Влияние родительских отношений на психику ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы, является, семья, где возникают проблемы взаимоотношений детей и родителей, родители по-своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания общения с детьми. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями, основной причиной негативных отношений детей и родителей, является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы влияния родительских отношений на формирование агрессивного поведения детей…………………………………………………………………………..…5
1.1 Агрессивное поведение – как следствие семейного воспитания………..…5
1.2 Социально-педагогическая характеристика современной семьи……….....9
1. 3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка…………………18
Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение..….25
2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте ………..25
2.2. Характеристика методов исследования агрессивного поведения……….31
2.3 Диагностика семейных отношений………………………………………...34
Глава 3 Анализ результатов и их интерпретации…………....37
3.1 Анализ результатов по тесту КРС (кинетический рисунок семьи)………37
3.2Анализ результатов по опроснику родительского отношения к ребенку…………………………………………………………………………...383.3 Рекомендации семьям по предупреждению агрессивного поведения детей………………………………………………………………………………40Заключение …………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Detsko-roditelkie_otnoshenia_kak_faktor_agressi.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

Исследователи пришли к неутешительному выводу: в общей массе наше население  следует признать крайне бедным, если не назвать нищим. А более «приличный»  вид основной его массы объясняется  двумя причинами: остатками благополучия прежнего времени, от которого еще сохранились  предметы длительного пользования  и крыша над головой, а также  наличием неучтенных доходов от предпринимательской  деятельности [14].

Поэтому, типологизация семьи позволит значительно  конкретизировать социальную работу, оформить социальное поле.

Социальная  работа в семье должна строиться  также с учетом выделения некоторых  этапов ее развития. Каждый из этапов имеет  свои сложности, которые обусловливают  особенности социальной работы.

Таким образом, социальная работа должна быть такой, чтобы каждый тип семьи, в зависимости  от здоровья ее членов, уровня доходов, степени образования, места жительства и т.д. получал адекватную помощь, и чтобы в этой помощи все больше места занимали модели саморазвития и самовыживания.

1.3 Влияние родительских отношений на развитее ребенка

 

Существуют  два вида воспитания: общественное и семейное, которые тесно взаимосвязаны, дополняют и могут в определённых пределах компенсировать друг друга. Ослабление роли семьи в воспитании было бы чревато потерями, как для детей, так и для общества. Необходимость  семейного воспитания в современных  условиях определяется его спецификой, которой не имеют общественные формы  воспитания:

  • Семейное воспитание более эмоционально, так как его проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.
  • Ребёнок в раннем возрасте больше расположен к воздействию семьи, чем к любому другому виду влияния.
  • Представляя собой малую группу социальной структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
  • Семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы. Это позволяет ребёнку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовывать.
  • Семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают детям и дети передают друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. В результате обогащаются внутрисемейные связи, поддерживается высокий эмоциональный уровень, расширяется круг интересов семьи.

Семья –  уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают  в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как  собственными. Поэтому семья может  быть мощным источником гуманизма. В  быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством [3].

Термин  «воспитание» имеет два смысла: узкий  и широкий. В узком смысле воспитание означает целенаправленный процесс  передачи ребёнку системы представлений, понятий и норм поведения с  помощью определённых методов.

В широком  смысле воспитание есть воздействие  на человека всей системы общественных отношений, в том числе и семьи, детского сада, школы и т.д.

Воспитание  можно рассматривать как двухсторонний  процесс – с одной стороны, ребёнок усваивает готовый социальный опыт, с другой стороны, он сам активно  включается в социальную среду [17].

Воспитание  всегда предполагает активность воспитуемого. В процессе воспитания расширяется  круг того, что ребёнок умеет делать, увеличивается объём общения, развивается  самосознание – открытие своего «Я». Если растущий ребёнок останется  в замкнутом мире, не научится многим видам деятельности, можно констатировать отсутствие воспитания.

Таким образом, семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с  особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребёнка [26].

Семья –  как важнейший институт социализации, т. к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культу рой, традициями, а в их рамках – с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.

Различают три основных стиля: авторитарный, демократический  и либеральный.

Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляется силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонное внимательность.

Либерализм  в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг и другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями. Родители, придерживающиеся этого стиля, ценят, прежде всего, свободу воспитания. Этот стиль, по их убеждениям, формирует у детей самостоятельность. Дети, в семье которых господствуют обособленность и отчужденность, оказываются беспризорными.

Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном – игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль, за развитием ребенка.

Основным  направлением в описании типологии  семейного воспитания – это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции. Позиция – (от лат. positio). Мнение, точка зрения, отношение к чему-либо и соответствующее поведение.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям  адекватности, гибкости и прогностичности [13].

Адекватность  родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию [21].

Гибкость  родительской позиции рассматривается  как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий  жизни семьи.

Воспитание  по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается удовлетворением «Ребенок – центр моих интересов». Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся о его жизни.

Следующий тип – неприятие и отвержение ребенка. Обобщенная формула родительского отношения: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». Родители невнимательно относятся к ребенку, проявляется жестокость в общении, желание как можно меньше общаться с ним.

В других исследованиях внимание уделялось  как степень свободы ребенка  в семье, т.е. как родители регулируют его поведение. При этом подходе  выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность.

Воспитание  по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка». В поведении родителей прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.

Воспитание  по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Родители постоянно критикуют поведение ребенка, отсутствует поощрение и похвала [2].

Третья  группа ученых (1–2), анализируя типы воспитания, пришла к выводу, что более точная оценка воспитания заключается не в  одном, а в нескольких аспектах. С  одной стороны – эмоциональный  аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:

  1. теплое отношение к ребенку в сочетании с представлением ему самостоятельности и инициативы;
  2. холодное разрешающее воспитание, при котором есть некоторое холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с представлением ему свободы,
  3. теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;
  4. холодное ограничивающее воспитание, которое сопровождается постоянной критикой ребенка, придирками, а иногда и к преследованию самостоятельного поступка.

В последнее  время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной, а  из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей  к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – неуважение, близость –  дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания [18].

Действенное воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости. Формула родительского отношения к детям такова: «Хочу «чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом'». В семье теплый эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его права, оказывается радужная требовательность.

Отстраненное  воспитание, основанное на симпатии, уважении, но существует большая дистанция с ребенком. Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость. Основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение. Формула воспитания такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Этот стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении с ребенком идут к пути предоставления особых привилегий всячески предохраняют от вредных влияний. Интересы родителей сосредоточены на нем, они как бы не верят в возможности и способности ребенка.

Воспитание  по типу снисходительного отстранения, основывается на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции. Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя не винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.

Отвержение  основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Такое отношение родителей к своим детям встречается очень редко, формула родительской позиции выражается так: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает его присутствия. Родитель становится холодно-неприступным при его приближении.

Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям». Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного. Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в желании «исправить» его.

Преследование. При таком типе родительского отношения не уважение, антипатия, но близость к ребенку существует. Воспитание строится по формуле: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!». В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в «мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.

Отказ основывается на антипатии, уважении и большой межличностной дистанции. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся доверить ребенка школе.

Приведенные типы родительского воспитания заостренны. В ходе воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий  отношение родителей к ребенку  изменяется. Будет ошибочным считать, что поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось  одним типом воспитания [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Практические исследования влияния стилей родительских отношений на агрессивное поведение

 

2.1 Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте

 

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся  психологических структур, но возникают  новые образования, закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [5].

Информация о работе Влияние родительских отношений на психику ребенка