Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

    Второй  важной причиной ухудшения здоровья школьников является составленное учебное расписание уроков, не отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены. «Учебное расписание - это главный организатор школьной жизни, и главный хранитель детского здоровья. Работоспособность учеников - вот основной закон, который должен определять политику и приоритеты школьного расписания. Главные «трудоспособные» дни и часы ученика - это вторник, среда, четверг, второй, третий, четвертый уроки учебного дня. Во все остальные дни нельзя ставить контрольные работы, зачеты и т.д.- так написано в «Типовом положении об общеобразовательном учреждении РФ», а на практике же за основу расписания берется все, что угодно, но не трудоспособность и, стало быть, здоровье детей. На перегрузку учащихся, усталость часто не обращают внимания. В один день могут внести в расписание и две, и три контрольных. А после уроков провести внеклассное мероприятие и отметить у себя в плане, что провели воспитательную работу. Да провели, но ценою чего?! Один из главных факторов, разрушающих здоровье детей - это поза во время учебного процесса. В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся в напряженно-неестественном положении, старчески согнувшись, с низко склоненной к тетради головой, вцепившись в шариковую ручку, которой они пытаются выводить каракули. «При таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении в начальной школе, ребенок уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлете. Результат так называемый «школьный шок», неврастения и ранняя стенокардия, не говоря уже о близорукости и нарушении осанки (сколиоза)» [9, с. 12]. Прибавьте сюда душные, пыльные и, как правило, непроветриваемые классы, неудобную мебель, не учитывающую рост учеников.

    Это та реальность, с которой, к сожалению, надо смириться, ибо учитель и даже весь педколлектив здесь ничего поделать не смогут. Проанализируем лучше всего уроки физкультуры, которые должны в первую очередь, укреплять здоровье школьников, и призваны помочь ребенку удовлетворить естественные потребности в движении.

    Обратим внимание на слово «культура». Это  не просто динамические часы, а занятия, которые призваны на всю жизнь  воспитать в человеке сознание великой  ценности здоровья, стремление его  хранить и укреплять, делать зарядку, посещать специальные клубы - словом, вести здоровый образ жизни. На самом деле школьная физкультура не только не помогает сохранить детское здоровье, но и разрущает его. Почему это происходит? Во-первых, двух уроков физкультуры не только не достаточно для нормального развития организма ребенка, но, как это не парадоксально будет звучать, - вредно, потому что первая половина недели - малоподвижность и детренировка, затем интенсивный урок, где ученику «нагоняются» пульс и давление, после чего - снова детренировка и сидение в неудобной позе, затем все повторяется. Так систематически расшатывается сердечно-сосудистая система ребенка. Для нормального развития, по утверждению медиков, нужно не менее четырех уроков физкультуры в неделю!

    Во-вторых, на уроках физкультуры у детей напрочь отбивается желание заниматься культурой своего здоровья. Многие выпускники российских школ, не делают зарядку, редкие предпринимают лыжные прогулки в воскресенье, а записываются в бассейн или секцию аэробики только тогда, когда ухудшается состояние здоровья. Наши граждане не научены получать удовольствие от движения, они не знают, что такое радость здорового организма! Поэтому удовольствие многие ищут в курении, алкоголе или в наркотиках. И все это происходит потому, что концепция нашего физического воспитания неверна. В нашей школе преподают не физкультуру, а спорт. Нормативы - вот что поставлено в школе результатом и критерием оценки качества урока физкультуры. А должно быть - состояние здоровья учеников. Норматив - любой ценой! Беги, задохнись, но выполни этот злополучный норматив! И поэтому большую часть уроков учитель занят приемом нормативов. Он стоит с секундомером, двое бегут, а остальные ждут своей очереди. К тому же уроки могут объединить и провести в один день. Получается, что в неделю физкультура проводится только один день в неделю. А все так называемые группы здоровья, где должны заниматься дети с ослабленным здоровьем, которые требуют специального физического режима на занятиях физкультурой в школах, как правило, не работают, и все полубольные дети занимаются в общем потоке. Поэтому родители таких учеников берут освобождение от занятий физкультурой, чем только усугубляют состояние их здоровья.

    В - третьих, слабая материальная база физической культуры. Об этом свидетельствует тот факт, что в 20% школ РФ отсутствуют спортивные залы [32, с. 41]. В спортивных залах не хватает оборудования, самого необходимого для качественного проведения занятий физкультурой. Из-за слабого финансирования в школах сокращается количество спортивных секций, клубов. В школах стало меньше спортивных праздников. Учителя же редко ходят с детьми в походы, на экскурсии, потому что дорого, опасно, нет специалистов.

    Остро стоит вопрос об организации детского досуга. Многие помещения, ранее принадлежащие подростковым клубам, переданы в аренду коммерческим организациям. У нас на глазах происходит недопустимая коммерциализация тех структур, которые призваны хоть как-то, положительно повлиять на здоровье детей, отвлекать их от улицы. Большинство спортивных секций и кружков стали платными. Многим родителям особенно многодетным, не по карману занятия в таких кружках и секциях. Вот и ребенок, не зная куда деть свою энергию, начинает искать пути самореализации, пусть и в неодобряемой обществом форме поведения.

    Как известно, на здоровье человека в немалой  степени влияет и его душевное равновесие. Каково же душевное равновесие школьников на сегодняшний день? В  последние годы прослеживается рост числа отклонений в нервно-психическом  здоровье. К началу 90-х годов, частота психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, а в подростковом - 20-25%. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди школьников возрастает каждые 10 лет на 10-15%; 70% из них становятся причиной инвалидности с детства и 35%) - непригодности к военной службе [7, с. 31].

    В последнее десятилетие отмечается резкий рост социальной дезадаптации молодежи, проявляющейся в различного рода девиациях поведения, в том числе правонарушениях, алкоголизации, наркотизации, суицидах. От 30 до 70 процентов школьников, находящихся на учете в милиции, инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних, имеют ту или     иную     форму     психической     патологии     (невроз,     психопатию, патохарактерологические аномалии личности и т.д.) [49, с. 59].

    Рассматривая  проблему нервно-психических заболеваний  среди школьников, ученые выделяют как одну из основных причин - психическое  насилие. Что же подразумевается  под термином «психическое насилие»? Обратимся сначала к закону «Об образовании» РФ статья 15.6: «... дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся...Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В «Комментарии к Закону РФ «Об образовании» (М.: Юрист. 1998.) к формам психического насилия отнесены:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
    • предъявление    к    обучающемуся    чрезмерных    требований    не соответствующих возрасту;
  • оскорбление, унижение достоинства;
    • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеризация обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающимся...».

     Есть  достаточно оснований полагать, что  учащиеся и родители просто не знали про эти положения, хотя встречались с такими ситуациями в жизни. Не предполагали, что являются свидетелями проявления психического насилия. Между тем формы психического насилия широко распространены в практике и выступают как один из факторов эмоциональной угнетенности детей. Так, Генеральная прокуратура РФ отмечает, что моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье и школах. Опрос детей,    выбывших    из    5-9    классов    средней    школы,    проведенный Министерством образования в 2000 году показал, что 43 % опрошенных детей связывают свой уход из школы    конфликтами с учителями - (47, с. 36).

    Вместе  с тем существуют и другие факторы, влияющие на эмоциональное состояние учащихся. «Судя по ответам самих школьников, можно полагать, что половина детей идет в школу с чувством постоянного страха. Дети боятся за сохранность своих вещей в школе, боятся, что у них могут отнять карманные деньги, боятся быть обиженными другими школьниками [43, с. 17].

    В ситуации школы, где транслятором культуры является педагог, многое зависит от его (чаще её) возможностей, состояния, способностей и т.д. Иногда причиной ухудшения здоровья школьников связано именно с его неправильными действиями при решении задач охраны здоровья учащихся или же его бездействием.

     В этой сфере  можно выделить следующие факторы.

    Это стрессовая тактика педагогических воздействий. «Вот пойдешь в школу...» - часто говорим мы малышу. И большинство ребят ждут этого момента с нетерпением, но к сожалению, радостное ожидание нового периода в жизни сменяется разочарованием и, хуже всего, - отвращением к учебе. «Не дергайся, не крутись, успокойся» - вот самый распространенный набор, которым учитель пытается урезонить ребенка. «Все тебя ждут, опять ты не выполнил работу до конца!» - нечто подобное «требовательный учитель» говорит ученику едва ли не ежечасно. А тот просто не может выполнить задание в отведенный срок. Уж не говоря о репликах типа: «Что это за почерк!», «Не могу больше видеть такую грязь в тетради! и т.д. Страх постоянного унижения, упреки в несостоятельности - разве все это может пройти бесследно для здоровья ребенка? Но самый сильный и постоянно действующий стресс связан не с этим давлением, а с ограничениями во времени.   Надо   понять   и   признать:   современные   школьники   живут   в постоянном цейтноте. А физиологи очень хорошо знают силу отрицательного воздействия ограничений времени: если взрослый человек на известный срок окажется в ситуации временного дефицита, стойкое повышение артериального давления и головные боли ему обеспечены. Вдумаемся: ребенок живет в такой ситуации не день, не неделю, а долгие годы и именно в ней таится один из главных источников ухудшения психического здоровья детей. Физиологи и медики говорят об этом много и давно, но в школе все еще проводится испытание детей секундомером, когда, скажем, ставят оценку за скорость чтения.

   Другой  фактор, который также влияет на психологическое самочувствие учеников, связан с господством в школе  принципа определенности: на каждый вопрос существует либо верный, либо неверный ответ. Критерием правильности ответов учащихся обычно выступает позиция учителя, которая, как правило, непререкаема и не подлежит сомнению. В скрытой конфронтации учителя и учеников верх одерживает педагог, поскольку ему всегда известны ответы на его же собственные вопросы. Такое некритическое восприятие готовой информации приводит к тому, что ученик превращается как бы в принимающее программируемое устройство, а учитель - в передающее программирующее. «Люди, взращенные на таких методиках, лишенные живого творчества, не могут свободно развиваться реализовывать заложенные в них природой творческие потенциалы. Они не могут быть и внутренне свободными, то есть обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения. И, что особенно страшно, они обретают зависимость от различного рода воздействий извне» [9, с.17].

     Следующим фактором выступает низкий уровень  знаний учителей относительно того, что  может отрицательно сказаться на здоровье учащихся и как именно надо действовать, чтобы этих отрицательных  влияний не было. Но это скорее всего  не вина, а беда учителя, что его педагогический арсенал не всегда позволяет ему найти точный подход к каждому ученику. Будущего

учителя не учат основам дефектологии, нейропсихологии, логопедии, патопсихологии, а ведь эти науки накопили уникальный набор практических методов, которые можно использовать в работе с неуспешными, гиперактивными, «молчаливыми» и другими «необычными» школьниками. Очень интересный опыт педагогических технологий М. Монтессори, Р. Штайнера остается «за кадром» при подготовке учителей.

      Если  арсенал педагогического воздействия учителя невелик, начинается тяготение к простым, полувоенным способам воздействия: «сиди тихо», «не балуйся», «без родителей не приходи». Для чего приглашаются родители? Для того, чтобы сказать им, что их ребенок плохой. Родители же в свою очередь принимают определенные меры. Если же это повторяется два, три раза, то ребенок действительно начинает верить, что он плохой и входит в эту роль.

     Успехи  или неуспехи в учебе определяют в большинстве случаев школьный рейтинг ребенка. Формируют отношение к нему окружающих и «образ - Я» - отношение к самому себе. «Ударник», «отличник» популярен, окружен и защищен уважением, несет ощущение своей значимости. У него много друзей, благоприятное эмоциональное состояние, он внутренне свободен и открыт миру. К неуспевающему, как правило, относятся с пренебрежением. Он живет с чувством вины или страха, в нем растут и множатся обиды, протест, агрессия, которые когда-то могут выплеснуться на окружающих. Словом, именно на почве успехов или неуспехов в учебе деформируется, а то и ломается детская личность.

     В современных условиях в общеобразовательных  учреждениях очень мало внимания уделяется (или же его и вовсе  нет) формированию у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Информация, приобретаемая на уроках биологии, анатомии, так и остается только на уровне знаний. Школьные же медслужбы не эффективны. Врачи не ориентированы на профилактику болезней, они лишь добросовестно фиксируют отклонения. Из-за отсутствия элементарных медицинских знаний школьники совершают множество ошибок. И очень часто эти ошибки становятся роковыми, приводят росту учащихся, употребляющих алкогольные напитки, сигареты, и даже примкнувших к наркомании - «за последние 10 лет резко увеличился процент детей, приобщающихся к вредным привычкам уже в школе» [13, с.6-8]. В таких условиях общество несет огромные потери: падение общего уровня культуры молодого поколения, растущая преступность, увеличение заболеваемости и смертности и т.д.

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся