Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:36, дипломная работа
Цель исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования является психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Понятие и типы детско-родительских отношений
Особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста
Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений
Глава 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Организация и методика обследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
2.3 Психокоррекционная работа по преодолению нарушений детско-родительских отношений на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
Заключение
Список используемых источников
Существует попытка
описать отношения в семье
через те роли, которые выполняет
ребенок. Роль определяется как некий
набор шаблонов поведения по отношению
к ребенку в семье, как сочетание чувств,
ожиданий, действий, оценок, адресованных
ребенку от взрослых членов семьи.
В гармоничной
семье дать описание роли трудно, потому
что все отношения с ребенком
гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда
родительские позиции утрачивают гибкость,
адекватность, детские роли довольно четко
выявляются.
Наиболее типичны
четыре роли: «козел отпущения», «любимчик»,
«примиритель», «беби» [22, 87]. Первая роль
возникает в семье, когда супружеские
проблемы родителей, взаимное недовольство
друг другом переходит на ребенка, он как
бы отводит на себя негативные эмоции
родителей, которые на самом деле они испытывают
друг к другу. Вторая, внешне совершенно
иная роль по своему психологическому
содержанию, возникает тогда, когда родители
не испытывают друг к другу никаких чувств,
а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной
заботой о ребенке.
Две другие роли
по существу описывают стиль близости
родителей и ребенка. «Беби» отдален
от родителей, он как бы вытесняется из
семейной общности, еще раз и навсегда
предписано быть в семье только ребенком,
от которого ничего не зависит. Эта роль
возникает при сильной близости супругов
друг к другу.
«Примиритель»,
рано включившийся в сложности семейной
жизни, занимает важнейшее место в семье,
регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Предотвращение супружеских конфликтов
вынуждает ребенка играть роль взрослого,
приближаться к родителям.
Некоторые авторы
(С.В.Ковалев, Д.З.Капустин, А.В.Толстых)
пытались положить в основу описания типов
семьи степень выраженности эмоционального
отношения родителей к своему ребенку.
Представляем
два крайних типа, (а все остальные
отличаются по степени выраженности
эмоций) [9; 29].
1. Семьи, в
которых отношения строятся на основе
любви и принятия.
Обобщенная формула
родительского отношения
2. Семьи, в которых
отношения строятся на неприятии и отторжении
ребенка.
Обобщенная формула
родительского отношения
В ряде исследований
(А.Т.Шмелева, Т.М. Афанасьева) внимание
уделялось изучению степени свободы
ребенка в семье, или тому, как
родители регулируют его поведение
[ 22; 32]. Были выделены два крайних
типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность.
1. Отношения
по типу чрезмерной опеки
2. Отношение
по типу излишней
Во многих исследованиях
психологи, пытаясь описывать типы
семейного воспитания, пришли к выводу,
что более точной будет оценка воспитания
не в одном, а одновременно в нескольких
аспектах. Поведения родителя представляется
в системе координат, одна из осей которых
отражает эмоциональный аспект отношения
к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинация
крайних значений дают четыре типа воспитания:
Теплое отношение
к ребенку в сочетании с
предоставлением ему
Холодное разрешающее
воспитание, при котором некоторая
холодность к ребенку, недостаточность
родительских чувств сочетаются с предоставлением
ему достаточной свободы.
Теплое ограничивающее
воспитание, которое характеризуется
эмоционально ярким отношением к
ребенку с излишнем контролем
за его поведением.
Холодное ограничивающее
воспитание, которое приводит к постоянной
критике ребенка, к придиркам, а иногда
и к преследованию любого самостоятельного
поступка.
Многие работы,
посвященные детско-
Авторитарный
стиль – все решения принимают
родители, считающие, что ребенок
во всем должен подчиняться их воле,
авторитету.
Родители ограничивают
самостоятельность ребенка, не считают
нужным как-то обосновывать свои требования,
сопровождая их жестким контролем, суровыми
запретами, выговорами и физиологическими
наказаниями. В подростковом возрасте
авторитарность родителей порождает конфликты
и враждебность. Наиболее активные, сильные
дети сопротивляются и бунтуют, становятся
избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные
дети приучаются во всем слушаться родителей,
не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.
Если по отношению к старшим детям матери
склонны реализовать более «разрешающее»
поведение, то авторитарные отцы твердо
придерживаются избранного типа родительской
власти.
Демократический
стиль – родители поощряют личную
ответственность и
Попустительский
стиль – ребенок должным
Хаотический стиль
(непоследовательное руководство)- это
отсутствие единого подхода к
воспитанию, когда нет ясно выраженных,
определенных, конкретных требований
к ребенку или наблюдаются
противоречия, разногласия в выборе
воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется
одна из важных базовых потребностей личности
– потребность в стабильности и упорядоченности
окружающего мира, наличии четких ориентиров
в поведении и оценках.
Опекающий стиль
– стремление постоянно быть с ребенком,
решать за него все возникающие проблемы.
Родители бдительно следят за поведением
подростка, ограничивают его самостоятельное
поведение, тревожатся, что с ним может
что-то произойти.
Исследования
влияния различных стилей руководства
на развитие личности ребенка и формирование
детско-родительских отношений показали,
что наиболее благоприятное воздействие
на воспитательный процесс оказывает
авторитетный и демократический стиль
взаимодействия, в то время как остальные
стили приводят к нарушениям личностного
развития и дисгармонии межличностных
отношений родителей и детей [9; 22].
Мы рассмотрели
некоторые подходы к
Итак, детско-родительские
отношения составляют важнейшую
подсистему отношений семьи как
целостной системы и могут
рассматриваться как
- характер эмоциональной
связи: со стороны родителя
— эмоциональное принятие
- мотивы воспитания
и родительства;
- степень вовлеченности
родителя и ребенка в детско-
- удовлетворение
потребностей ребенка, забота
и внимание к нему родителя;
- стиль общения
и взаимодействия с ребенком,
особенности проявления
- способ разрешения
проблемных и конфликтных
- поддержка автономии
ребенка;
- социальный
контроль: требования и запреты,
их содержание и количество; способ
контроля; санкции (поощрения и
подкрепления); родительский мониторинг;
- степень устойчивости
и последовательности (противоречивости)
семейного воспитания.
Интегративные
показатели детско-родительских отношений
[29, 53]:
• родительская
позиция, определяемая характером эмоционального
принятия ребенка, мотивами и ценностями
воспитания, образом ребенка, образом
себя как родителя, моделями ролевого
родительского поведения, степенью удовлетворенности
родительством;
• тип семейного
воспитания, определяемый параметрами
эмоциональных отношений, стилем общения
и взаимодействия, степенью удовлетворения
потребностей ребенка, особенностями
родительского контроля и степенью последовательности
в его реализации;
• образ родителя
как воспитателя и образ
Эмоциональная
сторона детско-родительских отношений
в значительной степени предопределяет
благополучие психологического развития
ребенка и реализацию воспитательного
потенциала родительства как социального
института. Эмоциональное отношение к
партнеру у родителей и ребенка в контексте
их отношений имеет различное происхождение,
психологическое содержание и динамику
развития. Если применительно к супружеским
отношениям можно говорить о принципиальном
равенстве партнеров — как в отношении
генезиса, так и развития и реализации
эмоциональной связи, — то в случае детско-родительских
отношений природа детской и родительской
любви оказывается различной. Эмоциональное
отношение родителя к ребенку квалифицируется
как феномен родительской любви (Э. Фромм)
[9, 246], причем в современной психологии
четко разделяют эмоциональное отношение
к ребенку матери и отца, выступающее как
материнская или отцовская любовь. Наряду
с понятием родительской любви используется
термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман,
А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга) [5, 143],
характеризующий аффективную окраску
отношения родителя к ребенку и признание
его самоценности. Эмоциональная близость
(В.В. Столин) определяет аффективный знак
отношения (симпатия — антипатия) и эмоциональную
дистанцию между родителем и ребенком
[26, 110].
1.2 Особенности
психологического развития
Психологическое
развитие детей имеет свою специфику.
Для того чтобы ее рассмотреть, можно обратиться
к взглядам И. В. Дубровиной о соотношении
психологического здоровья и развития
личности. И. В. Дубровина утверждает, что
основу психологического здоровья составляет
полноценное психологическое развитие
на всех этапах онтогенеза [31, 18]. Следовательно,
психологическое развитие ребенка и взрослого
будет отличаться совокупностью личностных
новообразований, которые еще не развились
у ребенка, но должны присутствовать у
взрослого. Таким образом, можно говорить
о том, что психологическое здоровье —
это прижизненное образование, хотя, безусловно,
его предпосылки создаются еще в пренатальном
периоде. Естественно, что в течение жизни
человека оно постоянно изменяется через
взаимодействие внешних и внутренних
факторов, причем не только внешние факторы
могут преломляться через внутренние,
но и внутренние факторы могут модифицировать
внешние воздействия.
Вступление человека
во взрослую жизнь характеризуется
началом преобладания процессов
приспособления к среде, освобождением
от инфантильного «Мир должен соответствовать
моим желаниям» [31, 23]. И человек, достигший
зрелости, в состоянии поддерживать динамический
баланс между приспособлением и приспособляемостью
при сохранении акцента на преобладании
самоизменений как предпосылок изменения
внешней ситуации. Исходя из такого понимания
нормы, можно подойти к определению уровней
психологического развития [31, 37].