Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.

Объект: родительско-детские отношения.

Предмет: родительско-детские отношения и их взаимосвязь с агрессивностью детей дошкольного возраста.

Гипотеза: родительско-детские отношения связаны с агрессивностью детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….3

1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа.............................................................................................................3

1.2 Содержание понятия агрессивности в психологии.................7

1.3 Взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...................................................................................15

1.4 Выводы.....................................................................................................21


Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ....................................................22

2.1Организация и методы исследования...............................................22

2.2 Исследование родительско-детских отношений и агрессивности поведения у детей .......................................................................................................................25

2.3 Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста...........................................................33

2.3 Выводы................................................................................................................40

Заключение.................................................................................................................41

Литература .................................................................................................................43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психодиагностике(коррекция).docx

— 94.30 Кб (Скачать файл)

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще; «Мужчины в основном грубы, неопрятны». Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму[4]. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В. то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции». 

2.3  Результаты исследования взаимосвязи родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста.

Первым  этапом диагностической работы явилось  выявление детей с выраженными  агрессивными тенденциями в поведении.

По результатам  анализа теста «Несуществующее  животное» из 27 обследуемых детей  выявлено, что у испытуемых преобладают  следующие формы агрессии:

вербальная  агрессия выявлена у 24 детей, в их рисунках, на изображённых несуществующих животных, изобилуют различной величины открытые рты с зубами и клыками; защитно-ответная выявлена у 8 детей, на рисунках этих ребят ярко выражены различные выступы и рога на голове животного; агрессивная защита от людей, обладающих властью, авторитетом была выявлена у 3 детей, здесь преобладали поднятые вверх шипы и наросты, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, которые имеют над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя; пониженный эмоциональный фон был отмечен у 20 испытуемых, здесь были отмечены очень слабые прорисовки паутинообразных линий.

Таким образом, по результатам данной методики наиболее преобладает вербальная форма  агрессии, наименее выражена защитно-ответная. Для уточнения и расширения представлений об особенностях личностных качеств, сопутствующих агрессивному поведению детей был использован тест «Руки Вагнера». Результаты исследований по тесту «Руки Вагнера» отражены в таблице 1. 

Таблица 1.

Частота встречаемости исследуемых категорий

    агрессия указание страх коммуникация эмоциональность зависимость демонстративность активная безличность пассивная безличность увечье
    49% 15% 4% 7% 0% 28% 26% 22% 0% 1%
 

Таким образом, преобладают ответы по категории  агрессивности 49%; отсутствуют ответы по категориям «Эмоциональность» и  «Пассивная безличность». Основные тенденции  активности испытуемых представлены на рисунке 1. 

Рисунок 1. Профиль основных тенденций активности исследуемой группы детей (%)

Проведенный анализ результатов позволяет сделать  следующие выводы:

значительное  превышение агрессивных ответов  позволяет предположить наличие  агрессивных тенденций в поведении  испытуемых;

высокий балл по категории «Зависимость»  свидетельствует о неумении самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию, о потребности в заботе и защите, неспособности к эффективному взаимодействию;

снижение  ответов по категории «Коммуникативность»  позволяет предположить о несформированности коммуникативных навыков и трудностях в сфере социальных контактов;

отсутствие  ответов по категории «Эмоциональность»  может свидетельствовать о неумении рефлексировать и распознавать эмоции в себе и в других, о несформированности позитивного эмоционального самоотношения, трудностях в межличностных контактах, отгороженности;

повышение ответов по категории «Демонстративность» может свидетельствовать о потребности в привлечении внимания;

отсутствие  ответов по категории «Пассивная безличность» дает основания полагать, что лишь немногие внешние стимулы  являются нейтральными, а повышенная чувствительность к внешним стимулам может выражаться в неадекватных агрессивных реакциях.

Таким образом, на основании данных выводов, можно предположить, что дети из данной выборки отличаются плохой приспособляемостью, низкой адекватностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, пониженным эмоциональным фоном.

Сравнительный анализ полученных данных по результатам  «Теста руки Вагнера», «Несуществующего животного», позволяет сделать вывод, что для данной группы испытуемых характерными проявлениями являются следующие  черты: неадекватное эмоциональное  реагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному  взаимодействию, что может вызвать агрессивное поведение.

Полученные  данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) приведены  в таблице 3.

Таким образом, вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста встречается в семьях с такими нарушениями воспитания детей, как гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование

 потребности  ребенка, воспитательная неуверенность  родителей, вынесение конфликта  между супругами.

Защитно-ответная форма агрессии встречается в  семьях с такими нарушениями в  семейном воспитании, как вынесение  конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований, гиперпротекция.

Агрессивная защита от людей, обладающих авторитетом, властью встречается при следующих  нарушениях в семейном воспитании: строгость наказаний, вынесение  конфликта между супругами в  сферу воспитания. 

Таблица 2.

    Частота встречаемости нарушений в семейном воспитании

Типы  нарушений в семейном воспитании Название шкалы Кол-во человек % соотношение
Гиперпротекция Г + 4 14,8
Гипопротекция Г - 4 14,8
Потворствование У + 3 11,1
Игнорирование потребностей У - 3 11,1
Чрезмерность  требований, обязанностей Т + 5 18,5
Воспитательная  неуверенность родителей ВН 6 22.2
Вынесение конфликта между супругами в  сферу воспитания ВК 7 25,4
Чрезмерность  санкций С + 2 7,4
 

В результате исследования мною были выявлены следующие типы семейного взаимодействия, влияющего на агрессивное поведение дошкольников.

I тип  семейного взаимодействия - «деструктивный» (25 % испытуемых). Отношения между родителями отличаются некорректностью, отсутствием такта, чувства меры, зачастую открытой нетерпимостью. Процесс воспитания ребенка - предмет манипулирования в отношениях между супругами.

Детям, в свою очередь, демонстрируются негативные эмоции (злость, раздражение), вслух выражается разочарование, недовольство характером, внешностью, интеллектуальными способностями. Замечания делаются на повышенных тонах, в оскорбительных выражениях. При этом вспышки гнева, бурные выражения антипатии зачастую сменяются столь же бурным раскаянием, задабриванием. Особенностью семейной дисфункции по признаку выражения эмоций являлась их чрезмерность и недостаток. Воспитательная позиция родителей отличается непоследовательностью: отцом и матерью могут отдаваться противоположные распоряжения, устанавливаться запреты, немедленно отменяемые другим родителем. Столь же противоречива реакция родителей на проступки или недостаточные успехи взрослеющего ребенка. Функции нормативного контроля осуществляются родителями с той же склонностью впадать в крайности. Никаких попыток восстановления социального статуса ребенка не предпринимается. Отказ воспринимать факт психической болезни ребенка приводит к несвоевременному обращению за специализированной помощью. Данный тип семейных взаимоотношений свойственен тем семьям, где дети имеют ярко выраженные черты: неадекватное эмоциональное реагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному взаимодействию, что может вызвать агрессивное поведение.

II тип  семейного взаимодействия - «конструктивный» (30 % родителей). Родители проявляют уравновешенность, рассудительность, уступчивость, поддерживали в доме благожелательную, доверительную атмосферу. Даже серьезные конфликты не становятся поводом к бурным дискуссиям и конфронтации, в которую вовлекались бы младшие члены семьи. Характерна сдержанность в выражении эмоций и особенно — негативных, поддержка ребенку оказывается в ненавязчивой форме. Родители проявляют заинтересованность, понимание, доверие, отзывчивость, готовность помочь, поощрить при успехе и ободрить при неудаче. Позитивную позицию они занимали и по параметру нормативного контроля.

Эти родители считают воспитание ребенка своей  основной функцией, главным смыслом  существования. Воспитательная позиция  по контрасту с таковой, полной противоречий в семьях с “деструктивным” типом  взаимодействия отличалась последовательностью  и состояла в безусловно положительном  отношении к ребенку, а оказываемая  эффективная опека могла рассматриваться  как элемент терапевтического воздействия  среды. Данный тип семейных взаимоотношений присущ всем семьям детей, чья агрессивность выражена слабо.

III тип  семейного взаимодействия — “смешанный”  (45 % испытуемых - родителей). Семейное  взаимодействие в этих случаях  включает черты как “деструктивного”, так и “конструктивного” типов.  При этом отец и мать нередко  являются носителями противоположных  позиций, что порождает напряженность  в семье. Лояльность одного  из супругов вступает в противоречие  с педантизмом, холодностью, жестокостью,  агрессивностью другого. Не желавшие  понять и дополнить друг друга,  проявить сплоченность, не нуждавшиеся  во взаимном доверии, супруги  не способны прийти к общему  решению. Столь же резко расходятся  они и в проявлениях эмоций. Жесткий, холодный, чрезмерно приверженный  раз и навсегда установленным  правилам родитель не способен  понять суть психических расстройств  ребенка, предъявляет ему излишне  высокие требования, на выполнении  которых настаивал, не считаясь с реальной ситуацией. Деструктивное влияние такого отношения смягчалось доброжелательной опекой ребенка другим родителем. Тем самым хотя бы отчасти нивелировалось “отвержение”, создававшее у ребенка ощущение постоянного психологического давления, безвыходного положения, беззащитности. Рассогласованность внутри родительской диады распространялась на семейное взаимодействие в целом, включая воспитательную позицию и нормативный контроль. Следствием являлась поляризация дисфункциональной семейной структуры, когда один из родителей (носитель адаптивной тенденции) вступал в устойчивую коалицию с ребенком против другого, исключавшегося из процесса воспитания.

Данный  тип взаимоотношений свойственен  семьям детей, чьи личностные качества, такие как неадекватное эмоциональное  реагирование; неуверенность в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному  взаимодействию выражены средне и агрессивность  соответственно на среднем уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений на агрессивное поведение дошкольника