Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа
В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.
ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50
2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72
Педагоги одним из наиболее эффективных способов обучения, щадящих здоровье детей выделяют коллективный способ, который нашел свое отражение и в концепции Р. Штейнера (Вальдорфская педагогика) -«коллективное познавательное творчество на уроке» [43, с. 136].
Здесь необходимо разграничить понятия «групповой» и «коллективный» способы обучения. Групповой способ обучения - это когда один одновременно учит многих; он появился в XVII – ХХ в.в. и включает три формы: групповую, парную и индивидуальную. А коллективный способ обучения подразумевает, что каждый учит каждого и включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную.
Теоретически коллективный способ обучения обоснован А.Г. Ривином и В.К. Дъяченко. Они дали следующую формулировку: «Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого» [44, с. 96].
В коллективном способе обучения одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы. Чем больше школьник работает на других, тем качественнее он усваивает новый учебный материал и больше помощи и информации получает от своих соучеников и партнеров.
«Многое спрашивать, усваивать и учить других» - в этом заложена тайна великой учености.
«Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил, обучать других, - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя» - так писал Я.А.Коменский в своей «Великой дидактике» (Коменский Я.А. «Великая дидактика» гл. ХУШ, п. 44). В этом смысле сторонников коллективного способа обучения можно считать его последователями.
«Спрашивать, - писал Я.А.Коменский, это значит обращаться за советом по поводу неизвестной вещи к учителю, к товарищу или к книге. Усваивать, - это значит узнанное и понятное запоминать и для большей верности заносить в тетрадь. Обучать, - это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам. Кто учит других учится сам - не только потому, что повторяя он укрепляет себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи» [21].
Если
при классно-урочной системе
Основой коллективного способа обучения выступает сотрудничество, в процессе чего дети учатся взаимопомощи, направлять свои действия к общественно полезному делу, к достижению единой цели, усваивают правила поведения в обществе. Эти критерии являются прямым отражением социального здоровья [43].
Проделанный
нами анализ педагогических концепций
позволило выявить, что умелое использование
некоторых моментов педагогами помогут
им добиться высоких результатов в педагогическом
поприще, эффективно решая при этом задачи
по охране здоровья учащихся, способствуя
гармоничному их развитию.
Выводы
Учеба - тяжелый универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Нами
было отмечено, что первый скачок в
значительном увеличении доли детей, имеющих
повседневные недомогания, длительные
расстройства
здоровья и хронические заболевания, наблюдаются
в возрасте 7-10 лет, то есть в период начала
учебы в школе и адаптации к ней. Это неслучайно.
Новый вид деятельности требует
максимальной мобилизации
интеллектуальных и физических сил ребенка. С началом обучения в школе возрастает объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, увеличивается нагрузка на зрение, меняется режим и распорядок жизни.
Отсутствие
полной осведомленности педагогов
о физиологических и
Особенно
неблагополучными в современных
условиях можно считать
нервно- психическое здоровье школьников,
и как было отмечено, связано оно
в некоторых
случаях с психолого-педагогическими усло
общеобразовательных учреждений.
Есть
детское стихотворение о
диагностированных у школьников с первого по восьмые классы, две третьих возникали по вине учителей. Это дидактогенный нервоз. Не правда ли странно: дидактика всегда означала искусство обучения, а сегодня она превратилась в способ калечить детей нервозами с помощью дидактики. Прибавьте к этому парту не по росту, неадекватное освещение, питание в школьной столовой и т.д. В таких условиях болезни, связанные с ОРВИ, кажутся святыми. Это единственная официальная возможность школьника взять на несколько дней «отпуск без содержания», «убежать в болезнь».
Остановимся и перечитаем К.Д. Ушинского: «Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать, хоть в словах то, что они выучили или прочли... Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать думать) и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания» [38]. Лучше не скажешь. А ведь написано это почти сто лет назад. Каких замечательных успехов добилась педагогическая наука с тех пор! Сколько победных реляций звучит каждый год на августовских совещаниях в регионах. Только как быть с тем фактом, что подавляющая часть сегодняшних школьников пребывает в состоянии умственной перегрузки, катастрофически теряет здоровье, уносит из школы стойкое чувство собственной неполноценности, обиду или злобу на школу и учителей.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы мы провели исследовательскую работу на базе МОУ СОШ с. Ильчино Учалинского района, которая состояла из следующих этапов:
I. Анкетирование родителей и учителей общеобразовательных школ по проблеме исследования.
П. Анализ результатов медицинского осмотра учащихся.
III.
Проведение исследовательской работы
среди учащихся общеобразовательных школ.
I. В анкетирование принимали участие всего 46 учителей и родителей. Анкетирование включала в себя следующие вопросы:
Если да, то каковы основные причины ухудшения здоровья школьников? По результатам ответов на первый вопрос сложилась следующая картина:
На второй вопрос ответили «да» - 42 (91,3%) учителей и 22 (68,75%) студентов. Те, кто отрицательно на данный вопрос, (учителя - 4, студенты -10), связывают ухудшение здоровья школьников с неблагоприятными семейными условиями, образом жизни родителей и средствами массовой информации, которые «ведут отпечаток антигуманности».
Основными причинами ухудшения здоровья школьников учителя назвали следующие (по мере убывания):
- Перегрузка учащихся.
Учителя отмечают, что реальная нагрузка на 1,5 - 2 раза больше, чем нормативная, определяемая учебным планом - «Иногда приходится также проводить дополнительные уроки, чтобы не отставать от программы. К концу учебного дня у многих детей наблюдается сильное утомление». Одна из педагогов также отметила, что школьная нагрузка отрицательно влияет не только на состояние здоровья школьников, но и учителей - «профессия учителя может быть отнесена к группе риска по возникновению невротических расстройств, нарушения голосообразования, утомления органов зрения и т.д.»
2. Материально-техническое состояние школ.
Учителя здесь отметили такие составляющие, как несоответствие школьной мебели, отсутствие некоторых технических средств, плохая освещенность и т.д.
Ответы же студентов на второй вопрос несколько отличаются. По их мнению, основными причинами ухудшения здоровья школьников выступают:
По
результатам данного
II. В 2008 году с апреля по декабрь проводилась Всероссийская диспансеризация детей. Поводом для этого масштабного мероприятия послужила тревога за ухудшающееся состояние здоровья подрастающего поколения. И вот результаты проведенных профилактических осмотров учащихся.
В
возрасте до 6 лет абсолютно здоровыми
являются только 11,7% детей. 14,1% в этой
возрастной категории страдают хроническими
заболеваниями. С приходом в школу
дети приобретают еще ряд
Абсолютно здоровыми в возрасте 7 до 18 можно считать только 12,3% от общего числа детей.
По словам врачей-педиатров, среди заболеваний, возникающих именно по вине школы, на первом месте болезни органов дыхания, на втором - нарушения костно-мышечной системы, на третьем -нарушения зрения, на четвертом - болезни эндокринной системы (зоб, ожирение, сахарный диабет).
2312
школьников состоят на учете
с хроническими заболеваниями,
где лидирующее положение
Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся