Влияние родительских отношений на психику ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы, является, семья, где возникают проблемы взаимоотношений детей и родителей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения с детьми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями, основной причиной негативных отношений детей и родителей, является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы влияния родительских отношений на формирование агрессивного поведения детей…………………………………………………………………………..…5
1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания………..…5
1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи……….....9
1. 3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка…………………18
Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение..….25
2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте ………..25
2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения……….31
2.3 Диагностика семейных отношений………………………………………...34
Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации…………....37
3.1 Анализ результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)………37
3.2Анализ результатов по опроснику родительского отношения к ребенку…………………………………………………………………………...383.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей………………………………………………………………………………40Заключение …………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Detsko-roditelkie_otnoshenia_kak_faktor_agressi.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

Примерами малых групп, наиболее значимых для  человека, является семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких  друзей и т.п.

Семья как  малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой  обязанностью её членов, которая делает её относительно автономным социально-психологическим  образованием [31].

Семью можно  отнести к естественной малой  группе, так как она возникает  и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно  охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней  присутствуют – достаточная психологическая  общность, налаженные личные взаимоотношение  – сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д. [20].

Для того чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований, которые  определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:

– успешно справляться с возложенными на неё задачами;

– иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

– создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;

Психологически  развитой как коллектив считается  такая семья, в которой сложилась  дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой  нравственной основе. Такие отношения  можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия  нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности  и информированности [8].

Таких малых  групп, которые бы полностью бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство семей  занимает промежуточное положение  между слаборазвитой группой  и высокоразвитым коллективом.

Одни  и те же члены семьи в различных  характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре  внутрисемейных отношений психологи  пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя», «установка» и «роль». Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями  данного человека с остальными членами  семьи. От позиции, занимаемой человеком  в семье, зависит степень его  потенциального влияния на поступки остальных членов семьи [6].

В отличие  от позиции статус человека в семье  – это реальная характеристика его  положения в системе внутрисистемных  отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.

В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает  к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутрисемейных отношений [15].

Итак, семья  – тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом  общения, без которого он никогда  не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать  семья.

 

Функции семьи в процессе социализации:

 

А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным [4].

Во-вторых, семья играет определяющую роль в  формировании психологического пола ребенка  в первые три года его жизни. Как  выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т. к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной [3].

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.

В-четвертых, семья имеет важное значение в  овладении человеком социальных норм.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные  ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль  жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и  способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической  поддержки человека, от чего зависит  его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность  самореализации.

Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и  большим, окружающим его, миром взрослых.

Рекреационная или психотерапевтическая функции  семьи объясняется тем, что семья  – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека, в  зависимости от его талантов, жизненных  успехов, финансового положения  и т.д. Выражение «мой дом –  моя крепость» хорошо выражает мысль, что здоровая, неконфликтная семья  – наиболее надежная опора, наилучшее  убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции [5].

Физические  силы, израсходованные человеком  в трудовом процессе, выполняются  в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанавливаются  силы в семейной обстановке, в общении  с близкими людьми, с детьми. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и детей сделало для  большинства населения семейное проведение отпуска повелительной  необходимостью, но полная стоимость  путевок в учреждения отдыха недоступна для очень многих. Между тем  доказано, что совместный отдых обоих  супругов и детей – это фактор, благотворно влияющий на крепость семейных связей [21].

Таким образом, существование человека в настоящее  время организовано в форме семейного  образа жизни. Каждая из функций в  каких-то частных случаях может  быть с большим или меньшим  успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться  только в семье. Функции семьи, это  сферы семьи, непосредственно связанной  с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Функции семьи  могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий [2].

Нарушению реализации функций способствуют различные  факторы: личностные особенности членов семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений  и воспитании детей и др.

Для того чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • иметь представления о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь сдерживать собственные инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

В целом для современной семьи характерна неблагоприятная для развития детей социально – психологическая обстановка: общий дефицит общения родителей, особенно отцов, с детьми; широкая распространенность наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям [16].

 

Типы  современных семей и особенности  взаимоотношения в них:

 

В разных странах существуют разнообразные  типы семьи, иногда экзотические, которые  сохраняют формы отношений, восходящих к глубокой древности. Нужно отметить, что сфера семейно-брачных обычаев  и традиций достаточно консервативна  и очень цепко сохраняет архаические  черты. А с другой стороны с  распространением современных производств  и урбанизированного стиля жизни  в большинстве стран утверждается сравнительно небольшое количество схожих моделей семьи. Такая тенденция  характерна и для нашей республики и для России [9].

Различают следующие типы семей: по семейному  стажу, по количеству детей, по составу, по однородности социального состава, по качеству отношений в семье, по типу потребительского поведения, по условиям семейной жизни. Рассмотрим их ближе.

1) По семейному  стажу выделяют:

– семью молодоженов;

– молодую семью;

– семью, ждущую ребенка;

– семью среднего супружеского возраста.

Средняя продолжительность совместного  проживания этого типа семьи составляет от 3 до 9 лет. Этот период является наиболее опасным, ответственным для семьи. Потому что именно в эти годы появляются слуха, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов. – Семью старшего супружеского возраста, продолжительность совместного проживания, которой составляет от 9 до 20 лет. Морально – психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости [25].

– Пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков. Однако нужно отметить, что этот тип для семьи помолодел т. к. возраст детей, вступающих в брак, составляет 19–20 лет.

2) По  количеству детей выделяют:

– однодетную семью (специальное исследование выявило, что если на женщину поколения 1929–1938 гг. рождения приходилось в среднем 4, 2 ребенка, то сегодня 36,4% женщин в возрасте 15–29 лет имеют одного ребенка);

– малодетную семью (2 или 3 ребенка);

– многодетную семью (3 и более детей).

3) По  составу:

– неполной семья может стать либо в результате развода, либо при рождении ребенка у одинокой матери;

– простая нуклеарная. Ее образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников;

– сложная семья (расширенная). Если под одной крышей проживают три поколения: пара родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, речь идет о сложной семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.

4) По  однородности социального состава.  Различают социально-гомогенные  и социально-гетерогенные. Социально-гомогенными являются такие семьи, в которых оба супруга имеют одинаковое образование, профессию. Социально гетерогенными называют семьи, в которых у родителей не одинаковое образование.

Самый трудоемкий для социальной работы тип семьи  – семья маргинальная. Генезис семей такого типа может быть связан с самыми различными причинами – болезнями, многодетностью, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д., но общим для них является резкое снижение возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Их отличают крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие пригодного для жизни жилья. Их так же называют социально неблагополучные семьи, дети из таких семей часто составляют основной контингент запущенных подростков, каждый член такой семьи имеет отклоняющиеся повеление [22].

Другой  тип семьи – семья кризисная, находящаяся ниже черта бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с физическим выживанием, супружескими отношениями и воспитанием, детей. Такие семьи нуждаются в безусловной помощи, но сложность в том, чтобы правильно определить оптимальные формы ее оказания [24].

Говоря  о нравственном выживании (сохранении семьи, теплых отношений между супругами, родителями и детьми), приходиться  надеяться на средства массовой информации, в основном на телевидение, радио, книги, т. к. индивидуальная помощь – психотерапия, семейные консультации и т.п. – платная, таким семьям не по карману.

Третий  тип семьи – благополучная семья, которая многого в жизни добилась. Уровень благополучия таких семей средний или на 15 – 20% выше среднего, и возникшие проблемы они могут решать самостоятельно, без внешней помощи. По своему достатку они еще не могут широко пользоваться индивидуальными средствами решения домашних проблем, например, дорогостоящими социальными услугами.

Для четвертого типа семей, с доходы, позволяют реализовать  практически все виды платных услуг, даже дорогостоящих. Исследователь Т. Пантелеева выделяет 5 групп семей по уровню дохода и наличию недвижимости:

  1. Крайне бедные – низкие доходы, плохие жилищные условия.

нет недвижимости;

  1. Относительно бедные – низкий доход, но есть недвижимость, жилищные условия средние;
  2. Средне-доходные, но малоимущие – нет недвижимости, плохие жилищные условия;
  3. Высокодоходные – высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости;
  4. Богатые – высокие доходы, жилищные условия выше средних, есть недвижимость.

Информация о работе Влияние родительских отношений на психику ребенка