Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:22, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. Оно обладает большой объяснительной силой при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний. Тем не менее, широких и систематических исследований, направленных на изучение соотношения различных механизмов психологических защит в норме и патологии, проведено немного. Объясняется это, по-видимому, отсутствием до последнего времени психологических методик, позволяющих комплексно и в одном исследовании оценить выраженность основных механизмов защиты, а также большими разногласиями между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов.
Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы влияния механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия……………………………………..
§1. Исследование механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологии…………………………….
§2. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
7
7
29
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы влияния механизмов психологической защиты на копинг-поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия.………..
§1. Особенности влияния механизмов психологической защиты на выбор сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны стратегий копинг-поведения в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
§2. Практические рекомендации офицеру-руководителю по совершенствованию межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях с учетом результатов исследования……………………………………………..
43
43
57
Заключение………………………………………………………………………..
Список источников и литературы…………………
Проекция. Свои отрицательные качества человек переносит на других. Например, он начинает цинично рассуждать: «Они только прикидываются высоконравственными, а думают только об этом...».
Интроекция. Положительные качества других переносятся на собственное «Я». В человеке формируются такие установки: «Без меня все рухнет», «Если я уйду, то работа встанет», «Приходится мне, профессионалу, работать с бездарями» и т. д.
Искажение или замещение действительности. В этом случае формируются следующие установки: «Я не бездарен, мне мешают», «Это не выговор, а проявление особого внимания ко мне со стороны руководства», «Это не неудача, а успех» и т. д.
Сдвиг реальности бывает во времени («Эта книга написана в „доисторическую" эпоху», - говорит человек о книге, изданной 10 лет назад) и в профессии (когда ветеринар, например, самоуверенно дает советы больному человеку).
Приятие - отрицание. В поступке принимается то, что может быть прощено, остальное отвергается.
Растворение ответственности. В этом случае могут формироваться следующие установки: «Я как все, как народ», «Я не виновен, поскольку народ всегда прав» и т.д.
Конфлюенция, или идентификация себя с другими. Возникает, когда человек хочет подчеркнуть свои связи и повысить таким образом собственную значимость в глазах других. Младший научный сотрудник без степеней и званий может высокомерно сказать: «Мы, ученые, думаем...» Или в беседе: «Как сказал мне вчера на прогулке мой друг профессор...»
Психологическая защита через капитуляцию:
Геронтолизм, или пуэрилизм. Это страх ответственных поступков. Человек подсознательно не хочет (боится) совершать их и оправдывает себя через возраст. Возникают следующие установки: «Все еще впереди, я молод, еще успею...» или: «Ничего не поделаешь, возраст есть возраст, приходится уступать место молодым...»
Интропунитивность. Тенденция во всем обвинять себя. Такие люди, как правило, обладают комплексом неполноценности, заложенным в детстве. Установки в этом случае могут быть следующими: «Я во всем виноват», «Все из-за меня», «Моя ошибка».
Импунитивность. Тенденция искать причины неудач в обстоятельствах жизни. В человеке формируются установки: «Если бы не этот случай...», «Против судьбы не пойдешь», «Во всем виновато воспитание» и т. д.
Сверхзащита:
Селекция информации. Все неприятное для себя человек перестает воспринимать. Он слышит только то, что хочет услышать. Это может произойти под воздействием сильного стресса, глубоких переживаний.
Отрицание или избегание. «Этого не может быть!» - кричит человек, не веря очевидному, отрицая его. К такой форме защиты прибегают, узнав о смерти близких, во время войн, бедствий, аварий и т. д.
Защитный фасад. В этом случае скромный, ранимый человек начинает вести себя нагло и самоуверенно, а наглый и циничный прикидывается интеллигентным.
Девальвация угрозы. Например, курящего предупреждают об угрозе заболеть раком, а он ссылается на и поныне здравствующего 90-летнего курильщика. В нем формируется установка: «Со мной этого не случится».
Персонализация тревоги. Человека мучает беспричинная тревога, и он ищет и находит ее источник: «Работа замучила», «Устал» и т. д. На самом деле причина часто в другом (злоупотребление алкоголем, болезни и др.).
Перестраховка. Например, человек однажды попадает в какую-то критическую ситуацию - авария, болезнь и т. д.
После этого он всю жизнь перестраховывается: переходит только на зеленый свет, даже когда нет машин, питается рационально и только в определенное время, вообще не употребляет алкоголь, не курит и т. д.
Фиксация. Возникает, когда человек терпит однажды фиаско в каком-то деле и после этого всегда отказывается от аналогичных дел.
Сверхконсерватизм. Человек избегает всего нового. В нем формируются установки: «Я не трус, я не боюсь новаторства, но я против авантюризма», или: «Затраты моей энергии не будут соответствовать приросту заработка, следовательно, нет смысла выкладываться», или: «Женщина - это роскошь для мужчины, лучше я буду жить один».
Вытеснение. Человек забывает то, что неприятно, что умаляет его достоинство, а принимает то, что ему выгодно и нравится. Например, больному раком внушают, что он болен ревматизмом, и он этому начинает верить.
Дифлексия, или уход в себя. Например, общительный человек замыкается в себе. Объясняет он это тем, что устал. Причина на самом деле глубже: уход в себя часто обеспечивает отдых мозга, защищая его от внешних воздействий.
Отключение. Возникает, когда организму требуется психологический отдых. Например, студент во время сессии перестает воспринимать изучаемый материал, чувствует «смертельную усталость» - человек как бы отключается. При смене ситуации (например, звонок от любимой подружки) усталость как рукой снимает, и через некоторое время восприятие материала восстанавливается.
Деперсонализация - дереализация. Возникает, когда человек переживает психологический шок. В этом случае он непроизвольно переключается на что-то второстепенное: начинает мыть посуду, стирать, гладить белье и т. д.
Альтернативное переключение. В человеке формируется установка: «Все это меня больше не интересует, я с самого начала был против...» На самом же деле человек поначалу был «за» неудачно выполненный план, проект и т.д.
Интропсихическая адаптация. Когда нечто угрожает или что-либо человека изматывает, он говорит себе: «Все - надоело!», «Ничего не хочу», «Ничего не надо». Таким образом, он неосознанно снижает свои потребности.
А я и не хотел. Такая реакция возникает, когда необходимо оправдание перед самим собой. Возможные установки: «А я и не хотел», «Всю жизнь мешали», «Не было удачи», «От судьбы не уйдешь».
Рассечение гордиева узла. Робкий человек сам идет навстречу угрозе, опасности. Неопределенность и неизвестность его психологически изнуряют и толкают к действию. В итоге он кидается на амбразуру, встает под пули или на путь самоубийства.
Ритуально-символические действия. Тревожный и неуверенный в себе человек начинает верить в приметы, постукивать по дереву, сплевывать через плечо и т. д.
Изживание напряжения или страха. Например, невротичный ребенок рисует воду или огонь, поскольку вода успокаивает, а огонь позволяет выплеснуть накопленные агрессивные эмоции. Боязливый выбирает в игре роль тигра, и ему становится легче, потому что в игре боятся его.
Сублимация - изменение ценностей жизни. Например, красивая женщина, жившая в молодости одной любовью, потеряв привлекательность, становится чересчур самоотверженной матерью или бабушкой.
Реактивное образование. В случае данной защитной реакции человек бессознательно переводит трансформацию одного психического состояния в другую (например, ненависть - в любовь, и наоборот). На наш взгляд подобный факт имеет весьма важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что неважны реальные действия человека, потому как они могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний. Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть - является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.
Самоограничение как механизм адаптации. Суть механизма самоограничения в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями других людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение падает. В такой ситуации многие просто прекращают деятельность. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями. Анна Фрейд назвала данный механизм «ограничением Я». Она обратила внимание, что такой процесс свойственен психической жизни на всем протяжении развития личности.
Аннулирование - психический механизм, который предназначен для уничтожения неприемлемых для человека мыслей или действий. Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым неприемлемое деяние для него аннулируется, и он может дальше жить спокойно.
Расщепление. В случае расщепления человек разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», бессознательно убирая все неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им проблемы (критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития, например, тревоги). Расщепление является неким искажением реальности, как, собственно, и другие механизмы защиты, посредством действия которых человек стремится уйти от реальности, подменяя истинный мир - ложным.
Изоляция. В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в которую способно привести к развитию симптоматики невроза (например, увеличить тревожность, беспокойство, чувство вины и проч.) Также, если при выполнении какой-либо работы (деятельности) излишне погружаться в характер такой деятельности, то подобное может привести к сбою в осуществлении этой деятельности. (Если боксер будет все время думать о том, что удары противника способны вызвать болевые ощущения и различного рода травмы, а то и привести к смерти в результате сильного удара - то подобный боксер изначально проиграет вследствие невозможности вести поединок из-за страха и проч.)
Регрессия. Такая защитная реакция психики как регрессия проявляется в том, что человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.
Сопротивление. Такой механизм защиты психики как сопротивление является очень важным как для понимания специфики защитных реакций в целом, так и служит возможностью перехода на новый этап развития индивида как личности, что при благоприятных раскладах помогает ему подняться и на следующую ступень в иерархической лестнице социальных отношений.
Трансфер. Универсальный человеческий опыт, влияющий на межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению. В психодинамике рассматриваются любые взаимоотношения людей в настоящем через призму репродуцирования эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом, которое используется личностью в качестве "образца".
Трансформация. Форма психологической защиты, при которой вытесненные негативные черты характера в сознании человека превращаются в позитивные.
Так, свою жадность человек может объяснить экономностью и бережливостью, некорректное отношение к другим, несдержанность - эмоциональностью, постоянные "разборки" в коллективе - желанием сделать его работу эффективной, конфликтность - всем сделать добро и др., заменяя истинные причины иллюзорными, ложными, но удобными для себя.
Прежде всего, давайте вспомним, что психика человека делится на такие составляющие как сознание (левое полушарие мозга; примерно 10% объема), подсознание (бессознательное, примерно 90% объема, правое полушарие), Сверх-Сознание, или Сверх-Я, Альтер-эго. Между сознанием и бессознательным находится цензура психики (базируется в левом полушарии); цензура психики - это барьер критичности на пути информации из внешнего мира и психики (мозг) человека, т.е. цензуре психики отведена роль своеобразного фильтра в оценке информации, поступаемой из внешнего мира. Часть такой информации цензура пропускает в сознание (а значит, человек способен осознавать эту информацию), а часть - наталкиваясь на блок в психике, Сверх-Я (Альтер-Эго, цензура психики), переходит в подсознание. Чтобы оттуда в последствие оказывать влияния на сознание посредством возникающих мыслей и осуществлением поступков (поступки - как следствие мыслей или неосознанных, рефлекторных, желаний, инстинктов).7
Сопротивление, являясь одной из защитных функций (цензуры) психики препятствует поступлению нежелательной для сознания информации в сознание, вытесняясь в бессознательное, то есть мы можем увидеть, что происходит постоянная борьба между сознательным и бессознательным. Подобное становится возможным в случаях, когда характер новой информации, ее смысловая часть, не находит восприятия в душе индивида, то есть на первоначальном уровне восприятия становится невозможным принятие данной информации - с информацией, уже существующей в бессознательном конкретного человека. Информации, которая, находясь в памяти индивида - начинает явно противиться поступлению новой информации. На вопрос: каким образом в психике закрепляется информация, поступаемая из внешнего мира, следует ответить что вероятней всего наблюдается своего рода совпадение кодировок (вновь поступаемой и раннее существовавшей) информации, т.е. новая информация вступает во взаимодействие с более ранней информацией схожего содержания и направленности, которая к моменту поступления новой информации уже находилась в бессознательном психики.
Психологическая защита личности представляет собой сложную многоуровневую систему социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечивать информационно-психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях.8
В данном случае автор не ставил цель рассмотреть в полном объеме все многообразие конкретных форм психологической защиты личности, которые используют различные социальные субъекты. Сосредоточили внимание на выделении основных уровней и некоторых направлений формирования и функционирования психологической защиты личности, которые могут дать представление о ее системном характере.