Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

      Опираясь  на эти факты новое определение  понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».  
 

      Но  данное определение для российского  гражданина, живущего многие годы в   условиях   экономической   нестабильности   и   социального напряжения, просто не оставляет никаких надежд относительно собственного здоровья. Современным условиям более адекватно подходит сформулированное С.М. Громбахом определение здоровья, как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность [1; 30].

      Таким образом, здоровье выступает интегративной категорией, включающей физическое, психическое и социальное здоровье. Все эти «виды» тесно взаимосвязаны. Так на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом - нравственное, социальное. Ведь ещё в Древней Спарте говорили, что «В здоровом теле - здоровый дух».

      На  здоровье человека влияет много факторов: по данным ВОЗ, не менее 50 % здоровья человека зависит от его образа жизни, 20 % приходится на наследственность, 20 % - на экологию, 10 % - на медицинскую помощь [37]. Получается, что здоровье в большинстве случаев зависит от нашего образа жизни, от социально-экономического состояния страны, удовлетворение материальных, духовных потребностей и т.д. Родить здорового ребенка - это еще не значит,что родители дали ему все. Это только основа, а можно сказать, только предпосылка к хорошему здоровью. Необходимо также создать условия для полноценного психического и физического развития, сформировать у него потребность «быть здоровым». Здоровый образ жизни должен стать естественной, ограничной потребностью ребенка, восприняв которую он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей своей жизни. С этой точки зрения, здоровье выступает как педагогическая категория.

      В формирование потребности «быть  здоровым» наряду с семьей, главная роль отводиться и школе. 

        Поскольку через школу проходит  все население, на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье и здоровье всего общества.

      Но  перед тем как воспитать у  школьников тягу к здоровому образу жизни, школа обязана создать определенный минимум условий, призванных охранять их здоровье. Это нашло свое отражение в Типовом положении общеобразовательных учреждений, где выделено - «… общеобразовательное учреждение несет ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся » [27, с. 136].

     Как было отмечено выше, общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального.

     Физическое  здоровье определяется как «стабильное  состояние организма, всех основных его систем на высоком функциональном уровне» [4, с. 3-4].

     Сохранению  и укреплению физического здоровья в школе способствует материально-техническая база учреждения и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Это такие составляющие как:

  • достаточное и правильное освещение учебных помещений, которое определяет не только работоспособность учеников, но и сохранение у них зрения и нормальной осанки;
  • наличие школьной мебели, соответствующей стандартам, с целью профилактики нарушений осанки;
  • состояние воздушной среды (температура, влажность и подвижность воздуха в учебном помещении);
 
  • ежедневная  уборка в кабинетах;
  • соблюдение техники безопасности;
  • организация правильного питания и т.д.

     Несоблюдение  данных условий может превратить школу в зону повышенного риска  для здоровья подрастающего  поколения.  Например,

 

   

несоответствие  школьной мебели возрастным и физиологическим  параметрам приводит к искривлению позвоночника, несоблюдение светового режима, слабая освещенность классов - к ухудшению зрения, пренебрежение уборкой в помещениях - к появлению различных аллергических реакций, к заболеваниям органов дыхания, а недостаточная обеспеченность суточной физиологической потребности организма в питательных веществах и энергии мощный фактор риска для физического здоровья детей и подростков.

    Существенную  роль в развитии у школьников утомления  на уроках и в возникновении вегетативных расстройств отводят состоянию воздушной среды.

    Действие  же этих факторов в комплексе на здоровье школьников часто становится препятствием к освоению выбранной  ими профессии, лишают возможности  плодотворного высокопроизводственного  умственного и физического труда.

    Все это приводит к мысли, что материальный фундамент для создания таких условий в образовательном учреждении должно закладываться еще в процессе проектирования и строительства школьного здания.

    Однако  физическое здоровье школьников зависит  не только от внешних, объективных признаков. Существенную роль здесь играют учителя. Насколько они владеют знаниями о возрастных и анатомо-физиологических особенностях детей, и как это учитывается при образовательном процессе; насколько включают в свою сферу деятельности задачи по охране здоровья учащихся. Особую роль в сохранение и укрепление физического здоровья школьников играют также включение учителем в свою работу разнообразных форм организации педагогического процесса. Таких как экскурсии, походы, которые способствуют не только укреплению физического здоровья, но и развивают познавательную активность, повышают трудоспособность организма.

 

  

    Одним из наиболее важных факторов в укрепление физического здоровья школьников выступают уроки физической культуры, спортивные секции, кружки. Они способствуют не только физическому развитию школьников, воспитание выносливости, ловкости, но и выступают как одним из наиболее эффективных способов проявления личности в обществе. Спорт дает многостороннюю удовлетворенность от проявления своих сущностных сил, наряду с другими видами человеческой культуры выступает сферой самовыражения человека, постоянно раскрывает в нем новые способности и возможности. С его помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Но станет ли физическая культура неотъемлемой частью жизни школьников, зависит от того, насколько соблюдены санитарно-гигиенические требования, требования безопасности в спортивных залах и самое главное, как организована сама деятельность. Здесь уже необходимо вести разговор о педагогической компетентности, профессионализме работников этой сферы.

        Безусловно усилия по сохранению физического здоровья школьников со 
стороны учителей и родителей, даже с соблюдением санитарно -гигиенических норм, учетом возрастных, анатомо-физиологических особенностей детей, применением здоровьесберегающих технологий не приведут к эффективному результату, пока не будут сформированы у самих школьников потребности в здоровье, в глубоком научном понимании сущности здорового образа жизни, его житейской ценности. Что требует от педагога интенсивной работы по этому направлению – проведение различных
мероприятий, акций, сотрудничество с высококвалифицированными специалистами, а самое главное, идеология здоровья, как важнейшая ценность человека, должна быть сформулирована у него самого.

     Безрадостная  картина современного состояния  здоровья населения и недостаточная      эффективность      медицины      привели      к      осознанию

 

   

необходимости выделения науки о здоровье - валеологии в самостоятельную область научных знаний и включение её в систему школьных предметов. В задачи валеологии входит: «обеспечение оздоровительного режима в учреждениях, выявление и изучение причин возможных отклонений в физическом развитии и состояние здоровья детей, выбор и внедрение наиболее эффективных путей их предупреждения и устранения» [55, с. 69].

    Но  самая основная задача - создание у  школьников мотивации на здоровый образ  жизни.

        Таким образом, вся  деятельность валеолога должна быть направлена на формирование «здоровья» как элемента человеческой культуры.

    Если  вопросы профилактики физического  здоровья, укрепления защитных сил организма и влияние на них различных условий жизнедеятельности, можно сказать, с давних пор находятся в поле внимания общественности, то наши представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще представляют исключительную сложность и недостаточную разработанность.

    В литературе особое значение для психического здоровья детей придается удовлетворению его жизненноважных потребностей. Психологи подчеркивают, что очень важно установить какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильными, и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых являются особенно вредными. Придерживаясь данной точки зрения, можно сказать, что психическое здоровье — это неразрывно связанное с физическим здоровьем, состояние эмоционального благополучия ребенка, которое достигается в ходе удовлетворения жизненно важных потребностей в определенный период его развития [1, с. 59].

    Эмоциональное благополучие школьников достигается  в ходе удовлетворения таких важных потребностей как потребность в  любви и одобрении, потребность  в доверительно-дружеском общении, в стремление

 

   

быть  принятым и понятым, в адекватном самосознании своего «Я» (конец детства 8-12 лет) и в подростковом и старшем школьном возрасте -потребность в самоопределение и самоутверждение.

      В проблеме психического здоровья определение  критериев является одной из серьезных задач, что дает понять психическую организацию ребенка в норме как противоположности патологии: болезни, расстройства, нарушения. Но все-таки, по мнению большинства психологов, идея комплексного подхода к оценке психического здоровья человека представляется наиболее перспективной. В связи с чем выделяют следующие критерии психического здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процесс). Среди свойств личности это - оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязания, чувство долга, уверенность в себе, необидчивость, независимость, ответственность, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

      В сфере психических состояний  в их число обычно включают: эмоциональную  устойчивость, зрелость чувств соответственно возрасту, совладение с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и т.д.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться, сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

     Из  психических процессов: адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом).

     С позиций самоуправления здоровая личность характеризуется выраженностью  целеустремленности (обретением смысла жизни), воли, энергичности, активности, самоконтроля, адекватной самооценки [37, с. 460].

 

   

     Учитывая  эти критерии, рассмотрим, какие факторы в школе оказывают влияние на психическое здоровье обучающихся. При этом необходимо уточнить, что психическое здоровье тесно связано с физическим состоянием человека. В одних случаях психическое состояние становится главной причиной заболеваний, а в других физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт, поэтому выделение факторов, влияющих только на психическое или физическое здоровье, условны.

      В проблеме сохранения психического здоровья учащихся чрезвычайно существен начальный период обучения - первые недели пребывания в школе. С поступлением в школу на ребенка обрушивается масса новых впечатлений и незнакомых ему ранее требований: строгого соблюдения правил поведения, длительного пребывания в относительно неподвижной позе, интенсивной умственной деятельности и т.д. Для детей, не посещавших ранее детский сад, к этому присоединяются появление нового непререкаемого авторитета учителя, а также включение в многоликий коллектив сверстников. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. У некоторых учеников эта адаптация проходит болезненно, могут появиться признаки невроза.

      Критериями  наступившей адаптации к школе  служат исчезновение функциональных отклонений, наблюдавшихся в первый период занятий, снижение утомляемости и повышение успеваемости, установление нормальных взаимоотношений с педагогами и товарищами. У большинства детей адаптация к школе наступает к середине первого учебного года. Но у некоторых этот период затягивается. Трудности адаптации чаще всего связаны с личностными особенностями ребенка, в значительной степени сформированными наследственностью и семейными условиями. Но велика в этом и роль школы. Правильное поведение педагога, его терпеливость и

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся