Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

    Эти условия в комплексе превращают школу, основная задача которой содействие личностному росту детей, в зону повышенного риска для здоровья подрастающего поколения.

     В условиях, когда состояние здоровья детей с каждым годом стремительно ухудшается и приобретает глобальный характер, школе необходимо пересмотреть свои позиции. Здоровье детей должна стать главной ценностью и главным критерием эффективной работы общеобразовательных учреждений. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Здоровье  выступает одной из основных человеческих ценностей, позволяющая реализовать жизненные цели, потребности, счастливо и полноценно жить, добиться высшей ступени в иерархии потребностей - самореализации.

      Потребность быть здоровым - основная потребность  человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным: правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определенный минимум: условий, призванных охранять здоровье своего гражданина.

      Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом - нравственное, социальное. «В здоровом теле - здоровый дух», - говорили в Древней Спарте. С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух». Когда же человек обнаруживает, что заболел серьезной или неизлечимой болезнью, он открывает для себя, что все цели, к которым стремился, вдруг потеряли свою ценность. Неожиданно оказывается, что карьера, деньги, успех ничего не стоят по сравнению со здоровьем.

      Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда - болезнь, борьба с которой может отнять все силы

      В Учалинском районе по статистическим данным, абсолютно здоровыми в возрасте от 7 до 18 лет можно считать только 12.3 % от общего числа детей. 2312 школьников состоят на зачете с хроническими заболеваниями

     Причинами в ухудшении здоровья школьников являются не только социально-экономическое положение страны, неблагополучность семей и др., существенную роль в эту ситуацию вносит и сама школа

 

   

      На  основе проведенных исследований мы пришли к выводу, что состояние  здоровья школьников связана с психолого-педагогическими  условиями общеобразовательных  учреждений.

     Основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние здоровья детей, являются следующие: перегрузка учащихся, вызванная очень большим объемом учебных дисциплин, плохая материально-техническая база школ, несоблюдение санитарно-гигиенических требований учебными заведениями, профессиональная неподготовленность учителя, как главного организатора учебной деятельности детей и т.д. Большое влияние на эмоциональное состояние детей оказывает стиль отношения учителя.

      Значительная  часть школьников очень плохо  владеют знаниями о состоянии и возможностях своего здоровья. В этой ситуации есть и вина школы - она не является источником знаний о сохранение и укрепление здоровья (см. приложение 4).

      Полученные  результаты исследования свидетельствуют  о необходимости осуществления ряда мер в сфере общего среднего образования. Учреждения образования в содружестве с медиками должны стремиться обеспечить оптимальные условия для гармоничного развития детей, вооружить их знаниями и навыками по сохранению и укреплению их здоровья, сориентировать в направлении профилактики возможных заболеваний.

     В сохранение и укрепление здоровья школьников большую роль может сыграть учитель. Конечно, школьная нагрузка, несоответствующая  санитарно-гигиеническим требованиям  материально-техническая база общеобразовательного учреждения и другие условия не зависят от него. Но он является организатором учебной деятельности детей и может положительно повлиять на состояние их здоровья в ходе обучения и воспитания. А именно: учитывая возрастные и индивидуальные особенности, адаптируя учебный процесс к индивидуальным физиологическим, психическим,  интеллектуальным  особенностям детей - как по  форме  и методам организации, так и по содержанию; используя различные технологии обучения и т.д. Очень интересную мысль высказал по этому поводу доктор медицины В.Ф.Базарный, «...Если вопрос стоит так: работать по старой методике обучения, где главные приоритеты - сумма знаний, то уменьшение количества часов и учебной нагрузки проблему здоровья школьников не решит. Если же сменить платформу в подходах к образованию и работать в режиме психомоторного раскрепощения и сенсорной свободы школьников, пользуясь здравоохраняющими технологиями и механизмами, то тогда детям нужно будет даже наращивать содержательные нагрузки в рамках традиционных школьных предметов                [1, с. 61].

     Таким образом, только гуманный подход, с  опорой на природные потребности  ребенка, применением здоровьесберегающих  технологий позволит учителям реализовать  цели обучения и воспитания без ущерба здоровья детей.

      Современные школьники медиками характеризуются  как: узкогрудые, сутулые, близорукие, бледнолицые, нервные, а потому и  безвольные и раздражительные [15, 25]. А ведь всего через 5-10 лет они войдут в общественную жизнь, которая неизбежно потребует от них активности, инициативы, предприимчивости, контактности, самостоятельности, дисциплинированности, критичности и просто энергии, для того, чтобы трудиться. Поэтому уже сегодня дело первостепенной важности - создать оптимальные психолого-педагогические условия в общеобразовательных учреждениях с целью охраны здоровья подрастающего поколения.

 

   

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные психологические проблемы образования: Сборник научных статей /Под ред. Ф.А. Сайфуллина, Г.Р. Шафиковой/ Изд-е Сибайского института Башкирского университета. - Сибай, 2001. - 177 с.
  2. Антропова, М.В. Физиолого-гигиенические показатели обучения шестилетних детей // Педагогика. - 1997. - № 1.
  3. Аюпова, М. Медико-педагогические проблемы защиты здоровья школьников (на башк. яз.) // Учитель Башкортостана. - 1997. - № 7.
  4. Байдавлетов, Р.И. Развитие образования - приоритетная политика в Республике Башкортостан // Учитель Башкортостана. - 2000. - № 4.
  5. Базарный, В.Ф. Три битых кита // Народное образование. - 1997.- № 10.
  6. Береговой, Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защищать? // Народное образование. - 2001. - № 5.
  7. Боярин, В. Что вредит здоровью школьников? // Народное образование. - 2002. - № 2.
  8. Галяутдинова, С.И. Здоровье подрастающего поколения как важнейшая составляющая его образования // Учитель Башкортостана. - 2002. - № 3.
  9. Горячев, В. Здоровье - категория педагогическая // Народное образование. - 1999. - № 9.
  10. Гурин, В.Е. Воспитательная система школы: моделирование и реализация // Народное образование. - 1995. - № 4.
  11. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
  12. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
  13. Дьяченко, В.К. Относительная ценность образовательных технологий в реформировании школы // Школьные технологии. - 2001. - № 3.
  14.  
  1. Жаркова, Т. Преступность - катастрофа, угрожающая на наше будущее // Учитель Башкортостана. - 1995. - № 7.
  1. Зайцев, Г. Время педагогики здравосозидающей // Народное образование. - 2002. - № 6.
  2. Закон республики Башкортостан «Об образовании» // Ведомости Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостан. - 1997. - № 12.
  3. Закон Российской Федерации « Об образовании» - М.: Новая школа, 1996.
  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
  5. Косаткин, В. Болезнь как недостаток культуры // Школа здоровья. -1995. - № 5.
  6. Колосков, С. Права ребенка в образовании // Народное образование. 2001.-№9.
  7. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Гл. XVIII., п. 44.
  8. Костиников, Н. Прямиком к «меловой» педагогике? // Народное образование. - 1998. - № 9.
  9. Кравченко, А.И. Социология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
  10. Лазутина, М. Дети и подростки на улицах...// Учительская газета. -1995.-№ 13.
  11. Левитес, Д. Педагогическое насилие // Народное образование. - 1997. -№10.
  12. Леонтьева, М.Р. Общее среднее образование России. Сб. нормат. документов 1992 - 1993 г.г. В 2-х кн. 1 / М-во образования Рос. Федерации -М.: Просвещение, 1993. - 286 с.
  13. Лукацкий, М.А. Диалог настоящего с прошлым // Педагогика. - 1998. -№8.
  14.  
  1. Максимова, В. Путь к социальной зрелости // Народное образование. -1994. № 5.
  1. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 320 с.
  2. Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Днепров. - М.: ГУВШЭ, 2002. - 332 с.
  3. Мустаев, В. Блеск и нищета физкультуры // Учитель Башкортостана. 2002. -№ 5.
  4. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
  5. Относительная ценность образовательных технологий в реформировании школы и системы образования // Школьные технологии. -2001.-№2.
  6. Панкова, П. Валеология в школе и дома // Народное образование. -1996.-№ 10.
  7. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, Г. Гельцина. - М.: Медицина, 1985. - 224 с.
  8. Психология. Учебник / под ред. А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 1999.-584 с.
  9. Рахимов, М.Г. Система образования РБ: новые приоритеты развития в условиях модернизации. (Выступление на августовской конференции по образованию в г. Баймак) // Учитель Башкортостана. 2002. - № 10.
  10. Российская пед. энциклопедия: В 2-х т.т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
  11. Садыков, Р. Состояние физической культуры и спорта на селе // Ватандаш. - 2003,- № 4.
  12.  
  1. Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс в башкирской образовательной школе / Изд-е Башкирского государственного университета. -Уфа, 2002.-288 с.
  1. Самородов, В. Главное - движение // Ватандаш. - 2002. - № 4.
  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование. - 1998. - с. 256.
  3. Сельская, Н.С. Сознание современного образования: взгляд на проблему // Образование. - 2000. - № 1.
  4. Симонова, С. Без здоровых детей у страны нет будущего // Народное образование. - 2002. - № 2.
  5. Созонов, В. Как сберечь здоровье школьников? // Воспитание школьников. - 2001. - № 10.
  6. Созонов, В. Каждый нужен, каждый незаменим // Народное образование. - 1998. - № 9.
  7. Соколова, Г. Злоба дня и вечные ценности // Народное образование. -1994. - № 5.
  8. Степанова, М. Гимназия глазами медиков // Школа здоровья. 1995. - 10.
  9. Фридман, Л.М. Кулагина, Н.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
  10. Хайретдинова, З.Д. Духовное развитие личности - задача воспитания (на башк. яз) // Учитель Башкортостана. 1992. - № 9.
  11. Чаклин, А.В. Лекция о здоровье и долголетии. - М.: Знание, 1986.- 64 с.
  12. Ямбург, Е. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы // Народное образование. - 2002. - № 2.
  13. Яцун, С. Мотивация - на здоровый образ жизни // Учитель. - 2001. -№2. 

 

Приложение 2

 
Ранжирование

      Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор ценностей. Ваша задача - проранжировать их по мере уменьшения значимости для  Вас. Пожалуйста, отвечайте искренне. Спасибо».

      Список  ценностей:

      материально     обеспеченная     жизнь     (отсутствие     материальных затруднений);

  • любовь;
  • здоровье (физическое и психическое);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • учеба;
  • творчество (возможность творческой деятельности);

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся