Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа
В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.
ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50
2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72
Эти условия в комплексе превращают школу, основная задача которой содействие личностному росту детей, в зону повышенного риска для здоровья подрастающего поколения.
В
условиях, когда состояние здоровья
детей с каждым годом стремительно
ухудшается и приобретает глобальный
характер, школе необходимо пересмотреть
свои позиции. Здоровье детей должна стать
главной ценностью и главным критерием
эффективной работы общеобразовательных
учреждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье выступает одной из основных человеческих ценностей, позволяющая реализовать жизненные цели, потребности, счастливо и полноценно жить, добиться высшей ступени в иерархии потребностей - самореализации.
Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным: правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определенный минимум: условий, призванных охранять здоровье своего гражданина.
Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом - нравственное, социальное. «В здоровом теле - здоровый дух», - говорили в Древней Спарте. С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух». Когда же человек обнаруживает, что заболел серьезной или неизлечимой болезнью, он открывает для себя, что все цели, к которым стремился, вдруг потеряли свою ценность. Неожиданно оказывается, что карьера, деньги, успех ничего не стоят по сравнению со здоровьем.
Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда - болезнь, борьба с которой может отнять все силы
В Учалинском районе по статистическим данным, абсолютно здоровыми в возрасте от 7 до 18 лет можно считать только 12.3 % от общего числа детей. 2312 школьников состоят на зачете с хроническими заболеваниями
Причинами в ухудшении здоровья школьников являются не только социально-экономическое положение страны, неблагополучность семей и др., существенную роль в эту ситуацию вносит и сама школа
На
основе проведенных исследований мы
пришли к выводу, что состояние
здоровья школьников связана с психолого-
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние здоровья детей, являются следующие: перегрузка учащихся, вызванная очень большим объемом учебных дисциплин, плохая материально-техническая база школ, несоблюдение санитарно-гигиенических требований учебными заведениями, профессиональная неподготовленность учителя, как главного организатора учебной деятельности детей и т.д. Большое влияние на эмоциональное состояние детей оказывает стиль отношения учителя.
Значительная часть школьников очень плохо владеют знаниями о состоянии и возможностях своего здоровья. В этой ситуации есть и вина школы - она не является источником знаний о сохранение и укрепление здоровья (см. приложение 4).
Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости осуществления ряда мер в сфере общего среднего образования. Учреждения образования в содружестве с медиками должны стремиться обеспечить оптимальные условия для гармоничного развития детей, вооружить их знаниями и навыками по сохранению и укреплению их здоровья, сориентировать в направлении профилактики возможных заболеваний.
В
сохранение и укрепление здоровья школьников
большую роль может сыграть учитель.
Конечно, школьная нагрузка, несоответствующая
санитарно-гигиеническим
Таким
образом, только гуманный подход, с
опорой на природные потребности
ребенка, применением
Современные школьники медиками характеризуются как: узкогрудые, сутулые, близорукие, бледнолицые, нервные, а потому и безвольные и раздражительные [15, 25]. А ведь всего через 5-10 лет они войдут в общественную жизнь, которая неизбежно потребует от них активности, инициативы, предприимчивости, контактности, самостоятельности, дисциплинированности, критичности и просто энергии, для того, чтобы трудиться. Поэтому уже сегодня дело первостепенной важности - создать оптимальные психолого-педагогические условия в общеобразовательных учреждениях с целью охраны здоровья подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 2
Ранжирование
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор ценностей. Ваша задача - проранжировать их по мере уменьшения значимости для Вас. Пожалуйста, отвечайте искренне. Спасибо».
Список ценностей:
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся