Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:15, курсовая работа
Актуальность данной темы, является, семья, где возникают проблемы взаимоотношений детей и родителей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения с детьми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями, основной причиной негативных отношений детей и родителей, является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.
Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы влияния родительских отношений на формирование агрессивного поведения детей…………………………………………………………………………..…5
1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания………..…5
1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи……….....9
1. 3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка…………………18
Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение..….25
2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте ………..25
2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения……….31
2.3 Диагностика семейных отношений………………………………………...34
Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации…………....37
3.1 Анализ результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)………37
3.2Анализ результатов по опроснику родительского отношения к ребенку…………………………………………………………………………...383.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей………………………………………………………………………………40Заключение …………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………..46
Исследователи пришли к неутешительному выводу: в общей массе наше население следует признать крайне бедным, если не назвать нищим. А более «приличный» вид основной его массы объясняется двумя причинами: остатками благополучия прежнего времени, от которого еще сохранились предметы длительного пользования и крыша над головой, а также наличием неучтенных доходов от предпринимательской деятельности [14].
Поэтому, типологизация семьи позволит значительно конкретизировать социальную работу, оформить социальное поле.
Социальная работа в семье должна строиться также с учетом выделения некоторых этапов ее развития. Каждый из этапов имеет свои сложности, которые обусловливают особенности социальной работы.
Таким образом, социальная работа должна быть такой, чтобы каждый тип семьи, в зависимости от здоровья ее членов, уровня доходов, степени образования, места жительства и т.д. получал адекватную помощь, и чтобы в этой помощи все больше места занимали модели саморазвития и самовыживания.
Существуют
два вида воспитания: общественное
и семейное, которые тесно взаимосвязаны,
дополняют и могут в
Семья – уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством [3].
Термин «воспитание» имеет два смысла: узкий и широкий. В узком смысле воспитание означает целенаправленный процесс передачи ребёнку системы представлений, понятий и норм поведения с помощью определённых методов.
В широком смысле воспитание есть воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе и семьи, детского сада, школы и т.д.
Воспитание
можно рассматривать как
Воспитание всегда предполагает активность воспитуемого. В процессе воспитания расширяется круг того, что ребёнок умеет делать, увеличивается объём общения, развивается самосознание – открытие своего «Я». Если растущий ребёнок останется в замкнутом мире, не научится многим видам деятельности, можно констатировать отсутствие воспитания.
Таким образом,
семья – это особого рода коллектив,
играющий в воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль. В связи с
особой воспитательной ролью семьи
возникает вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать
Семья – как важнейший институт социализации, т. к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культу рой, традициями, а в их рамках – с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.
Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляется силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонное внимательность.
Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг и другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями. Родители, придерживающиеся этого стиля, ценят, прежде всего, свободу воспитания. Этот стиль, по их убеждениям, формирует у детей самостоятельность. Дети, в семье которых господствуют обособленность и отчужденность, оказываются беспризорными.
Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном – игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль, за развитием ребенка.
Основным направлением в описании типологии семейного воспитания – это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции. Позиция – (от лат. positio). Мнение, точка зрения, отношение к чему-либо и соответствующее поведение.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности [13].
Адекватность
родительской позиции представляется
как понимание родителей
Гибкость
родительской позиции рассматривается
как способность изменения
Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается удовлетворением «Ребенок – центр моих интересов». Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся о его жизни.
Следующий тип – неприятие и отвержение ребенка. Обобщенная формула родительского отношения: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». Родители невнимательно относятся к ребенку, проявляется жестокость в общении, желание как можно меньше общаться с ним.
В других исследованиях внимание уделялось как степень свободы ребенка в семье, т.е. как родители регулируют его поведение. При этом подходе выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность.
Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка». В поведении родителей прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.
Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Родители постоянно критикуют поведение ребенка, отсутствует поощрение и похвала [2].
Третья группа ученых (1–2), анализируя типы воспитания, пришла к выводу, что более точная оценка воспитания заключается не в одном, а в нескольких аспектах. С одной стороны – эмоциональный аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:
В последнее время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной, а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – неуважение, близость – дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания [18].
Действенное воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости. Формула родительского отношения к детям такова: «Хочу «чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом'». В семье теплый эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его права, оказывается радужная требовательность.
Отстраненное воспитание, основанное на симпатии, уважении, но существует большая дистанция с ребенком. Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость. Основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение. Формула воспитания такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Этот стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении с ребенком идут к пути предоставления особых привилегий всячески предохраняют от вредных влияний. Интересы родителей сосредоточены на нем, они как бы не верят в возможности и способности ребенка.
Воспитание по типу снисходительного отстранения, основывается на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции. Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя не винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.
Отвержение основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Такое отношение родителей к своим детям встречается очень редко, формула родительской позиции выражается так: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает его присутствия. Родитель становится холодно-неприступным при его приближении.
Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям». Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного. Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в желании «исправить» его.
Преследование. При таком типе родительского отношения не уважение, антипатия, но близость к ребенку существует. Воспитание строится по формуле: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!». В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в «мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.
Отказ основывается на антипатии, уважении и большой межличностной дистанции. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся доверить ребенка школе.
Приведенные типы родительского воспитания заостренны. В ходе воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий отношение родителей к ребенку изменяется. Будет ошибочным считать, что поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом воспитания [10].
Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение
2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [5].
Информация о работе Влияние родительских отношений на психику ребенка