Влияние родительских отношений на психику ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы, является, семья, где возникают проблемы взаимоотношений детей и родителей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения с детьми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями, основной причиной негативных отношений детей и родителей, является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы влияния родительских отношений на формирование агрессивного поведения детей…………………………………………………………………………..…5
1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания………..…5
1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи……….....9
1. 3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка…………………18
Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение..….25
2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте ………..25
2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения……….31
2.3 Диагностика семейных отношений………………………………………...34
Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации…………....37
3.1 Анализ результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)………37
3.2Анализ результатов по опроснику родительского отношения к ребенку…………………………………………………………………………...383.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей………………………………………………………………………………40Заключение …………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Detsko-roditelkie_otnoshenia_kak_faktor_agressi.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

Для достижения воспитательных целей, в семье родители обращаются к разнообразным средствам  воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для  него образцом. В результате разумного  применения поощрений развитие детей  как личности можно ускорить, сделать  более успешным, чем при использовании  запретов и наказаний. Если же возникает  нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания  по возможности должны следовать  непосредственно за заслуживающим  их поступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень  суровое наказание может вызвать  у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в  том случае, если проступок, за который  он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует  у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда  его что-то не устроит [26].

Этапами профилактической деятельности в работе с родителями и детьми могут стать  следующие составляющие:

  • Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей членов семьи, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения ребенка (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая Я-концепция, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о ее совместной деятельности, увлечениях.
  • Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка и родителей в таких важных областях, как психо-сексуальное развитее, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддитивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, путем проведения бесед, лекций, родительских собраний, тестирований.
  • Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитее навыков работы над собой.

Профилактика  аддитивного поведения должна коснуться  всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной  среды, общественной жизни в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Связь между  родителями и ребенком относится  к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой  организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи представляет угрозу для  жизни. Человек принадлежит к  наиболее сложным биологическим  организмам, поэтому, никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, – это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, а первое «Я – сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.

Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц (общественно – политические деятели, герои кино и литературы). Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших  воспринимается остро и болезненно. Особенно это касается расхождения  слова и дела. Из трех тысяч учащихся, опрошенных социологами, свыше 2/3 отметили, что замечают, существенные расхождения между тем, чему учат их родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они сами поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет старших, но и является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

То, как  сложатся отношения в этот трудный  для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять  чувство взрослости своего ребенка.

Многие  родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного  возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для  кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный  ребенок становится раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка  своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И  это самое страшное – ломает растущего  человека, делая его неискренним  приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я».

Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой, его выбором  друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные  для развития ребенка случаи –  жесткий, тотальный контроль при  авторитарном воспитании и почти  полное отсутствие контроля, когда  подросток оказывается предоставленным  самому себе, безнадзорным. Одни подростки  сбегают из дому от недремлющего ока  взрослых, другие активно мстят родителям  за несправедливые, с их точки зрения обвинения, непонимание.

В 12–13 лет  протест против неправильных действий родителей только назревает, но ребенок  может и не говорить об этом, буря разразится в 15 лет.

Семья –  это сложная система взаимосвязанных  процессов. Внутрисемейные отношения  один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, тоже имеют сложную  структуру.

Взаимоотношение детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: родительско – детские отношение, психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества родителей и самих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 2005.
  2. Баскина Ю.В. Построение психологического контакта между подростком и родителями. – М., 2009.
  3. Бочарова В.Г. «Педагогика социальной работы», М., 2004.
  4. Бутенко П.П. «Почему важен контакт с подростком».
  5. Вульфов Б.З. «Семь парадоксов воспитания», М., 2004.
  6. Выгоцкий «Проблема возраста».
  7. Галагузова М.А. «Социальная педагогика», М., 2005.
  8. Галагузова М.А. «Методики и технология работы социального педагога», М., 2009.
  9. Донченко Е.А., Тоторенко Т.Н. «Личность, конфликт, гармония», М., 2009.
  10. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», М., 2003.
  11. Захаров А.И. «Неврозы у детей и подростков», М., 2008.
  12. Кон И.С. «Психология ранней юности», М., 2009.
  13. Кондрашенко В.Т. «Девиантное поведение у подростков», М., 2005.
  14. Лазурский А.Ф. «Психология общая и экспериментальная».
  15. Лешан «Когда ваш ребенок сводит с ума», М., 2007.
  16. Личко А.Е. «Подростковая психиатрия», М., 2008.
  17. Матейчик «Родители и дети», М., 2007.
  18. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. – М., 2006.
  19. Мудрик А.В. «Воспитание в общении», М., 2004.
  20. Мудрик А.В. Отношения в семье в период пубертата. – М., 2009.
  21. Немов «Психология».
  22. Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология», М., 2006.
  23. Овчарова Р.И. «Семейная академия», М., 2006.
  24. Овчарова Р.И. «Справочная книга социального педагога», М., 2004.
  25. Раттер Н. «Помощь трудным детям», М., 2007.
  26. Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности», М., 2004.
  27. Сливаковская А.С. «Профилактика детских неврозов», М., 2008.
  28. Смирнова Е.О., Быкова М.В. «Динамика родительских отношений».
  29. Соколова, Юзикова «Отцы и дети в меняющемся мире», М., 2006.
  30. Фельдштейн Д.И. «Проблемы возраста и педагогической психологии», М., 2004.
  31. www.wikipedia.org

Информация о работе Влияние родительских отношений на психику ребенка