку и не носить длительный характер,
так как длительные наказания вызывают
обиду и могут привести к эмоциональному
срыву. По сути, самой главной причиной
агрессивного поведения детей является
нежелание родителей разбираться в его
причинах, равнодушие к их эмоциональному
миру. При работе с психологом такие дети
говорят о том, что чувствуют себя в семье
одинокими, никчемными, ненужными, о плохом
отношении с одним или обоими родителями,
отсутствии поддержки и заинтересованности
их жизнью. Именно поэтому они и ополчаются
на весь мир, родителей и самих себя[12].Специалисты
считают, что агрессивное поведение –
своеобразный крик о помощи, о внимании
к своему внутреннему миру, в котором накопилось
слишком много разрушительных эмоций,
с которыми ребенок не в силах справится
самостоятельно, и таким образом борется
за свое психологическое выживание. Общение
ребенка с родителем имеет большое значение.
Возможность высказать наболевшее – первый
шаг к преодолению агрессивного поведения.
Ребенок проявляет агрессию не потому,
что он плохой, а потому что ему требуется
помощь. Агрессивность – это, прежде всего,
способ выражения своего протеста, гнева,
которое является вторичным чувством.
В его основе лежит обида, страх, боль,
унижение, а они в свою очередь возникают
из-за неудовлетворенности базисной потребности
в любви и чувства нужности другому человеку.
1.4
Выводы
Агрессия в человеке заложена биологически. Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). Сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. В структурном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий.
Анализ
литературы позволил узнать, что в
современной психологии различают
понятия «агрессия» и «агрессивность».
Первое обычно рассматривается как
отдельные действия, поступки, второе
- как относительно устойчивое свойство
личности, выражающееся в готовности
к агрессии, а также в склонности
воспринимать и интерпретировать поведение.
А самой главной причиной агрессивного
поведения детей является нежелание родителей
разбираться в его причинах, равнодушие
к их эмоциональному миру.
Глава
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕВЗАИМОСВЯЗИ
РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ
ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе детского сада № 138 г. Иркутска. Количество испытуемых составило 27 человек, среди них мальчиков -15, девочек - 12. Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов.
Этапы исследования.
1 этап – подготовительный.
На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик, их апробация. Был установлен контакт с испытуемыми.
2 этап – диагностический. Изучение нарушений в семейном воспитании (АСВ) и проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (рисунок «Несуществующее животное», «Тест руки Вагнера»).
3 этап
– анализ и интерпритация
Для выявления детей с выраженным агрессивным поведением мною использовалась методика «Рисунок несуществующего животного».
Тест
«Несуществующее животное»
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков помогает лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми. Повышенная возбудимость и гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя в центре группы. О наличии агрессивных тенденций в поведении можно судить по следующим деталям в рисунке:
глаза, пустые глазницы;
оскал, видны зубы;
агрессивная позиция животного;
зачеркнутая фигура или деформированная;
клыки, рога, шипы.
Процедура проведения: ребенку предлагают лист бумаги, ластик, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш.
Инструкция: «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете, собственное, только свое».
2 этап.
Уточнение и расширение
Тест
Руки Вагнера относится к
Указанные авторы исходят из положения о том, что развитие руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентаций в нем необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей действие, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра». Изображение кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его актуальными мотивами.
Э. Вагнер на основе изучения основных работ, выполненных с помощью теста руки, сделал вывод о его высокой валидности и надежности, особенно при работе с детьми.
Порядок работы с методикой.
Испытуемому
в стандартной
Материал – 9 стандартных карточек с изображением руки и одна без изображения, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
Ответы испытуемого классифицируются по 11 категориям:
Агрессия.
Указание.
Страх.
Эмоциональность.
Коммуникация.
Зависимость.
Демонстративность.
Увечность.
Пассивная безличность.
Активная безличность.
Описание.
Методика
Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.
"Анализ семейных взаимоотношений"
(АСВ) позволяет определить, каким
образом родители воспитывают ребенка
в семье. Для этого измеряется
11 шкал, относящихся к нарушениям
процесса воспитания: гиперпротекция,
гипопротекция, потворствование, игнорирование
потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей
ребенка, недостаточность требований-
Затем
можно получить ответ на вопрос:
почему родители используют тот или
иной стиль воспитания ребёнка, измерив
следующие 9 шкал, относящихся к личностным
проблемам родителей, которые они
решают за счет ребенка. Расширение сферы
родительских чувств, воспитательная
неуверенность родителя, фобия утраты
ребенка, неразвитость родительских чувств,
проекция на ребенка собственных нежелаемых
качеств, вынесение конфликта между супругами
в сферу воспитания, предпочтение мужских
качеств, предпочтение женских качеств.
Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника