Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:39, дипломная работа

Краткое описание

В анализируемой нами работе цель исследования: выявление и теоретическое обоснование особенностей влияния школы на здоровье учащихся.
В данном исследовании была выдвинута следующая гипотеза: на состояние здоровья школьников большое влияние оказывают созданные психолого-педагогические условия в общеобразовательном учреждении.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- систематизация и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровья детей;
- изучение особенностей влияния школы на здоровье учащихся;
- выявление основных причин ухудшения здоровья школьников;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГО­ГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………….……………………….7
1.1. Роль общеобразовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья школьников……………………………….............7
1.2. Основные причины ухудшения здоровья детей в условиях
школы…………………………………………………………………….23
1.3. Психолого-педагогический анализ изучения здоровьесберегающих технологий……………………………………..39
Выводы………………………………………………………………...……..48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ…….…50

2.1. Выявление основных причин ухудшения состояния здоровья детей в общеобразовательных учреждениях……………………….....50
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях школы……………………….65
Выводы……………………………………………………………………68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
ЛИТЕРАТУРА .. 72

Вложенные файлы: 1 файл

Сайфуллина.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

IV. Последний этап исследования по данной проблеме включала в себя беседу с врачом-педиатром Валеевой Раилей Давлетовной.

      Уважаемая Раиля Давлетовна, как мы знаем предмет «валеология» только начали внедрять в школьную программу и она является как бы новой сферой для нас. Расскажите, пожалуйста, что за предмет и каковы его задачи?

      - Валеология - сравнительно новая дисциплина в современных образовательных учреждениях. Название она получила от латинского слова «Valeo» - «быть здоровым», которое определило содержание валеологии, как деятельность человека, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

     В настоящее время, когда здоровые дети, согласно данным разных медицинских  институтов и учреждений, составляют не более 10 %, забота о здоровье подрастающего  поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей и предполагает решение комплексных научных проблем: изучение понимания учащимися сущности здорового образа жизни и разработка для них соответствующей образовательной программы и методических принципов формирования здоровья. Именно эту проблему решают валеологическое воспитание и обучение, которые призваны формировать ценности - ориентированные установки на здоровье и здоровый образ жизни.

     Если  конкретно, главная задача педагогической валеологии - создавать в школе условия, гарантирующие формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

  

  • Каким образом  можно организовать решение данной задачи в современной школе?
  • Я считаю, что для решения данной проблемы, необходимы три составляющих компонента:

          1. Оптимальное создание внутришкольной среды.

     С целью оптимизации условий внутришкольной среды необходимо знать основные гигиенические требования к её содержанию и пути их выполнения.

         2. Профилактика у школьников так называемых «школьных болезней». 
Необходимой задачей представляется проведение в школах мероприятий
по профилактике нарушений осанки, зрения и нервно-психического здоровья у учащихся. В среднем в общеобразовательных школах дети с нарушениями осанки и плоскостопия составляют 24%. Для них организуются группы ЛФК. Также среди школьников ведется просветительская работа на классном часу, на педсоветах указывается необходимость контроля за позой учеников на каждом уроке.

        3. Валеологическое образование посредством включения в школьные образовательные программы уроков здоровья.

     Вся деятельность учителя данной дисциплины должна быть направлена на воспитание и формирование у ребенка культурного отношения к своему здоровью:

    1. Культура физическая (управление физическими природосообразными движениями).
    2. Культура       психологическая       (способность       управлять физическими чувствами и эмоциями).
    3. Культура интеллектуальная  (управлять  своими  мыслями  и контролировать их).

     При работе с детьми она должна мотивировать их к достижению главной цели: «учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье».

   - Каково состояние здоровья школьников гимназии на сегодняшний день?

   - Как и других общеобразовательных учреждений, состояние здоровья детей многопрофильной гимназии нас очень беспокоит. Перечень болезней, по мере убывания, можно представить в следующем виде:

   а) костно-мышечная система (нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз, 
деформация грудной клетки);

    б) органы пищеварения;

    в) болезни эндокринной системы;

    г) миопия (зрение);

    д) нервная система;

    е) органы дыхания.

  • Как Вы думаете, ухудшение здоровья школьников каким-то образом связано с условиями общеобразовательных учреждений и системой образования в целом?
  • Да, к сожалению, большая доля вины за сложившееся положение сегодня вполне обоснованно возлагаются на систему образования, и, прежде всего ее базовое звено - школу, которая не отвечает требованиям гигиены и естественно-научным основам возрастной физиологии, вызывает адаптацию, хроническое переутомление и провоцируют рост заболеваний.

      Даже  распространенные среди школьников болезни осанки, зрения, расстройства нервной системы характеризуются как «школьные». Например, недостаточное и неправильное освещение учебных предметов приводит к ухудшению зрения и нарушению осанки у детей. На формирование осанки также негативно влияет несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся.

     Специалисты американской педиатрии не рекомендуют  детям носить грузы, превышающие 10-20% веса тела, то есть школьный ранец должен весить не более 6,5 кг. Но на практике получается иная картина. Введение в школы, начиная с младших классов новых дисциплин с соответствующими учебниками, произвольное применение отдельными учителями расписания уроков в начальной школе - все это вынуждает младших школьников ежедневно носить в школу весь арсенал учебных материалов, что превращает их ранцы в рюкзаки запасливых туристов, что способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и, в первую очередь, - плоскостопие.

     Но  все же, мне кажется, главную роль в ухудшении здоровья детей играет семья. Например, в этом году мы приняли в первый класс всего 50 детей, из них только двое здоровы. Вот и делайте выводы.

   - Какие меры предпринимаются по  улучшению здоровья школьников  в вашей школе?

       В нашей школе режим обучения имеет здоровьесберегающую основу. В первую очередь - «ступенчатый» режим педагогических воздействий на первоклассников, который построен на постепенном наращивание объема учебной нагрузки. Согласно этому режиму учащиеся первых классов в сентябре имеют по 3 урока продолжительностью по 30 минут, в октябре урок длится 40 мин и постепенно добавляется четвертый урок, структура, которой строится в свободной форме.

     С целью профилактики утомления было принято решение о сокращение времени урока до 40 минут.

      Позитивно на здоровье детей влияют уроки хореографии, ритмики, включенные в учебный план; систематическое проведение физминуток на уроке; обучение родителей на родительских собраниях; дни здоровья; соблюдение детьми режима дня.

     Важным  на сегодняшний день представляется введение в учебный план школы новой дисциплины валеологии, которая направлена на реализацию программы «Образование и здоровье», являющейся частью государственно программы «Здоровье детей России». С какими проблемами сталкиваетесь в своей работе?

  • Имеются затруднения с литературой по данной дисциплине, также мало разработаны и внедрены в практику здоровьесохраняющие технологии обучения и воспитания, адекватные возможностям детей. Но эти проблемы не столь важные, самая главная проблема - это нет мотивации на здоровый образ жизни, нет потребности «быть здоровым. Это относительно не только школьника, но и всего общества в целом.
  •  

2.2. Психолого-педагогические  рекомендации по  сохранению и укреплению  здоровья детей  в условиях школы

    Проведенный анализ и вытекаемые из него выводы свидетельствуют о необходимости осуществления ряда мер по охране здоровья подрастающего поколения в условиях общеобразовательного учреждения.

  1. Целенаправленная систематическая работа по соблюдению санитарно-гигиенических требований. Усиление контроля со стороны здравоохранительных органов.
  2. Материально-финансовая поддержка общеобразовательных учреждений для создания здоровьесберегающих условий.
  3. Более полное приближение и адаптация учебного процесса на всех ступенях школы к индивидуальным физиологическим, психическим, интеллектуальным особенностям ребенка - как по форме и методам организации, так и по содержанию.

    Для этого необходима комплексная диагностика  возможностей и способностей школьников на каждом этапе обучения - с помощью  врачей и психологов. Особую роль в этом должны играть систематические школьные медосмотры, психологические службы.

            4. Придать урокам физкультуры особую значимость в целях охраны здоровья детей. Цель этих занятий должна быть направлена на формирование здоровья, как элемента человеческой культуры, призвана на всю жизнь воспитать в человеке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

            5. Создание условий, способствующих самовыражению, самореализации личностных особенностей каждого школьника.

    В школе должны быть представлены все  виды деятельности, а не только учебная, в которой не все дети могут быть успешны, но и спорт, физический

 

    

труд  и  ремесла,  художественное  и  техническое  творчество,   свободное общение.

    Каждый  ученик должен знать: в школьных кружках и секциях есть для него место, его ждут, он там нужен. Но детскими объединениями должны руководить не любители (с целью «подрабатывать»), а профессионалы, главная задача которой не развлечь ученика, а найти, открыть в нем талант, показать ему чего он стоит.

    6. Включение предмета валеологии  в цикл учебных дисциплин.

    В современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения с каждым годом стремительно ухудшается, необходимость  валеологического воспитания детей  школьного возраста приобретает активную социальную значимость. Остро встает вопрос о формировании ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни. В этих условиях возникает необходимость внедрения дисциплины валеологии в учебный план общеобразовательных учреждений.

    Также необходимо придать урокам анатомии и физиологии валеологической направленности, способствующей лучшему самопознанию, более высокой адаптивности к ухудшающимся экологическим явлениям. Полученная информация на этих уроках не должна оставаться только на уровне знаний, ученик должен уметь применить ее в конкретных жизненных ситуациях.

    7. Создание условий для эмоционального благополучия детей в общеобразовательном учреждении.

    Учителя, главные организаторы учебной деятельности, должны содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, способствовать формированию устойчивого коллектива учащихся, как необходимого условия в личном развитии каждого ребенка. 

    В реализации этого условия основная роль принадлежит школьному психологу. Его деятельность должна быть направлена на содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

    Все эти вышеперечисленные условия  не приведут столь эффективному результату, пока сами учителя плохо ориентированы  на охране здоровья учеников. Беда также заключается в том, что учителя не научены беречь свое здоровье. А не умеющий беречь свое здоровье не сумеет сохранить ее и у других.

    Только  яркая, самобытная личность учителя, ведущего здоровый образ жизни, может сформировать позитивное отношение у школьников к своему здоровью. В противном  случае, деятельность учителя, который сам не придерживается тех принципов, которые провозглашает, не принесет желаемого результата, а зачастую нанесет непоправимый ущерб.

    Таким образом, воспитывая учащихся, учитель  должен сам совершенствоваться, поднимать  планку требований к себе, к своему образу жизни.

    Реализация  задачи формирования, сохранения и  укрепления здоровья школьников возможна только на основе комплексных усилий специалистов разного профиля: медика, школьного психолога, валеолога, всего  педагогического коллектива и т.д. 

Выводы

    По  результатам опытно-экспериментальной  работы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что негативное влияние  на состояние здоровья детей оказывает  целый ряд факторов, связанных  с их учебой в школе. В первую очередь, это перегрузка учащихся, вызванная очень большим объемом учебных дисциплин и их содержанием, материально-техническая база общеобразовательных школ, не отвечающая требованиям современных общеобразовательных технологий, и несоблюдение в школах санитарно-гигиенических требований. Третий основной фактор связан стилем отношения учителя к учащимся. Также можно выделить такие условия как плохое, некачественное питание, неудовлетворительная работа спортивных секций, профессиональная неподготовленность учителей и т.д.

Информация о работе Влияние общеобразовательной школы на здоровье учащихся